Протоиерей Димитрий Полушин: «Страстная седмица» (05.04.15)
Протоиерей Димитрий Полушин, руководитель Отдела Новосибирской митрополии по связям с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством
Празднику Пасхи предшествует сорокадневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица («седмица» — т.е. семь дней, неделя). Для нас Пост стал одновременно повторением пути ветхозаветного человечества к Новому Завету и подготовкой к встрече Спасителя. Собственно, сам Великий Пост завершается к Вербному воскресению, когда мы празднуем Вход Господень в Иерусалим. Подобно жителям Иерусалима мы, радостные, сжимая в руках свечи и цветущие ветви, встречаем Его в церкви. Но, вспоминая и разделяя ликующие крики толпы, мы помним, что пройдет всего пять дней и те же жители Иерусалима люди будут кричать: «Распни его, распни!…», потому что не захотят принять ТАКОГО Бога – призывающего людей к справедливости, миру, любви, честному труду, воздержанию от распутства и ненависти…
Следующая, Страстная неделя — восхождение Христа к страданиям и смерти. Но вслед за Его смертью на Кресте, ожидает нас неизреченная Пасхальная радость Его Воскресения.
Каждый день Страстной седмицы мы будто проходим вместе со Спасителем, шаг за шагом следуем за Ним, приближаясь к великой, таинственной ночи Воскресения.
Каждый день этой недели имеет прибавку к своему наименованию – Великий. Вот, в Великий Понедельник, мы слышим в Евангелии, как рано поутру, Господь взалкал (проголодался) и, увидев смоковницу (род сливы), поискал на ней плодов и не найдя, проклял ее и смоковница в тот же час засохла. Господь не проклинает в Евангелии никого из людей, Он молился даже за тех, кто распинает Его. Но в образе смоковницы Господь проклял безплодность иудейского народа, не принявшего Мессию. Но также проклял Он и безплодность существования любого человека, не имеющего высшей цели, живущего только для себя, занятого только внешней деятельностью. Подобно зеленому, пышному дереву, внешне он может быть очень привлекателен, подобно дереву, растет, цветет… , но — бесплоден. «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь… Уже и секира при корне дерев лежит…» – читали мы еще в начале Евангелия. Какой плод можем мы принести Богу? «Сотворите достойный плод ПОКАЯНИЯ»- слышим мы в ответ. «Покаяние», «раскаяние» – русскому человеку так и слышится здесь слово «разворот», «отвращение» — от каинова греха ненависти, зависти, братоубийства, а главное – от безбожной жизни… Покаяние — это ИЗМЕНЕНИЕ СЕБЯ, отказ от прежней грешной, ленивой, самолюбивой, безплодной жизни. Но этого изменения подчас и не находит в нас Господь…
В основе богослужения Великого Вторника лежит притча о 10 девах: десять дев, подруг невесты, встречали Жениха. Пять из них были разумны и имели, кроме светильников, еще и запас масла для них. Но Жених медлил… Когда же раздался крик: «Се, Жених грядет !…», пятеро разумных дев поправили светильники свои, добавив в них масла. У неразумных, задремавших дев светильники погасли. И пока ходили они, искали масла, пришел Жених, те, кто были готовы, прошли с Ним на брачный пир, перед нерадивыми же двери закрылись. Жених – это Господь, брачный пир — Царство Небесное, запас масла у разумных дел — добрые, богоугодные дела, готовность и желание встретить Господа. Неразумные девы, — ленивые, не думающие о будущем, недостаток масла — отсутствие дел, в которых ПРОЯВЛЯЕТСЯ вера. Как и на том брачном пиру, закроются и двери Царства Небесного перед тем, кто не захотел готовиться к будущей жизни…
Читается и притча о талантах, данных Богом человеку. Как люди употребляют их? Не бываем ли мы подобны ленивому рабу, который зарыл свой талант в землю? Один талант – это сама жизнь, данная нам Богом. На что мы употребляем ее? Как проживаем? Умножаем ли мы дары, данные нам? Слушаемся ли мы совести (голоса Божьего в нас) или плывем «по течению», живем, как живется, не совершенствуясь, не становясь честнее, добрее, лучше, не приближаясь к Богу?…
Само богослужение Великого Вторника посвящено рассказу о кончине мира и о Страшном Суде. Души каждого из нас предстанут перед Богом. Кем окажемся мы перед Судией? Бесплодной смоковницей, неразумной девой, ленивым рабом?…
В святую Великую Среду содержанием богослужения стали два Евангельских события — покаяние грешной женщины, возлившей миро на ноги Иисусовы и предательство Иудой Иисуса Христа. Грешница пришла к Господу, чтобы получить прощение, Иуда пошел к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне, и я вам предам его?». Они предложили ему 30 сребренников и с того времени он искал, когда удобно будет предать Его. Время, отпущенное на покаяние, изменение себя прошло — грешница покаялась, Иуда злочестивый предал Господа. «Нечистый пусть еще осквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се , гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.» (Апокалипсис, 22,11-12). Мы следуем в горницу устланную, где Господь с учениками Своими совершают Пасху.
Святый и Великий Четверг посвящается воспоминанию о Тайной Вечери. Здесь Господь устанавливает величайшее Таинство, и ныне существующее в Церкви — Таинство Причащения Тела и Крови Христовой.
Совершается то, о чем Господь и ранее говорил Своим ученикам : «Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую я дам за жизнь мира. … Ядущий мою Плоть и пиющий Мою кровь, пребывает во мне и Я в нем». Через Причащение верующие соединяются и Богом, принимают Его в себя и Бог принимает их. «Я лоза, вы ветви» — говорит Господь и в Таинстве Причащения Он, подобно тому, как ветви питаются от ствола (лозы), питает Церковь токами Своей любви. Христианин должен стараться несколько раз в году, очистив свою совесть Исповедью, прибегать к этому спасительному Таинству.
Приближается Святая Великая Пятница. Иуда, оставив Спасителя, бежит к первосвященникам, чтобы привести воинов в Гефсиманский Сад, куда после Тайной Вечери идет Господь с учениками. …В Гефсиманском саду Иуда будто по-братски целует Спасителя и тем самым подает пришедшим с ним воинам знак, кто из присутствующих – Иисус. «Поцелуй Иуды» – эти слова стали нарицательными при описании самого гнустного греха – предательства…
Христа влекут на суд к первосвященникам, а затем к римскому правителю Иудеи, Пилату. Он, видя очевидную нелепость обвинений, воздвигнутых старейшинами иудейскими на Иисуса, обращаясь к народу, предлагает отпустить Его: «Царя ли вашего распну ?» – спрашивает он. «Нет у нас царя, кроме кесаря (римского императора)! – кричит толпа, казалось бы, ненавидящая оккупантов, — Если ты отпустишь Его, ты не друг кесарю… Сей призывал не платить подати (налоги)…» И трусливый, продажный чиновник решает предать на смерь неповинного, лишь бы избежать немилости императорской. Он, взяв воды, умыл руки свои перед народом, сказав: «Неповинен я в пролитии крови сего праведника, смотрите вы…» В ответ в один голос взревела толпа: «Кровь Его на нас и на детях наших !…»
Среди скорби и величия того дня выделяется и образ двух разбойников, распятых рядом со Спасителем. Один, сам будучи распятым, вместе со всеми, смеялся над Господом: «Если ты Сын Божий — сойди с креста !…».
Второй увещевал товарища: «Как ты не боишься Бога, мы-то осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал…» И, неожиданно для себя, наконец-то осознав всю греховность своей жизни, второй разбойник обращается к Господу с поразительными словами, полными раскаяния и надежды: «Помяни меня, Господи, когда приидеши, во Царствии Твоем!» И Господь тут же отвечает ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Первым из людей в рай попал разбойник. Каждому Господь предоставляет возможность даже в последний момент покаяться, изменить себя. Но какой же глубины должно быть раскаяние, какие страдания придется перенести в эти, последние минуты, что так взмолиться: «Помяни мя, Господи…»?!
И вот — свершилось… Иисус испустил дух на Кресте. …Приходит Иосиф из Аримафеи и просит у Пилата тела Иисусова и вместе с Никодимом обвивает Его плащаницей и полагает во гробе. Пилат, по настоянию фарисеев, приставил ко гробу стражу, опасаясь того, что ученики могут выкрасть Тело Иисусово. «Они же, шедши, утвердили гроб, знаменовавши камень с кустодиею (печатью)»- Этими словами заканчивается вечером в Великий Четверг чтение 12-ти Евангелий о Страстях Господних.
Свечи, которые горели в руках молящихся при чтении, люди трепетно, защищая от ветра, несут в свои дома, зажигают этой свечей «от Страстей Господних» лампадки, стараясь сохранить огонек негасимым до Пасхи.
В Святую и Великую Пятницу не совершается Литургия. Читается особая служба — Царские Часы. Священник выносит плащаницу — особую икону, в виде плата, которая изображает мертвое тело Христово, и полагает посреди церкви на особом столе, служащим образом гроба, в котором положил Тело Господне Иосиф Аримафейский. Святая Великая Пятница является днем самого строго поста и печали. Многие христиане стараются провести этот день вовсе без пищи и воды.
В Святую и Великую Субботу совершается чин, называемый «погребением плащаницы». Поется удивительный по своей красоте и значению канон «Волною морскою…», говорящий о том, что потомки спасенных когда то при переходе через Красное море иудеев, скрывают под землей, погребают, Того, кто некогда спас их, покрыл волною морскою их гонителя и мучителя — фараона. Канон заканчивается дивными, подающими надежду, словами: «Не рыдай мене, Мати, зряща (видя) во гробе, … возстану бо и прославлюсь …» Телом лежав во гробе, Господь душою Своею сошел в ад, сокрушил его врата и вывел оттуда души праведников. «Не удержала душа Его во аде».
После чтения Евангелия начинается Литургия и поется: «Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ни о чем земном да не помышляет…»