Александр Щипков: «Развитие теологии – важнейшая политическая задача России» (07.04.19)
Программа «Щипков» №79 «Теологический пароход».
Темы этой передачи: о теологии как науке, теологическом повороте в системе гуманитарного знания
Москва, 8 апреля. Анализируя в эфире телеканала «Спас» включение теологии в перечень научных специальностей член Общественной палаты РФ, доктор политических наук Александр Щипков отметил, что теология в России в ХХ веке была исключена из числа научных специальностей и незаслуженно забыта на многие десятилетия. Современные протесты против включения теологии в перечень научных дисциплин эксперт считает продолжением открытых гонений на гуманитарные науки в России, которым в 2000-х годах подверглась, в том числе, и философия. Щипков напомнил, как в 2009 году Институт философии РАН был лишен исторически принадлежавшего ему здания на Волхонке, которое было передано Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Причем, эта «передача» сопровождалась клеветой на ученых и публичными оскорблениями их деятельности в средствах массовой информации. По мнению Щипкова, этот исторический инцидент служит примером «настоящей травли российской философии».
Щипков коснулся основных аргументов противников придания теологии в России научного статуса, суть претензий которых сводится к тому, что теология как наука существует лишь в западных странах. Кроме того, по мнению эксперта, нередко аргументом противников теологии является отсутствие в России необходимого числа квалифицированных специалистов. Назвав эти аргументы крайне несостоятельными, Щипков отметил, что основным трендом западной науки все более отчетливо становится использование достижений и методов философии в теологических исследованиях. Более того, и теология, и философия обладают одним и тем же предметом изучения, познавая мир, человека, Бога и одинаковой методологией. Попытка искусственно разорвать связь теологии с философией, по мнению эксперта, свидетельствует о стремлении изолировать Россию от достижений мировой гуманитарной науки и усугубить разрыв между отечественной и зарубежной теологией, образовавшийся в течение советского периода.
Щипков утверждает, что сегодня Православие подвергается сильнейшему влиянию протестантской мысли. Наиболее показательным примером такого влияния эксперт считает попытки Константинопольского Патриарха Варфоломея богословски обосновать свои права на неканоничное вмешательство в жизнь Поместных Православных Церквей по всему миру. Эксперт полагает, что следствием перенесения идей протестантской теологии на почву православного вероучения стало появление греко-протестантизма – создание нового типа «духовной унии» с протестантами, влекущее за собой принципиальное изменение понимания православной экклесиологии.
Эксперт назвал принципиально важной политической задачей развитие теологической мысли в России, подчеркнув, что «если у нас не будет собственной теологии, мы будем пользоваться чужой». Щипков полагает, что отсутствие теологии в научном и образовательном пространстве неизбежно приведет к выпадению России из международного теологического диалога и созданию ситуации искусственного дефицита идей. Эксперт отметил, что выпадение России из теологического дискурса неизбежно приведет к закреплению колониального статуса нашей страны. «Теология в России должна быть самостоятельна и свободна» – заключил А. Щипков.