Александр Ужанков: «Россия созидалась верой, а разрушалась идеологией» (10.07.17)
В чем отличие русской цивилизации от других? Почему вопрос о загадочности русской души волнует многих исследователей, и есть ли разгадка? Почему русское православие, в которое первоначально крестились литовские князья, не стало цивилизационным выбором Великого княжества Литовского? На эти и другие вопросы «ЭН» отвечает гость международного медиаклуба «Формат-А3», доктор филологических наук, профессор Александр УЖАНКОВ.
Александр Ужанков — специалист в области древнерусской литературы. Его научные труды переведены на многие иностранные языки, их изучают в крупнейших европейских и американских научных центрах. Его лекции о русской цивилизации, включающей отечественную историю, православную веру, русскую литературу и культуру, родной язык, вызывают большой интерес у студентов разных стран.
— Некоторые литовские исследователи полагают, что, например, литовская литература берет начало с жизнеописания в летописях сына князя Миндаугаса Войшелка, жившего в ХIII в. Мы знаем, что он принял православие и монашеский постриг. Его житие написано на древнеславянском языке. Письменного литовского не было. А откуда берет начало русская литература?
— Я бы хотел сразу дифференцировать несколько понятий: письменность, словесность и литература. Если выстраивать историю развития культуры, то мы должны понимать это как движение от письменности, словесности к литературе. Литература основывается на вымысле, с обязательной композицией, завязкой, развязкой. По отношению к ранним древнерусским произведениям я предпочитаю применять термин словесность. Потому что в ранний христианский период в Древней Руси отношение к слову было иным, нежели в новейшее время. Давайте вспомним, с чего начинается Евангелие: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Все первые письменные произведения тогда писались не по наитию, не по желанию человека, а по благодати. Первыми русскими писателями были монахи. Они писали летописи для того, чтобы рассказать, откуда пошла Русская земля, поведать о русской истории до становления государства. Но не только. Все эти произведения имеют, по словам академика Лихачева, внелитературные функции. Почему в летописях повествование ведется по годам, а не по царствованиям, как в византийских и западноевропейских хрониках, которые, к слову, нашим летописцам были хорошо известны? Почему в них упомянуты даты смерти князей и отцов церкви, но не даты их рождения? Почему в них так много упоминаний о знамениях, перечисляются деяния, сделанные волей людей, а не по Божьему промыслу? Нужно это было для того, чтобы осмыслить христианскую историю Руси в ожидании Страшного суда. Как проповедовал учитель церкви Фома Аквинский, «история находится в тени будущего, а будущее — это Страшный суд». Главной темой древней русской словесности было спасение души. Конца света ждали в 1492 г. по нашему исчислению, потому тогда исполнялось 7 тыс. лет со дня Сотворения мира по старому исчислению, а в Библии сказано, что у Бога тысяча лет как один день. Вот после седьмицы и должен был состояться Страшный суд, как полагали отцы церкви. Поэтому в летописях Пасхалии (даты исчисления Пасхи) были рассчитаны только до 1492 г. Все, кто писал «жития», по моему определению были книжниками. Они не называли себя писателями, а «сописателями». То есть, творили по благословению. Молитва — обращение человека к Богу, беседа человека с Богом, а книга — это обращение Бога к человеку. Древнерусский книжники были как евангелисты или иконописцы, полагавшие, что передают людям то, что вложил в их души Бог. Все они, кого мы знаем по именам, канонизированы. Таким образом, русская литература начинается с трудов святых. Такого нет ни в одной литературе мира.
— А почему из Константинополя на Русь пришли только православие и письменность, а традиции богатой светской византийской и античной литературы не пришли?
— Условно говоря, можно назвать три христианские цивилизации. Латиноязычная, и с ней католицизм. Христианство утверждается на фундаменте античной светской культуры. С эпохой Возрождения в западноевропейских странах вновь приходит секулярная, светская культура, которая и сейчас господствует в западном мировоззрении. В Византии христианство также утвердилось на фундаменте греческой античности. В середине ХV в. Византия пала под ударами турок, вместе с ней исчезло христианское государство. Появляется и укрепляется третья христианская цивилизация — русское православие. В отличие от первых двух в Древней Руси язычество не укоренилось в письменной форме. С приходом христианства возникла новая цивилизация, которая развивается почти 900 лет. В ХХ в. была попытка секуляризации, но сейчас во многом возвращается русское православие. Мы говорили о возникновении на Руси словесности. Жития — канонические церковные биографии, проповеди и притчи — нельзя назвать художественным произведением. Для монаха то, что он записывает, истина. Древнерусские книжники не знают вымысла, рамки им задает церковно-православное мышление. Собственно литература начинается после ХV в., поскольку не случилось конца света. Тогда в обществе возникает потребность высказать свое мнение, заявить о своем «я», возникают полемические произведения.
— «Слово о полку Игореве» — разве это не литература?
— Пожалуй, это великое произведение можно отнести и к началу литературы, и к памятнику словесности. Между прочим, мы можем даже с большей или меньшей приблизительностью определить автора «Слова о полку Игореве», поняв, прежде всего, почему этот бесславный завоевательный поход, «открывший врата на землю Русскую», оказался в центре внимания книжника. В «Слове» я насчитал более 70 непрямых цитат из библейской книги пророка Иеремии, описывающего губительный для своего народа поход на вавилонян. Он упрекает иудейского царя за то, что он возжелал славы, чтобы «пить воду из Нила». Автор «Слова» упрекает князя Игоря, захотевшего черпать шлемами воду из Дона. Аналогий много. Почему не прямые? Тогда эти тексты еще не были переведены на древнеславянский. Значит, автор пользовался древнегреческим текстом. Есть там цитаты и из других канонических книг. По моим представлениям автор был тем же самым человеком, который написал летопись о походе Игоря (она вошла в Киевскую летопись ). Значит, он был монахом. С другой стороны, автор проговаривается, что он был участником похода. Пишет он свое «Слово» где-то после 1198 г., когда Игорь, как упоминает автор, унаследовал черниговский княжеский престол. В живых после разгромного похода осталось 15 воинов, среди них и наш автор, который постригся в монахи. В отличие от летописи, это произведение он пишет для себя, пытаясь осмыслить происшедшее. Конечно, такой труд требовал и времени, и долгих раздумий. Вот это произведение и есть начало русской литературы. Гордыня, междоусобица пересадили князя Игоря «из золотого седла в кощеево», т.е., по древнерусским понятиям, превратили в раба, пленника. Автор осмысливает, за что князь наказан. Ведь княжеское служение, данное от бога, предполагает защиту отечества (людей, земли и веры). Александр Невский, Владимир Мономах так поступали. А Игорь в чужую землю пошел за славой. По автору прощение князю вымаливает Ярославна, обращаясь к стихиям (ветер, река Днепр и солнце), олицетворяющим Троицу. В его эпоху было распространено сочинение трех Святителей, где доказывается, что высота небес (Солнце), ширина земного пространства (Ветер) и глубина морская (Вода) и есть Бог-отец, Бог-сын, Бог — святой дух. Для древнерусского книжника очень важно было показать, благодаря какому заступничеству был вызволен из плена Игорь.
— Известно, что с начала христианства до принятия князем Ягайло католичества многие литовские князья были православными, их судьбы переплетались с судьбами русских князей, они роднились, наследовали престолы. Русское православие не стало цивилизационным выбором литовского княжества. Может, помимо политических, сыграли роль и другие мотивы: суровость, консерватизм православия?
— В православии в древние времена не было понятия национальности. Православный и значило тогда, условно говоря, «русский». В ХIV-ХV вв. был канонизирован ставший монахом царевич Петр Ордынский, так его называли. Он был прямым потомком Чингисхана. В ХIV в. во время Куликовской битвы против Дмитрия Донского на помощь Мамаю выступил литовский князь Ягайло. Спустя некоторое время, когда возглавивший Золотую орду хан Тохтамыш пошел походом на Москву, город и его жителей защищали православные литовские князья во главе с Остеем, бывшие на службе у московского государя. И если бы не предательство бояр, они бы защитили Москву, и город не подвергся бы уничтожению огнем и ограблению. В ХIV-ХV вв., как считали современники на Западе, существовали Литовская и Московская Русь, связанные единой верой и множеством теснейших контактов. Русская православная цивилизация не законсервировалась и была очень притягательна для многих, поскольку в человеке видела образ и подобие Бога, соответственно заботилась о его душе. А в это время на Западе свирепствовала инквизиция, развернулась беспрецедентная охота на ведьм. Десятки тысяч невинных людей умерщвлялись различными способами, заживо сжигались на кострах.
— Однако вера в образ Божий не мешала русским князьям продавать своих подданных в рабство?
— Я не знаю таких случаев. По крайней мере ни летописи, ни другие русские источники таких фактов не сообщают. Данная богом обязанность князя — защищать своих людей, землю и веру. Кто этого не делал, тот отступался от веры. Обычно славян в полон угоняли крымские ханы и половцы, которые продавали пленников в рабство. Поэтому Иван Грозный, став царем, взял тем самым на себя обязанность заботиться о православных, выступил против крымского хана Гирея, обвиняя его в том, что тот продает в рабство славян. Упоминаемое в «Слове» Тмутараканское княжество (включало Тамань, Приазовье, часть Крыма) было русским. Потом его захватили половцы и торговали славянами. Одним из мотивов выступления князя Игоря называют желание отвоевать Тмутараканское царство. Мало кто из историков упоминает, что север и и центральная часть русской земли не знали рабства. Крепостное право как таковое пришло с реформами Петра Первого, когда крестьян стали приписывать к строящимся заводам. Расцвет крепостничества пришелся на правление просвещенной Екатерины Второй. Если Запад стал наследником римского права, то Россия почти 500 лет жила по сборникам правовых норм Русской правды Ярослава Мудрого, опиравшихся на древнейшее библейское право. Закон основывался как моральный кодекс. Если родители выдали дочь замуж, а она не захочет и причинит себе вред, то епископ, благословивший брак, и родители выплачивали штраф. Дочь могла не возвращаться в дом и жить при монастыре, не обязательно монахиней. Если кто-то из военных, не обнажая меч, ударит кого-то, чтобы оскорбить, то выплачивал штраф 7 гривен (лошадь тогда стоила гривну), а если с мечом нападет, то меньше. Физический вред оценивался в то время меньше, чем оскорбление человеческого достоинства. На Руси не было понятия раба. Холопы — это люди, которые не имели наделов и нанимались. Крестьяне — христиане, поклонялись кресту. Попавший в плен враг был невольником максимум 10 лет, после его освобождали. Не было рабства как такового.
— В чем отличие русской цивилизации от других?
— Цивилизация — это история народа, его вера и культура. На Руси история воспринималась как развитие божественного промысла. Это было заложено и в ее культуре. Западноевропейский тип культуры предполагает построение земного благополучия, чтобы бытие было как можно более комфортным. Не случайно главным католическим праздником является Рождество. У православных главная — Пасха, праздник возрождения, который принес для нас возможность спасения души. Сегодня мы легко можем проследить эволюцию европейских ценностей. До ХVIII в. они были общехристианскими. Эпоха Просвещения породила гуманистические человеческие ценности. Сегодняшние общеевропейские ценности, поставив в центре удовлетворение прихотей человека, в итоге привели к отрицанию всех предыдущих, христианских. Русская литература потому и стала великой, что искала другие цели существования. Чем заканчиваются европейские романы, голливудские фильмы? Хэппи эндом. Герои все преодолевают, получают наследство (в современной версии выигрывают миллион), живут в замке, наслаждаются райской жизнью на вилле у моря. С чего начинается Евгений Онегин? Герой — наследник всех своих родственников. Он получил все и сразу. У него усадьба, наследство и даже влюбленная прелестная девушка Татьяна Ларина. В «Войне и мире» Толстого Пьер Безухов в начале романа возвращается из-за границы за наследством, женится на первой красавице. А в итоге Онегин, герой абсолютно не русской культуры, теряет смысл жизни. Как выгодно отличаются от него герои «Капитанской дочки», проникнутые христианским милосердием! Пьер и Андрей Болконский ищут и в итоге находят Бога. Их путь от себя, от эгоизма — к Богу, а не от Бога к наслаждению, причем путь через покаяние. Самое главное для русского писателя (и читателя) — его душа. Потому что душа бессмертна. Коренное отличие русской цивилизации от европейской в том, что она сосредоточена на духовном.
— Сегодня существует разница между западной и русской цивилизациями, мировоззрением? Российские политики много разглагольствуют об особом пути России, но детей и семьи почему-то обустраивают на Западе…
— Существует. Не политики олицетворяют русскую цивилизацию. Я бы рекомендовал тем, кто ищет смысл существования, замечательную поэзию Андрея Логинова, роман «Лавр» Евгения Водолазкина, произведения Вацлава Михальского (особенно «Весна в Карфагене»), где, по моему мнению, находит яркое отражение наш современный цивилизационный пласт.
— Могут ли сегодня появиться «властители дум», когда все в одночасье стали и писателями, и поэтами, и критиками? Можно сказать, что мы на новом витке развития человеческой цивилизации. Куда приведет этот путь? Это хорошо или плохо?
— Плохо. Мы разучились слушать и слышать. Зачем мне чужое мнение, если у меня свое есть. Зачем искать аргументы в споре? Ведь для этого надо что-то знать, что-то прочитать. Проще написать комментарий и заявить о себе. Не говорю о лингвистической грамотности. У большинства активно пишущих отсутствует элементарная культура. И это массовое явление. Видимо, время такое. Зашел в Интернет, написал глупость и уже известен.
— Противостояние Россия-Запад — это вечная конфронтация или временная размолвка?
— Я бы ответил как историк. С одной стороны, существует цивилизационное различие на уровне понимания того, что есть главное: духовное или материальное? Во-вторых, мало кто на Западе знает, что до ХVI в. ни одной завоевательной войны Россия не проводила. Царь Иван только собирал земли, принадлежавшие русским князьям и населенные русскими людьми. Например, Иван Грозный не посылал Ермака в Сибирь, куда тот совершил обыкновенный набег. Более того: царь приказал Ермака изловить и казнить. Наш герой 18 лет от царя бегал. Населявшие Сибирь народы были подданными царя и платили подати. Много позже переосмыслили историю казачьих набегов и стали рассматривать ее как освоение Сибири, поскольку населявшие ее народы охотно принимали православную веру. Завоевания начались с Петра Первого. Это, как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Практически всегда границы европейских государств складывались за счет войн. Границы российского государства — за счет присоединения крестившихся народов. Россия созидалась верой, а разрушалась идеологией. Надеюсь, что поняв друг друга, мы научимся ценить как наше сходство, так и различия.
Галина АФАНАСЬЕВА.
Источник: Экспресс неделя