Владимир Анищенков: «Что возмутило Патриарха? О том, кто на самом деле освободил Болгарию» (12.03.18)

Наверное, мало кто видел всегда сдержанного и уравновешенного Патриарха Кирилла в таком возбуждённом виде, как на приёме у президента Болгарии Румена Радева. И было из-за чего. На торжествах, посвящённых освобождению от османского ига, он сказал: «Мы не забудем ту помощь, которую оказали нам немцы, французы, португальцы, голландцы, финны, латыши, литовцы и эстонцы. Это праздник не только для Болгарии, а и для всего Евросоюза и НАТО». Вот так! Наверняка, многие наши соотечественники ахнули от такого пассажа. И были в этом солидарны с Патриархом Кириллом. Возможно, для болгарского истеблишмента это в порядке вещей, но к подлинной истории не имеет никакого отношения.

В 1877 году восстание болгарского народа против пятисотлетнего турецкого гнёта было жестоко подавлено. Тогдашний Евросоюз благоразумно промолчал, не желая связываться с могущественной Портой из-за каких-то беспокойных славян. Вступилась за братушек только Россия. Причём не каким-то там дипломатическим воздействием, а реальной силой. Русская армия перешла Дунай и вступила в турецкие пределы, чтобы защитить единоверных болгар от кровавой расправы. Пришлось вступить в бой с одной из сильнейших армий того времени.
Война была сложной и кровопролитной. Бои на Шипкинском перевале и под Плевной вошли в историю воинской славы, но были жестоки и кровопролитны. Ценой огромных усилий и жертв 200-тысячная армия Осман-паши была разгромлена. Сам турецкий военачальник попал в плен. Русская армия вплотную подошла к Царьграду-Стамбулу. Лишь вмешательство Англии помешало полному разгрому Блистательной Порты. По Сан-Стефанском договору и последующему Берлинскому конгрессу Болгария получила независимость. Народ был спасён от вырезания янычарами, а страна избавилась от пятисотлетнего ига.
В болгарской земле нашли свой покой 23 тысячи русских солдат и офицеров (17 тысяч погибли в боях, ещё шесть от ран и болезней). Храбро сражались и болгарские ополченцы. Но их погибло впятеро меньше. А сколько башибузуки сгубили мирных жителей и не счесть. А стоило бы посчитать, особенно болгарским историкам. Настоящие болгары всегда были благодарны России за освобождение. По всей стране поставлены памятники погибшим русским воинам.
А вот просвещённые… быстро забыли. И вскоре примкнули к Германии, которая в той войне придерживалась нейтралитета и своих солдат под турецкие пули не подставляла. Вместе с новыми хозяевами болгары дважды входили в антирусские военные коалиции. Правда, в 1945 году под ударами Красной армии опомнились, и стали самыми близкими нам по социалистическому лагерю, а также полноправными членами Совета экономической взаимопомощи. Были поставлены новые памятники русским воинам освободителям. Среди них знаменитый Алёша. Но после распада Советского Союза Болгария попала в другой лагерь, так называемый Евросоюз. И чтобы угодить новым хозяевам, даже отказалась от сверх выгодного для себя «Южного потока».
А что же храбрые поляки, эстонцы, латыши и финны? Они действительно служили и вероятно воевали, но… в составе Русской армии. Все они были подданными Русского Царя. И только в этом качестве могли воевать за освобождение Болгарии.
В Горни-Дыбнике действительно стоит памятник погибшим солдатам Финляндского полка. Был такой Лейб-гвардии Финляндский полк. Только не НАТОвский, а  Российской Императорской гвардии. Командовал полком генерал-майор В.Н. Лавров. У села Горный Дубняк он принял свой последний бой. После того как несколько приступов финляндцев были отбиты турками, генерал обратился к солдатам: «Молодцы! Сейчас пойдем в атаку. Когда я взмахну саблей и крикну «ура!» — все за мной». Не успев добежать до турецкого редута, он был сражён турецкой пулей. Смертельно раненого Лаврова вынес с поля боя рядовой Е.И.Колпаков.
Воевал в русско-турецкой войне и Литовский полк. Его полное название Лейб-гвардии Литовский полк. Боевое крещение он принял в Бородинском сражении. Через пять лет был переименован в Московский полк, а на основе его 3-го батальона был сформирован новый Лейб-гвардии Литовский полк. Таким образом «литовцы» как российские подданные и воевали за свободу Болгарии. Особенно Лейб-гвардии Литовский полк отличился в бою под Карагачем, где захватил 23 турецкие орудия. За героизм, проявленный в боях с турецкими войсками, личный состав полка был удостоен почётной надписи на головные уборы: «За Филиппополь. 1878».
Были в Болгарии и поляки, но не как граждане Речи Посполитой, а как солдаты Кексгольмского полка Русской армии, который квартировался в Варшаве (тогда столице Царства Польского в составе Российской Империи).
Вот такая историческая география. Об этом вежливо напомнил Патриарх Кирилл, обращаясь к руководству и народу братской Болгарии.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа» Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами