Руслан Ткаченко: «На тему наделения Минтруда функциями «Министерства семьи». Моё экспертное и категоричное НЕТ!» (02.12.20)
На тему наделения Минтруда функциями «Министерства семьи», или официально «определение единого ведомства, которое сосредоточит в себе основной функционал в сфере демографии, защиты семьи, материнства и детства» — моё экспертное и категоричное НЕТ!
Нет, потому что любой, кто мало-мальски разбирается в семейной и демографической политике скажет, что больше всего палок и препонов в реализации этой самой демографической политики – дело рук Минтруда. Отмечу лишь три тезиса.
Первый — это фигура бывшего министра Топилина. И не надо говорить, что его уже год как нет, и теперь там всё нормально. Во-первых, там ненормально — там в принципе антисемейная культура; во-вторых, министрами просто так не становятся, и если поставили человека с такими характеристиками, значит и задачи были соответствующие. Теперь конкретнее. Не буду пересказывать всё, что слышал от других, расскажу хотя бы то, что видел сам.
Несколько лет назад была пенсионная реформа. Не та последняя, где подняли пенсионный возраст и все возмутились, а предыдущая, более жёсткая и опасная, но которую мало кто заметил: это когда ввели пенсионные баллы. По итогам той реформы сильно (реально сильно) ухудшилось положение многодетных матерей. Чтобы хоть как-то подсластить пилюлю, было предложено учитывать в стаж не два отпуска по уходу за ребёнком по полтора года, как это было раньше, а целых три. Это не просто подачка, а плевок в лицо многодетным матерям, потому что после введения бальной системы, многодетные матери могут рассчитывать разве что на социальную пенсию, и вместо того, чтобы с молодых лет рожать, женщины вынуждены будут сперва наработать себе по 15 лет стажа, а уж потом задуматься о детях. Откровенно антидемографическая мера! Мы требовали, чтобы за каждого ребёнка отпуск по уходу шёл в пенсионный стаж, будь у неё хоть пятнадцать детей. Я полгода активно участвовал во всяких слушаниях, программах, круглых столах, писал статьи на эту тему. Однажды в Общественной палате РФ был круглый стол с участием Топилина. Во время своего выступления (а я сидел практически напротив Топилина) я подробно объяснил, почему необходимо и обязательно учитывать всех детей при начислении пенсии. Уже уходя из зала после завершения совещания, я подошёл к Топилину лично с этим вопросом, на что Топилин небрежно сказал мне: «Пусть идут работать». В итоге мне удалось заинтересовать этой проблемой Ольгу Баталину, которая тогда была в Госдуме. Я в ту пору был экспертом Социальной Платформы фракции Единой России в ГД, и она была там же депутатом. Баталина активно взялась за этот вопрос, вышла на Топилина лично и долго пыталась решить эту проблему. В итоге она пробила включение в стаж отпуска за четвёртого ребёнка, но сказала, что дальше Топилин упёрся и ни в какую не соглашается.
Второй — это департамент демографии при министерстве. Во-первых, они больше всех (и пожалуй, лучше всех) в стране проводят демографические исследования, и они УЖ ТОЧНО ЗНАЮТ, насколько всё хреново с демографией. Т.е. они не могут сказать: «Ой, а мы и не знали, что всё так хреново!». Во-вторых, именно они разрабатывали всякие неработающие планы мероприятий по демографической, семейной и социальной политике, да и концепции этих политик во многом они делали. При этом настоящие демографические инструменты они отторгали и глушили, даже не пытаясь их обсудить с экспертами. Я имею в виду действительные и эффективные демографические меры, типа налогов на зарплату, федеральный статус многодетных и много-много-много чего другого.
Третий — это чудесный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который более десяти лет пасётся при Минтруде в их же здании на Ильинке в центре Москвы у Кремля и плодит ювенальные методички и доклады. Про это безобразие в пору делать большое аналитическое исследование, а лучше сразу дело в прокуратуру подшивать. Чего только стоят их ежегодные доклады в стиле иностранных агентов, что семья – это самое опасное место для ребёнка.
И вы серьёзно эту клоаку собираетесь делать «министерством семьи?!»