Иеромонах Роман (Матюшин): Такое вот письмо о спектакле «Тангейзер»

Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 1 Ин. 4,5

Получил из Минска письмо:

Руководитель МХТ О. Т.:

Т. К. поставил в Новосибирском театре оперы и балета спектакль «Тангейзер». Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу. У Льва Толстого был прекрасный термин: «энергия заблуждения». Художник имеет право на заблуждение. В нем — этом заблуждении — поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам. Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении — государственном или церковном — опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, — не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, — но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов. Я призываю остановить травлю режиссера и театра. Давайте говорить, а не размахивать уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак.

Ну что же, рассмотрим текст просвещённого либерала, защитника безобразия.

Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру…

Какое тонкое обличение жалобщиков! Да за одну только глумящуюся над Крестом декорацию нужно судить без всякого просмотра гнусности. Увы, тут не нужно быть пророком — пархатых оправдают: пленники безсильны против пленителей. Мы в плену, и если монгольское иго изводило тела, то лапсердаковое изводит души.

Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу…

То есть, любое кощунство, глумление, развратные сценки не должны пресекаться. Тревоги по иному поводу и не ожидалось.

У Льва Толстого был прекрасный термин: «энергия заблуждения». Художник имеет право на заблуждение. В нем — этом заблуждении — поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни.

Автор прекрасного термина, по свидетельству Оптинских старцев, уже дозаблуждался. Идущие за ним притопают к своему кумиру. Но не будем отвлекаться.

Заблудиться может дикарь из чащоб Амазонки, не знающий, ЧТО для христианина значит Крест Христов и сколько христиан живёт в России. Режиссёр знает об этом, не томится в плену энергии заблуждения и потому пошёл на осознанное богохульство, предпочитая зелень лесов Амазонки другую зелень, обильно выдаваемую за глум и чернуху.

Хотя, что говорить об очевидном? Ради доходчивости попробуем высказывания Лёхи Махоркина принять за руководство. Оскорбило наименование лицедея? Ну что вы, господа-просветители! Будем последовательны. Хоть и не служу музам, но всё же как художник слова имею право на заблуждение, на поиски смыслов и, не желая никого обидеть, проявляю энергию жизни, которую так отстаивает ваш Махоркин. Всё равно негодуете? Неудивительно. Давно никого не поражает лицемерие продажных рабов муз. Позволительно любое четвертование нравственности, глумление над Церковью, над Богом, над иконами и Крестом. Позволительно всё! Или почти всё?.. Почему почти? Потому что энергия заблуждения, поиски смыслов, проявления борений духа и прочие безумные глаголы прекращаются, как только речь зайдет о лохокосте или вечно обиженном племени.

Посткультурные карикатуристы Франции попробовали тронуть иудеев и тут же были уволены из свободолюбивейшего журнала. Только за сомнение в дутом-передутом лохокосте, дояре всего цивилизованного міра, в свободнейшей Гейропе на несколько лет обезпечивают питанием за государственный счёт. Всяческие поиски смыслов любителей заблуждений прямой дорожкой приводят в казённый дом. Не по нраву слово лохокост? А не сами ли превратили страдания приговорённой части своего народа в горюшко на разлив, в куплю-продажу — в лохокост? Не иудеи ли приговорили, вскормив Адольфа? Да и не было никакой еврейской жертвы всесожжения. Право же, перестаньте! Хоть в XXI веке покиньте мрачные пещеры средневекового мракобесия. Мне, как свободному художнику, точное слово очень по нраву. В нём есть та изюминка, которой давятся русофобы всех мастей. Имею право на творческий подход и незамыленное видение идола-дутыша. В конце концов, за меня горой стоит сам народный лицедей, ваш Махоркин, убеждающий, что нельзя бить искусство по рукам, потому что отсюда один шаг до сжигания книг на кострах.

(О том, что на виду всего міра горят фашистские костры, что в Одессе сжигали не книги, а людей, не вякнул ни один заморский просвещённый правдолюбец, включая ваших доморощенных махоркиных, которые без возмущения, думаю, даже с интересом и юморком, понаблюдали и за ритуальным поеданием младенца москаля в Киеве. Возможно ли пресечение поисков смыслов и борений духа? Ещё как возможно! Представьте, сколько было бы визга и воя, пристрой художники-кондитеры к вискам младенца аппетитные пейсы. Вмиг прозрела бы Гейропа и Америка, заверещав о жутком чудовище — киевской людоедской власти.)

Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Внимай, невежественный люд, ликуй от счастья иметь просвещённых поводырей! Абсолютная ценность! Путают свободу паскудства со свободой творчества, да ещё уравнивают с Верой, поставляя паскудство на недосягаемую высоту абсолютной ценности. Только развести руками… Впрочем, нас честно предупредили, что художник имеет право на заблуждение, нечестно не пояснив, как обрезывается это право властителями міра сего.

Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак.

Начнём с кулаков. Сначала бездарное ничтожество оплевало Святая Святых, ударило всех порядочных людей в самое сердце и помчалось к защитникам махоркиным, которые принялись совестить не богохульников, а верующих, и их же призывать (я призываю) не травить отравителей, не досаждать досадителям. В чём причина жуткого блуждания? В самой сути художества — желании блуждать постоянно, видя в блуждании цель и смысл жизни.

Как же они стремятся к блужданиям! Ещё бы! Оно почётно, у всех пред глазами, хорошо оплачиваемо. Блуждающих возносят, награждают, величают, им подражают. Редко кто устремится к просвету и выходу, потому что выход к Свету означает потерю всего, что они получили во мраке от князя мрака, ради подачек которого и исполняют его волю. Так и блуждают всю жизнь и помирают, не желая расстаться с обжитыми дебрями измышлений, не пытаясь осветить губительные заросли Светом Христовым. Свет Христов не нужен блуждающим: Он осветит внешнее и внутреннее, покажет всю грязь, собранную во время блужданий, полнейшую их никчемность, ненужность — напрасно прожитую жизнь, уводящую от Света, Истины и Жизни. А это страшно! Вот и бегут от себя, от Света, от спасительного пути во мрак придумок и дебри ложных понятий, обрекая души, свои и спешащих за ослеплёнными люциферовым светом поводырями, на временные и вечные блуждания.

Художник имеет право на заблуждение.

И без права на заблуждение постоянно заблуждаемся. А дай ещё права — мір утонет в блевотине, что и видим сегодня.

Трезвый человек может спросить — а кто дал художнику право отуманивать головушки и души парами, зачастую зловонно-ядовитыми? Благословения Свыше не прозвучало, народ против — но стоящий над народом просвещённый светом падшей звезды художник ни о чем не спросит у своей совести. Оно и понятно — что спрашивать у мёртвого? Имеет право, самому себе данное или полученное сниже, позволяющее коверкать всё, даже Священное Писание. У махоркиных в начале было слово, а у нас В начале было Слово — в этом отличие творчески мёртвых махоркиных с их подопечными от людей верующих — живых.

Давайте спорить, а не судить.

О спорщиках прекрасно сказал Исаак Сирианин: Лучше быть другом убийце, чем любителю споров. Какие верные слова! Убийца через страдания может обратиться к Истине, а любителю споров Она не нужна, как и блуждающим ради блужданий. Что же касается суда, то судим не личный грех и не кухонное богохульство. С богохульниками не спорят, их наказывают в земной жизни, чтобы наказание побудило к покаянию, а покаяние предотвратило погибель души.

Пишу без ненависти — с болью. Если мы не защитим Господа, Господь не защитит нас. Он — наша Жизнь. Народ, не отстоявший Жизнь, не достоин жизни.

9 марта 2015 г. скит Ветрово, иеромонах Роман (Матюшин)

Источник: Русская Народная Линия