Галина Пырх: «О «чуме 21 века», то бишь коронавирусе. Три месяца СМИ сеют панику среди людей, играются словами, манипулируют смыслами. Зачем?» (02.06.20)
Игра словами – очень увлекательное занятие. Писатели, поэты знают: чем профессиональней ты играешь, тем круче результат, тем сильнее воздействие на аудиторию. Журналистам, конечно, по мастерству далеко до признанных мэтров, но и они сегодня жонглируют словами (а вместе с ними и смыслами) с легкостью необычайной. Чтобы не быть голословной, разберем с вами последнюю любимую игрушку моих коллег – информационные заметки о «чуме 21 века», то бишь коронавирусе.
Начнем с заголовков информации с разных сайтов: Число зараженных коронавирусом в РФ приблизилось к 400 тысячам (URA.ru, 30.05.2020); В России выявили более 405 тысяч случаев заражения коронавирусом (Медиазона, 31.05.2020); За сутки в России подтверждено 9268 случаев COVID-19 в 84 субъектах («Российская газета», 31.05.2020); 9 268 новых случаев COVID-19 в России, более 6 млн по всему миру: главное о пандемии (Русская весна, 31.05.2020).
Как видим, факт один, а акценты каждым СМИ сделаны разные.
Первый заголовок, согласитесь, бьет по нервам довольно крепко. Использование статистики, цифр, особенно круглых, всегда привлекает внимание. А тут еще рядом стоит страшное слово «зараженных». Конечно, можно было написать «инфицированных», но это не так сильно действует на воображение. Хотя и грамотней, с медицинской точки зрения, – ведь мы не знаем, как именно вирус попал в организм. Может, через грязные руки, или каким другим неконтактным путем. Но здесь делается вполне толстый намек на то, что все 400 тысяч заразились именно от окружающих. То есть заголовок прямо-таки вопиет: «Люди! Держитесь подальше друг от друга! Минимум, на полтора метра!»
А теперь глянем на сам текст (довольно безграмотный, кстати): «За последние сутки в России выявлено 8952 новых случая коронавируса в 83 регионах. Из них 41,9% не имели клинических проявлений болезни» (кто не имел? случаи? – Г.П.), — говорится в сообщении. Выздороветь удалось 8212 пациентам, 181 заболевших скончались. Больше всего зараженных зафиксировано в Москве (+2367), Московской области (+735) и Санкт-Петербурге (+365)».
Это «выздороветь УДАЛОСЬ» просто умиляет. Нагнетание страстей продолжается. Весь тон заметки направлен на то, чтобы вызвать сильнейший эмоциональный отклик у читателя, попросту – окончательно его запугать. Хотя сама статистика вовсе не располагает к тому. Число выявленных заболевших и вирусоносителей почти равно выздоровевшим. Вирусоносителей, поскольку если клинических проявлений болезни нет, то есть человек не чувствует себя больным, то до появления признаков заболевания он просто переносчик инфекции. Это же не онкология, при которой раковая опухоль может развиваться в организме незаметно, и человек считается онкологическим больным вне зависимости от того, есть у него субъективные ощущения болезни, или нет. Это обычный грипп, хотя и с тяжелыми осложнениями. Но, видимо, журналист об этом не знает и ставит знак равенства между гриппом (по факту) и онкологией. Или у него другая задача – показать, «как все плохо, как все плохо!»
А вот еще интересней: «выявили более 405 тысяч случаев заражения» (опять – заражения, а не нейтрального «инфицирования») – за сколько? за день? за неделю? за месяц? Без разницы, главное, чтобы было страшно. Это «заражённых» передается из одного СМИ в другое, воздействуя на умы и формируя четкую установку: «Человек человеку источник заражения!» Впрочем, все это согласуется с официальной политикой Роспотребнадзора, с его провозглашенной необходимостью «социального разобщения». В данном случае, URA.ru, Медиазона и подобные им СМИ просто работают на продвижение этой установки в массы. И, заметим, вполне успешно.
В частности, на нагнетание паники направлено употребление в последнем абзаце заметки слова «погибли», совершенно неоправданное: «С начала эпидемии в стране зафиксировали 405 843 случая заражения, погибли 4 693 человека, выздоровели – 171 883, сообщает оперативный штаб» (если, конечно, это не полная цитата сообщения оперативного штаба, тогда претензии к его сотрудникам).
Согласно Толковому словарю Дмитриева, погибшим считается тот, кто умер насильственной смертью или при трагических обстоятельствах. Думается, что инфекционные больницы, где проходят лечение больные с выявленной коронавирусной инфекцией, – это все же не гестаповские застенки, и некоторые люди там не погибают, а умирают. Хотя, конечно, для уже обозначенных целей запугать народ и заставить его шарахаться от себе подобных глагол «погибли» подходит гораздо больше, чем опять-таки нейтральное «умерли».
Сравните эти два заголовка с третьим. Как видим, он максимально информативен – практически, в одной строке есть ответы на все вопросы («что?» «где?» «когда?»). Кроме того, в самой заметке представлена диаграмма и полная статистика по регионам, где была выявлена инфекция. Никаких эмоций, никакого нагнетания страстей – только факты. Но, к сожалению, такой подход встречается редко.
Классическим антипримером можно считать подачу информации об эпидемии на сайте Русская весна.
В первых же строчках читаем: «За минувшие сутки в РФ выявили 9 268 больных COVID-19. Об этом сообщает оперативный штаб по борьбе с распространением коронавирусной инфекции».
Алё, ребята, «больных» и «инфицированных» – это, согласитесь, большая разница. Как следует из сообщения дальше, у 3784 человек (что составляет более 40%) клинические проявления, свойственные именно заболеванию коронавирусной инфекцией, отсутствуют, то есть они, повторюсь, на тот момент являлись не «больными», а обычными вирусоносителями.
Далее: «Общее число заболевших COVID-19 с начала эпидемии в России достигло 405 843 человек». Опять передергивание – не только «заболевших», но и «инфицированных», и «вирусоносителей». Если 30 мая говорят о том, что почти у 42% «новеньких» клинических проявлений нет, на следующий день таких людей оказывается более 40%, то нетрудно сосчитать, что только за два дня инфицированных и вирусоносителей (не больных!) оказывается примерно 7 532 человека. А сколько подобных им среди этих 400 с лишним тысяч? Кто считал? Где узнать эти данные?
Вирусологи утверждают, что коронавирус, как и остальные его собратья-вирусы, может мирно спать в организме до тех пор, пока его что-то не разбудит – стресс, снижение иммунитета, какое-то сопутствующее заболевание. И что, считать этих людей со спящей «короной», как его уже сокращенно называют, больными? Тогда мы все «по жизни» больные – туберкулезом, гепатитом, даже раком. Возбудители всех этих и еще кучи других болезней, а также раковые клетки у нас внутри есть, просто до поры до времени они нас не тревожат – иммунитет защищает. Но такие «мелочи», неизвестные большинству людей, не принимаются во внимание при написании заметок об этом «жутком» заболевании, смертность от которого, по утверждению того же Роспотребнадзора, составляет аж 0,9% (для сравнения: смертность от чумы – около 98%. Как говорится, почувствуйте разницу!).
Любопытно, что, запутавшись в игре словами и смыслами, авторы «Русской весны», сами того не замечая, противоречат не только объективным медицинским фактам, но и невольно оспаривают правильность всей политики Роспотребнадзора и московского оперативного штаба. Например, в том же сообщении ниже читаем: «Московский оперштаб уточнил, что более 80% новых случаев выявлено у людей младше 65 лет. Всего в столице к настоящему моменту зафиксирован 180 791 случай коронавируса. Возрастная разбивка в столице России выглядит так: 40,4% — от 18 до 45 лет; 34,9% — от 46 до 65 лет; 10,8% — от 66 до 79 лет; 5,5% — старше 80 лет; 8,4% — дети».
Но, простите, что же это получается? Если 75,3% больных и инфицированных моложе 65 лет, то с какого же перепуга (в полном смысле слова) Роспотребнадзор в лице его главы и власти столицы лишили стариков возможности гулять и дышать свежим воздухом, обрекли на унылое существование добровольных узников и запретили «вредные» для них социальные контакты и общение с родственниками?
Правда, в заметке не уточняется, сия разбивка относится только к «новичкам» или охватывает все 180 тысяч. Но, так или иначе, она ставит под сомнение основополагающие утверждения властей о том, что именно пенсионеры старше 65 лет входят в «группу риска», поэтому их всех надо посадили под арест… простите, на карантин, и максимально ограничить их права (вплоть до запрета посещать храмы). А те, кто помоложе, мол, и сами как-нибудь уберегутся, поскольку в «группу риска» не входят. Оказывается, входят, да еще как.
Возможно, кто-то скажет, что низкий процент заболеваемости среди тех, кому за 65, связан как раз с тем, что они дисциплинированно сидят дома. Но тогда тем более «группа риска» – это вовсе не послушные старики, а непокорная молодежь и люди трудоспособного возраста, которые вынуждены работать, чтобы вместе со своими семьями не умереть с голода, не дождавшись помощи от государства. Или мы чего-то не понимаем, и определение «группа риска» имеет какой-то другой смысл?
Но продолжим разбор информации о коронавирусе с сайта «Русская весна». В ней еще немало интересного. Например, вот этот абзац: «В Петербурге число случаев COVID-19 приблизилось к 16 тысячам. Всего с начала вспышки болезни в городе умерло 204 человека. Выздоровело 5680, сообщает городской оперштаб».
Ничего не замечаете? Вновь жонглирование словами и смыслами. «Число случаев» – это что такое? Это число реально заболевших? Или тех, у кого тесты на коронавирус оказались положительными? Сколько из них не имеют клинических проявлений болезни? Остаётся только гадать. Как и о том, сколько человек из 204 умерли именно от пневмонии, вызванной вирусом, а сколько – от осложнений сопутствующих заболеваний. Есть еще те, кто умер, к примеру, от диабета, или онкологии, или гипертонии, и у кого вирус был обнаружен уже посмертно. Здесь только число выздоровевших не вызывает сомнения.
Ну и напоследок: «По данным портала Worldometers, всего в мире на сегодня более 6 миллионов человек заражены коронавирусом нового типа. От последствий вируса (? – Г.П.) и пневмонии умерло более 370 тысяч человек, 2,7 млн излечились».
Ох уж эта любимая некоторыми журналистами страшилка о зараженных коронавирусом! Как только она появляется в тексте, сразу ожидай дальнейшей манипуляции смыслами. Но хуже всего, когда «ради красного словца» допускаются такие неуклюжие стилистические ляпы как уже упоминавшееся «число случаев» или вот это «от последствий вируса». Понятно, что автору хотелось нагнать еще больше жути, представить коронавирус неким чудовищем, умертвившим 370 тысяч человек, но у него это плохо получилось. И не только потому, что «последствий» вируса не бывает по определению. А прежде всего потому, что вся история с ним пропитана ложью. Плохо прикрытой, зато нагло продвигаемой. Это чувствуется, это заметно, как бы ни старались авторы заметок замаскировать ложь словесной игрой.
Все эти несуразности, недомолвки, попытки подмены одного смысла другим, – от лживости, неправдошности самого факта существования глобальной опасности эпидемии, от желания выдать муху за слона. Нет, конечно, муха реальна, она существует, ее можно даже потрогать. Но она – не слон, как её ни надувай, какое увеличительное стекло к ней ни приставляй. Натужность, надуманность этой темы просто звенит в воздухе, сквозит в нарочито озабоченном тоне, в используемой лексике.
Конечно, искренне жаль всех умерших за эти месяцы, и хочется пожелать выздоровления всем болящим. Но давайте опять займемся арифметикой.
На сайте koronavirus-today.ru приведены последние данные об эпидемиологической ситуации в мире. Итак, считаем: всего заболевших (на 1 июня) 6 291 043, умерших (которых здесь почему-то именуют погибшими) – 374 344 человека, то есть 5,95%; выздоровевших – 2 861 386 человек, что в переводе на проценты составляет 45,48%. Как распределены оставшиеся 48,57%, на данном сайте не указано. Наверное, для пущей интриги.
А вот статистика настоящей опасной инфекции, с которой до сих пор никак не удается справиться, несмотря на объединенные усилия врачей всего мира. Туберкулез – бич не только слаборазвитых, но и вполне благополучных стран: по данным ВОЗ, ежедневно в мире им заболевает около 30 тысяч (!) человек, умирают в день около 4,5 тысяч, в год – примерно 1 млн 300 тысяч.
Но даже и он не столь страшен для жизни людей, как неинфекционные заболевания. Приведем отрывок из высказывания профессора Высшей школы управления здравоохранением Сеченовского университета Артема Гиля: «Подавляющее большинство людей сегодня уходят из жизни вовсе не из-за инфекций. А из-за так называемых НИЗ – неинфекционных заболеваний… Среди таких НИЗ в качестве причин смертности лидируют сердечно-сосудистые заболевания (ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты), рак, хронические респираторные заболевания, сахарный диабет. В целом на долю НИЗ приходится не менее 60-65% смертей людей во всем мире. А в России – 90%.
Такие заболевания не передаются от человека к человеку. И при этом их распространение во многом зависит от самих людей. От нашего образа жизни. Судите сами: по данным Всемирной организации здравоохранения, от ишемической болезни сердца (ИБС) умирает около 9 миллионов человек в год, от инсультов – порядка 6 миллионов… При этом в случае ИБС и инсультов мы, по сути, сами загоняем себя в могилу. Доказано, что главные факторы риска для развития этих болезней – курение, сидячий образ жизни, переедание и злоупотребление алкоголем».
Как видим, цифры несопоставимы. Правда, при ИБС не наденешь на человека маску и не ограничишь его право на передвижение по улице. Не оштрафуешь за несоблюдение режима «самоизоляции» и «социальной разобщенности», не узаконишь оцифровку всего населения страны явочным порядком.
Три месяца СМИ сеют панику среди людей, играются словами, манипулируют смыслами. Зачем?
Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск