Митрополит Вятский и Слободской Марк: «Крестный ход объединяет людей в единый Народ Божий» (13.02.19)

Слово митрополита Вятского и Слободского Марка

на секции Рождественских чтений «Крестоходчество и народособирание»,

прошедшей 29 января 2019 года  в Общественной палате РФ

Правильно поставленный вопрос открывает нам путь к пониманию и получению правильного ответа, а так же к путям решения поставленных задач.

Крестоходчество – для чего оно совершается?  Хотелось бы обратить внимание, что на вопрос «Что?» отвечают неодушевленные предметы. Поэтому справедливо будет задать вопрос, а крестные ходы совершаются во имя чего-то, или во имя кого-то? Правильный ответ очевиден – они проходят ради Бога, для человека и ради его пользы!

Народособирание или народосбережение. Вновь возникает вопрос – для чего собирать народ и с какой целью? А может быть ради кого и ради кого совершать это делание?

Ответ вновь очевиден – ради Бога и ради людей, чтобы они не потеряли своего человеческого достоинства и не были потеряны для Царства Небесного в жизни вечной и радости богообщения.

Но где собирать и воспитывать этих людей? И где они могут получить защиту, а также сохранить свои национальные, государственные и духовно-нравственные особенности. И опять ответ очевиден — в Церкви, которую основал Сам Сын Божий Христос. Чтобы осознать перед какими целями и задачами мы в настоящее время стоим,  необходимо обратить внимание на окружающие нас роллеры и вызовы, брошенные  нашему государству, обществу и людям от враждебно настроенного против нас мира.

Итак,

1. Отсутствие национальной идеи и цели, отсутствуют даже предпосылки к осуществлению целеполагания нации. В каком государстве мы живём? Какое общество строим? Куда стремимся и каковы наши ценности? За 30 лет новейшей истории не сформирована национальная цель и идея, национальная стратегия и образ будущего.

2. Социальный разрыв в обществе.

Поскольку такой способ существования по своей сути был задан, то одни в своих устремлениях ушли слишком далеко, а другие, в силу тех иных обстоятельств, влачат жалкое существование. Таким образом, в обществе наметился колоссальный разрыв между богатыми и бедными. Такой разрыв, как указывают социологи, был только перед революцией 1917 года.

3. В настоящее время серьезно встает вопрос о стабильности власти. Мы имеем примеры соседних стран, когда видимое благополучие власти утрачивалось мгновенно и события деструктивного плана происходили с такой невероятной силой, что вызывало недоумение, как быстро может исчезнуть пресловутая стабильность.

4. Самоизоляция элиты. Она остро чувствует нестабильность в окружающем пространстве и начинает заниматься только собой, выводит свои активы за границу, переезжает на постоянное место жительства в другие страны, самоустраняется от решения государственных и социальных вопросов.

5. На фоне нестабильного поведения элит у населения развивается апатия и безразличие к власти. Народ начинает существовать в автономном режиме, не обращая внимание на власть и подтрунивая над элитами, за счет чего в информационном пространстве зреет ненависть к тем, кто должен формировать решения и принимать их на государственном уровне.

6.Отсутствие критериев деятельности человека и общества.

Отношение к элитам в народе становится настолько пренебрежительным, что размываются ценностные ориентации, разрушаются критерии оценки деятельности человека, его пользы для общества, его востребованности.

7. Отсутствие качественной обратной связи между властью и обществом приводит к потере смыслов общественно-политических процессов.

8. Неэффективность партийной политической системы.

Создается ситуация, когда общественно-политические процессы в стране стагнируют, и власть вынуждена их поддерживать искусственно, создавая видимость общественно-политической жизни.

9. Отсутствие качественной обратной связи между властью и обществом. Это приводит к нарушению коммуникации, утрачивается связь между властью и обществом, теряется смысл всех общественно-политических процессов.

10. Отсутствие целеположенного кадрового резерва и социальных лифтов.

В такой ситуации мы утрачиваем людей, способных к служению Родине и людям, ответственных профессионалов, поскольку социальные лифты утрачивают свою динамику.

11. Отсутствие консолидированной силы, способной активизироваться и стать опорой для власти и общества в случае социально-политической турбулентности.

Результатом всего этого является то, что мы утрачиваем тип русского человека, человека способного подняться на защиту своего Отечества и готового поддержать ту самую власть.

В связи с вышеизложенным становятся понятными стоящие перед властью и обществом цели и задачи. Это легко решается, но вопрос заключается даже не в средствах достижения, и не чем и как решить! А кем решить! И даже не кем, а каким человеком решать стоящие задачи  и обеспечивать их реализацию.

Нужно исходить из того, что малым количеством людей эти глобальные задачи не решить.

Тогда встаёт вопрос: а есть ли у нас такие возможности и время, чтобы сейчас создать плеяду таких людей?! О ЧЕЛОВЕКЕ ЗАБЫЛИ!

Где, откуда мы возьмём плеяду людей способных собрать себя, собрать народ, собрать страну?!

С одной стороны, может показаться странным, что священнослужитель, правящий архиерей, ставит такие вопросы и озвучивает всю глубину общественно-политической проблематики. Но дело в том, что все эти вопросы отражаются на нашей обыденной жизни. Есть связь между духом и материей, форма влияет на содержание так же, как и содержание влияет на форму. Именно о содержательной части говорили отцы Церкви: «Дух творит себе формы!».

И именно эта содержательная часть сегодня обретается в крестных ходах по всей России, слава о которой шла по всему миру как о Руси Святой.

Сегодня, когда общество катастрофически разобщено, нам необходимо собрать народ к его Божественному предназначению. Крестные ходы, пожалуй, единственный способ  это сделать, потому что Крестный ход не просто собирает людей из разных городов и весей, но их объединяет в единый Народ Божий.

Крестный ход- это выражение и демонстрация духа народа, его устремленности к Богу,  вне зависимости от национальной и социальной принадлежности, возраста и пола, образования того или иного человека. В Крестом ходе стяжается благодать Духа Святого, которая «осоляет» все окружающие пространства: в селе, в городе, в области, в государстве. И посягательство на это пространство всегда понималось и воспринималось как открытое богоборчество и кощунство. Отсюда на Руси войне всегда придавался священный смысл.

Особое место в истории Руси занимает способность народа самоорганизоваться. Это было и во времена Великой смуты, и в Отечественную войну 1812 года, и во Вторую мировую войну.

Хотелось бы верить и в то, что сегодня, когда разрушаются основы Народного сознания: цели, ценности, традиции, в народе еще теплится такая разумная способность.

Нам необходимо тщательно изучить это явление, идущее изнутри и снизу народного сознания, и которое всегда устремлено к смыслу горнему, открывающемуся только в испытаниях, коими и являются Крестные ходы. В крестных ходах, в трудностях и испытаниях человек полностью являет качества своей души, свои устремления, слабости и недостатки, над которыми впоследствии работает с целью их дальнейшего искоренения.

В связи с этим, хотелось бы обратить ваше внимание на Великорецкий крестный ход, который проходит уже 630 лет в течении 5 дней период с 3-го по 8-е июня с Иконой Николая Чудотворца, где собираются до 100 тысяч участников. Это единственный Крестный ход, имеющий статус Всероссийского.

Хочется обратить внимание и отметить два обстоятельства. Во-первых, в Крестный ходах ничего не требуют (в отличии от Болотный площади). В Крестный ходах молятся и просят. И во-вторых,  о чем говорят крестоходцы? Они говорят, что чувствуют себя не как горох в ведре, а как единый народ Божий, который пришёл сюда помолиться о спасении своей души, за близких, за власть имущих и воинство, нас защищающее, за народ Божий и Родину и за весь мир. И какие бы мы разные не были, мы чувствуем, что единство в главном — во Христе.

В заключении хочется отметить, что образ будущего нашего Отечества и общества лежит не в материальной плоскости,  а в образе человека. Нам важно не кем он будет, а каким он будет – а это ответственность за его воспитание, за будущее лежит на наших с вами плечах сегодня и также зависит от того, какие мы с вами.

Источник: Переправа.org