Елена Есаулова: «Любовь, победившая зло. В Красноярске состоялся вечер посвящённый 150-летию со дня рождения императора Николая II.» (18.05.18)

18 мая в Красноярске состоялся вечер посвящённый 150-летию со дня рождения императора Николая II. 

Романсы Вертинского, стихи Маяковского и Жуковского, фрагменты из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова звучали 18 мая со сцены красноярского Театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского. В день 150-летия страстотерпца-императора Николая II, здесь провели концерт «Русский салон эпохи Романовых». Праздничный вечер состоялся в рамках международного гуманитарно-просветительского форума «Славянская душа», посвящённого венценосной семье.

Пронзительным, ошеломляющим и проникновенным назвали красноярцы «Русский салон эпохи Романовых». О дореволюционном укладе и христианской вере, о бунте, бессмысленном и беспощадном, взорванных храмах и белой эмиграции, о России потерянной нами и той, которую мы можем обрести, говорили в этот вечер со сцены. Через хоровые, певческие, танцевальные и поэтические номера на фоне впечатляющего видеоряда, мы перенеслись на десятилетия назад, в годы расцвета и заката империи, прочувствовали трагедию гибели державы, разделили радость духовного возрождения России. Талантливая работа лучших красноярских артистов, документальные фото и кинокадры, связанные с эпохой последнего императора, не оставили горожан равнодушными.

Проводниками в прошлое для зрителей стали Белогвардеец, Чекист и Анархист, в исполнении актёров драмтеатра имени А.С. Пушкина. Каждый из них точно передал характер своего героя: показал борьбу страстей, личный выбор, страдание и покаяние.

Одна из главных линий творческого повествования — связь монаршей династии с Приенисейской Сибирью. Именно родоначальник династии Романовых, Михаил Феодорович, дал приказ воеводе Дубенскому основать острог на яру, из которого потом вырос Красноярск. Царь Феодор Алексеевич Романов еще семнадцатом веке мечтал учредить здесь самостоятельную архиепископию. В 1891-м году возвращаясь из кругосветного путешествия, столицу края посетил цесаревич Николай – будущий последний государь России. Интересно, что специально в честь его приезда, была написана, но не исполнена Кантата. На «Русском салоне» произведение впервые услышали зрители.
— Вспоминая жизнь государя императора, мы осознаем, что являемся единой страной, государством, державой, во главе которой стоят мудрые и осознающие колоссальную ответственность люди, — отметил Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. — Но, при этом, без народа, без наших молитв Бог не будет способствовать никакой власти. Николай II был первым из правителей, кто задумался о своем народе и славянской общности, обо всем том, что превращает просто народ в народ Божий, культурный. Он был истинным радетелем за свой народ, что уже поднимает его в глазах всякого, кто стремится к миру и сохранению духовных корней своего народа. В этом году исполняется сто лет со дня мученического убиения последнего российского императора и его семьи. Со времен перестройки верующая часть общества начала тяготеть к памяти дома Романовых, пришедших к подвигу святости через мучения, и стала добиваться их канонизации, и Русская Православная Церковь выполнила это пожелание. Но другая часть общества, не стремящаяся к осознанию тех давних событий, к сожалению, открыто выступает против почитания памяти последнего русского царя.

Болезненная тема расправы над царской семьёй, была обыграна чтением поэмы «Император», написанной Владимиром Маяковским.

Как горечь смерти Господа на кресте не способна умалить ликование души по Воскрешению Спасителя, так и все, смотревшие концерт, ещё испытают торжественное чувство — когда хор запоёт — «Мы — русские», когда на сцене появится икона святых Царственных мучеников. Но всё это случится позже. А пока, глядя на жуткие снимки ипатьевского подвала с зияющими дырами от выстрелов на стене, зал с замиранием сердца пережил крестную смерть государя, императрицы, их детей и ближних.
И леденят душу поэтические строки Маяковского, смысл которых доходит до него сразу.

Анархист:
Прельщают многих короны лучи.
Пожалте, дворяне и шляхта,
Корону можно у нас получить,
…но только….вместе с шахтой.

Но оказывается, у этой поэмы был и другой, мало кому известный вариант финала, свидетельствующий о том, что даже главный певец революции считал расстрел в Тобольске – преступным.
Белогвардеец:
— …Спросите: руку твою протяни — казнить или нет человечьи дни…
Не встать мне на повороте.
Я сразу вскину две пятерни —
Я голосую «против»!

Чекист:
— Живые —
так можно в зверинец их
Промежду гиеной и волком.
И как не крошечен толк от живых,
От мертвого меньше толку…

Анархист:
— Мы повернули истории бег
Старье навсегда провожайте!
…Но коммунист и человек
Не может быть кровожаден…
Красноярцы, посетившие концерт, не сдерживали эмоций.

— Испытала очень сильные чувства, — делится жительница города Алла Кузнецова. — В сегодняшнем представлении я для себя открыла очень много нового. Понравился ход со стихами революционных поэтов и классиков, уникальные кадры с революционных митингов, глядя на которые проводишь много параллелей с днём сегодняшним. Я только начинаю открывать для себя историю, связанной со святыми страстотерпцами Романовыми, кое-что читаю о них. Особо впечатлили строки предсмертного письмо дочери императора Ольги Романовой из Тобольска: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…». Мне кажется это послание для всех нас – современных христиан.

По словам автора сценария концерта Геннадия Малашина, руководителя отдела Красноярской епархии по взаимоотношениям с обществом и СМИ, он пытался средствами музыки, театрального искусства, живописи, кино и журналистики раскрыть конфликт столкновения мира любви, христианского всепрощения, высочайшей культуры (мира императора и его соратников, русских интеллигентов, русских офицеров, русских людей) с миром подлости, презрения всех христианских идеалов, бунта и вседозволенности.
— Надо было убедительно показать зрителю тот нравственный и исторический выбор, который сделали в тяжелейшей ситуации последний русский государь и немногие оставшиеся верными своему Отечеству подданные, — говорит Геннадий Викторович. — И постепенно к этим же ценностям возвращаются все: и автор противоречивого стихотворения о русском императоре Маяковский, и мы, потомки двух лагерей, белого и красного. Слава Богу, сто лет спустя после страшного злодеяния, которое сотворили с царем и Россией люди, переставшие быть людьми, мы все испытываем чувство покаяния и великой любви к Николаю Романову, оставшемуся человеком и христианином до смертного конца. Не вернуть, не вернуться, не изменить истории мы не можем, но можем изменить наше собственное будущее.

фото пресс-службы Красноярской епархии