Резолюция круглого стола на тему: «Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» в контексте демографической и национальной безопасности» (16.01.20)

Выступление Анны Швабауэр

16 января 2020 года город Санкт-Петербург

Всероссийским общественным объединением «Общественный уполномоченный по защите семьи», Координационным советом патриотических сил Санкт-Петербурга и Ленинградской области проведен круглый стол на тему: «Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» в контексте демографической и национальной безопасности».

В заседании круглого стола приняли участие представители духовенства заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Вадим Буренин; представитель Духовного управления мусульман, имам Ю.Т. Абдуллин; научные деятели: профессор СПБГУ, доктор юридических наук, директор международного криминологического центра А.Д. Шестаков; вице-президент РАЕН, доктор физико-математических наук, лауреат государственных премий СССР и РФ Г.Н. Фурсей; доктор медицинских наук, профессор, представитель городского комитета КПРФ, представитель ПДС НПСР в Санкт-Петербурге, руководитель Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации медицинских работников А.А. Редько; адвокат, кандидат юридических наук, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи А.В. Швабауэр; Общественный уполномоченный по защите семьи О.Н. Баранец; руководитель общественного движения «Патриоты Великого Отечества», писатель Н.В. Стариков; представители законодательных органов власти: депутат Государственной Думы РФ, член партии «Единая Россия» И.Б. Дивинский (через представителя); депутат Законодательного собрания Ленинградской области, член партии КПРФ Н.А. Кузьмин; депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член партии «Единая Россия» Р.О. Коваль; депутат Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ №15, член партии «Справедливая Россия»  В.Т. Демура; герой России, председатель Союза ветеранов спецподразделений Санкт-Петербурга и Ленинградской области А.Н. Махотин; член Общественной палаты РФ, руководитель РОО «Общественный центр по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай» Э.Ю. Жгутова; актер П.О. Бадыров; сопредседатель Координационного совета патриотических сил Санкт-Петербурга и Ленинградской области А.Б. Цыганов, Председатель Содружества ветеранских организаций «За други своя» В.И. Боцвин, Председатель Санкт-Петербургского отделения движения «Народный Собор» А.А. Артюх, почетный работник общего образования РФ, РОО содействия духовному и нравственному  просвещению «Вознесение» Г.С. Длужневская; представители общественных объединений в сфере поддержки семей и детей.

Участники круглого стола обсудили законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», опубликованный для обсуждения Советом Федерации Российской Федерации.

Законопроект был рассмотрен с точки зрения юридической состоятельности, государственной безопасности, демографии, геополитики, нравственных основ общества.

Участники круглого стола единодушно выступили против законопроекта, поскольку он нарушает конституционные права граждан, создает правовую основу для избыточного вмешательства в дела семьи, представляет собой угрозу национальной и демографической безопасности страны, создает высокие риски социальной дестабилизации.

Эксперты отметили следующие риски законопроекта:

1. Неопределенность понятия «семейно-бытового насилия».

Законопроект о профилактике семейного-бытового насилия содержит множество неопределенных норм. Согласно статье 2 ПФЗ «семейно-бытовое насилие — умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления».

Однако причинение физических страданий в форме причинения вреда здоровью любой степени тяжести, истязание, побои уже запрещены уголовным и административным законодательством. Соответственно, для сферы регулирования законопроекта остается физическое страдание, не причиняющее боли. В результате основанием для применений суровых санкций закона может стать минимальный физический дискомфорт члена семьи.

Другой запрет законопроекта – причинение психических страданий. Однако причинение психических страданий насильственными действиями запрещено уголовным законодательством. Соответственно, для сферы регулирования законопроекта остается психическое страдание, не обусловленное «насильственными действиями».

Таким образом, стандартные поведенческие акты в семье, например, апелляция к совести ребенка, критика супруги могут стать основанием для включения карательных механизмов закона.

Кроме того, законопроект запрещает «угрозу причинения имущественного вреда» и «угрозу» причинения страданий, чем может быть любое действие члена семьи.

Таким образом, базовое понятие законопроекта допускает крайне неоднозначное толкование. Между тем, неопределенность содержания правовой нормы препятствует ее единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ (постановления от 6 апреля 2004 года № 7-П, от 20 декабря 2011 года № 29-П, от 2 июня 2015 г. № 12-П и др.).

2. Защитные предписания как инструмент ограничения конституционных прав граждан.

При поступлении в полицию сообщения от любых лиц о факте совершения семейно-бытового насилия либо угрозе его совершения полицией незамедлительно устанавливается факт насилия либо его отсутствия. В случае установлении факта полицией незамедлительно выносится защитное предписание. Законопроект не требует никаких доказательств, не устанавливает никакой процедуры выдачи предписания.

При этом предписание запрещает «нарушителю» вступать в любые контакты с членами семьи, что предполагает выселение из жилья, поскольку иного способа его практической реализации нет.

Судебное защитное предписание в дополнение к обязанностям, устанавливаемым защитным предписанием полиции, может ввести обязанность прохождения нарушителем психологических специализированных программ. Причем, право проведение указанных программ передается некоммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, что является криминогенным и коррупцигенным фактором.

В случае принятия закона любые граждане абсолютно бездоказательно могут быть лишены на неопределенный срок следующих прав: неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), право на воспитание детей (ст. 38 Конституции РФ), неприкосновенность собственности (ст. 35 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ), свобода совести и право действовать в соответствии со своими убеждениями (ст. 28 Конституции РФ). Грубо подрывается право на труд (ст. 37 Конституции РФ), поскольку внезапный запрет на доступ к своему жилью приведет к лишению граждан возможности нормально продолжать свою жизнедеятельность, реализацию трудовых прав и обязанностей. По аналогичным причинам подрывается и право на здоровье (ст. 41 Конституции РФ).

Законопроект в случае принятия приведет к уклонению граждан от вступления в семейные отношения, поскольку минимальный конфликт в семье может вылиться в репрессивные санкции с лишением права воспитывать детей, с запретом доступа в собственное жилье.

Принятие законопроекта представляет собой серьезную угрозу демографической безопасности страны. Разрушение семьи как основы общества несет в себе также угрозу национальной безопасности России.

Кроме того, участники круглого стола обратили внимание на то, что принятие законопроекта приведет к непредсказуемости наказания, формированию в обществе страха, к подавлению свободной воли граждан.

3. Зарубежный опыт.

Изучение зарубежной практики доказывает массовое использование защитных предписаний (ордеров) для манипуляций, для выселения из жилья недобросовестными женщинами мужчин по ложным обвинениям в насилии, для обхода норм уголовного процесса, семейного права.

Изучение статистических данных показывает, что внедрение законодательства о профилактике домашнего насилия за рубежом не является детерминантой улучшения статистики семейной преступности.

4. Цели законопроекта.

Под видом решения социальной проблемы законопроектом предлагаются меры, в основе которых лежит идеология феминизма и «гендерного равноправия», имеющие целью разрушение традиционного института семьи.

Ломка традиционных ролей мужчины и женщины, заложенная в законопроекте, юридически основана на международных конвенциях, в частности, — Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), ратифицированной СССР в 1980 г. Согласно преамбуле указанной Конвенции «для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье».

Во исполнение международных договоренностей в России принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг, которая на внутринациональном уровне предусматривает совершенствование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия. В настоящее время со ссылкой на исполнение указанной Стратегии Россия совместно с Советом Европы при финансовой поддержке Европейского союза реализует проект по сотрудничеству по направлению «Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин».

Лоббирование принятия законопроекта о профилактике семейного насилия связано и с лоббированием ратификации в России так называемой «Стамбульской» Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Указанная Конвенция — идеологический документ, который вводит в законодательное поле опасные для института семьи понятия, основанные на «гендерной идеологии», имеющие ярко выраженную антисемейную направленность.

Докладчики указали на недопустимость формирования и финансирования социальной политики государства зарубежными и надгосударственными структурами.

С учетом позиции Президента РФ В.В. Путина, выраженной в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 декабря 2020 года, о недопустимости приоритета международного законодательства над Конституцией РФ участники круглого стола указали на неприемлемость дальнейшего продвижения и обсуждения законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», лоббируемого на основании международных Конвенций и иных документов, нарушающих положения Конституции РФ.

По результатам обсуждения участниками круглого стола приняты следующие рекомендации:

1. Рабочим группам по разработке законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» при Совете Федерации Российской Федерации, при Государственной Думе Российской Федерации — отказаться от дальнейшей разработки законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

2. Государственной Думе Российской Федерации и Совету Федерации Российской Федерации:

2.1. В случае внесения в Государственную Думу РФ законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» — отклонить законопроект.

2.2. Не присоединяться к Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием против женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция).

2.3. Разработать законопроекты, направленные на укрепление суверенитета страны, отказ от внешних обязательств по международным конвенциям, в результате которых в России продвигаются опасные для института семьи законодательные инициативы.

В частности:

— разработать законопроект о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части расширения оснований для признания некоммерческих организаций, имеющих иностранное финансирование либо действующих в интересах зарубежных бенефициаров, иностранными агентами вне зависимости от профиля их деятельности.

— ввести запрет сотрудникам некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, занимать должности в органах государственной власти и в общественных комитетах при органах государственной власти;

— ввести запрет на включение в список социально — ориентированных некоммерческих организаций таковых, которые имели в прошлом иностранное финансирование;

— ввести запрет на иностранное финансирование реализации национальных стратегий в России.

2.4. Разработать закон о прохождении любых федеральных законопроектов экспертизы представителей традиционных религий Российской Федерации, перечисленных в Основах государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808), на соответствие законопроектов традиционным духовным ценностям Российской Федерации.

2.5. Ввести в действующее законодательство нормы, ограничивающие насилие и жестокость в интернете и компьютерных играх, а также ответственность за нарушение указанных норм.

2.6. Сохранить существующую маркировку информационной продукции, учитывающую различную возрастную градацию в зависимости от характера информации, способной нанести вред развитию и здоровью детей.

2.7. Разработать законопроекты, направленные на стимулирование и государственное финансирование создания произведений культуры и искусства, пропагандирующих традиционные семейные ценности, а также на введение запрета государственного финансирования и иных форм государственной поддержки произведений культуры и искусства, пропагандирующих отказ от традиционных семейных ценностей.

2.8. Разработать законопроект об уголовной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей.

2.9. Разработать законопроект о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, принимая во внимание вопрос о виде и количестве совершенных правонарушений, наличии у правонарушителя хронического алкоголизма (наркомании).

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Принять программы, направленные на поддержку многодетных и социально незащищенных семей, на формирование позитивного образа многодетных, многопоколенных семей, на пропаганду уважения к старшим, послушания детей родителям.

3.2. Прекратить разработку проекта федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

4. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

4.1. Рассмотреть возможность увеличения штата участковых — уполномоченных органов внутренних дел Российской Федерации.

4.2. Принять меры для усиления контроля за выполнением сотрудниками органов внутренних дел обязанностей по оперативному реагированию на сообщения о фактах насильственных действий в быту в целях пресечения практики игнорирования бытовых конфликтов как малозначимых.

5. В рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации:

разработать для включения в Конституцию Российской Федерации норму о запрете посягательства на традиционные духовные ценности Российской Федерации.

Источник