Роман Силантьев: «Практика показывает, что среди русофобов немало русских.» (20.08.19)
Достоянием широкой публики стало письмо управляющего делами Московской патриархии митрополита Саввы (Михеева), разосланное епархиям РПЦ. В этом послании митрополит напоминает епархиальным служителям, что Правозащитный центр при Всемирном русском народном соборе (ВРНС) «готов оказать необходимую юридическую помощь и провести консультации по вопросам защиты прав и свобод граждан, а также по решению вопросов, связанных с противодействием строительству новых храмов, дискриминацией русских и православных людей». Заинтересованным в подобной помощи предлагается написать заявление на имя Константина Малофеева, который минувшей весной стал заместителем главы Собора (возглавляет эту общественную организацию патриарх Кирилл). От кого и как церковная структура намерена защищать русских людей, ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ расспросил руководителя Правозащитного центра ВРНС Романа СИЛАНТЬЕВА.
– Почему именно сейчас митрополит Савва рассылает напоминание епархиям, что у ВРНС есть Правозащитный центр, который может оказать юридическую помощь в защите прав русских людей? Неужели в последнее время участились случаи дискриминации представителей доминирующего в нашей стране народа?
– Дело в том, что весной этого года известный меценат и общественный деятель Константин Малофеев стал заместителем главы ВРНС и привел с собой команду профессионалов, которые особенно усилили Правозащитный центр. С их приходом центр получил возможность резко активизировать свою деятельность. А дискриминация русских людей как была, так и осталась. Например, сохраняются серьезные проблемы в ряде республик.
– Вы отметили роль Малофеева в активизации правозащитного центра ВРНС. В чем эта роль заключается? Это финансовые вложения?
– Я ответил уже – он выделил мне группу опытных юристов. То есть не только деньги, но и новые люди.
– Под правами русских людей имеется в виду деятельность в защиту строительства храмов или что‑то еще? А те, кто протестует против строительства храмов, разве не русские люди?
– Не только защита храмов, хотя это новый и острый вызов, на который мы будем реагировать в приоритетном порядке. Те же, кто протестует против строительства храмов, по факту принимают участие в русофобских акциях вне зависимости от своей национальной идентичности. Практика показывает, что среди русофобов немало русских, а среди антисемитов – этнических евреев. В связи с этим замечу, что протесты против строительства синагог и осквернения уже построенных считаются именно актами антисемитизма, а не протестами против иудейской клерикализации. Хотя далеко не все евреи исповедуют иудаизм.
– Кто имеется в виду под «русскими людьми»? Только православные верующие?
– Не только. Все те, кто сами считают себя русскими.
– Поможет ли Правозащитный центр ВРНС в защите прав русским людям, исповедующим христианство в его баптистской версии, или пятидесятнической, или ислам?
– Конечно, хотя протестанты и мусульмане и так не обделены вниманием правозащитников – как отечественных, так и зарубежных. А вот у русских и православных на таком уровне есть пока только мы.
– «НГ‑религии» выяснили, что некоторые несистемные оппозиционеры – православные верующие (подробнее в «НГР» от 06.08.19). Они жалуются на правоохранителей, многие из них сейчас задержаны, им грозит уголовное обвинение. Что Правозащитный центр может сделать для их защиты?
– Все, что требуется по закону. Среди участников протестов вообще немало людей, которые пошли на них только по недостатку жизненного опыта. Повзрослев и поумнев, они поймут, к чему приводят революции и кто от них выигрывает. Есть, правда, один момент – в либеральной среде отступление от линии партии не приветствуется, поэтому обратившиеся к нам за помощью рискуют стать в ней нерукопожатными изгоями.
– Если считать протесты против храмов дискриминацией русских, то какие еще виды дискриминации вы отмечаете?
– Дискриминация по языковому признаку, давление на русских предпринимателей и ученых, навязывание русским чуждых им обычаев. И это только в России. А в мировом масштабе – шельмование русских как народа, дискриминация русских за рубежом, призывы к их тотальному уничтожению и в принципе все действия, которые ведут к созданию «черной легенды о русских».
– То, что вы перечисляете, направлено не против отдельных граждан, а против социальной группы с не очень четкой идентификацией. Как можно юридически защитить целую группу?
– Практика показывает, что можно. Существующие законы позволяют защищать и социальные группы разного типа. Уверен, что главная проблема из всех «фобий» сейчас – именно русофобия. Впрочем, так было, есть и будет.
– Что вы имеете в виду под «черной легендой»? Это имеет отношение к трактовке исторического прошлого? Допустим, разоблачение сталинизма сюда относится? А критика Николая II?
– Термин «черная легенда» ввели 100 лет назад испанские ученые, чью страну долгое время откровенно шельмовали. И шельмовали успешно, примером чему являются даже отечественные учебники истории. Суть проблемы в том, что некую страну, народ или исторический период рисуют только в черных красках, противопоставляя некой «светлой» сущности. «Тупые католики‑испанцы» против «умных протестантов‑англичан», «прогрессивные коммунисты» против «мракобесных монархистов» или «русские ватники» против «евроукров». То, как в свое время пострадали от «черной легенды» евреи, требует относиться к этому типу пропаганды максимально серьезно, ибо дегуманизация неизбежно ведет к массовым расправам. Разоблачения сталинизма или правления Николая II мы наблюдаем ежедневно, однако формат «черной легенды» они принимают в том случае, когда оголтелая пропаганда полностью замещает объективную реальность и все оппоненты вносятся в расстрельные списки – как в модных ныне сектах некрокоммунистов или в группах поклонников «святого Адольфа Мюнхенского».