Русский Афон: «8 января — собор Пресвятой Богородицы» (08.01.18)

Собор Пресвятой Богородицы. Рай духовный нового Адама, Храм Божественный, Мост, соединяющий Небо и землю, Лестница, по которой Бог нисходит на землю и человек восходит на Небо, — так именуют Пресвятую Богородицу, Которая славой Своей превзошла Херувимов, Серафимов и все чины ангельские. Она явилась «обширнее небес», ибо носила Христа во чреве Своем, которое уподобилось Престолу Божию. Благодаря Пресвятой Богородице, человек вознесся превыше Ангелов и плоть озарилась сиянием Божественной славы.

На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы.

Воздав накануне, вместе с евангельскими волхвами и пастухами, поклонение Господу, воплотившемуся и пришедшему в мир ради нашего спасения, в этот день мы прославляем Пресвятую Деву Марию, Родительницу нашего Спасителя[1]. Изображая Пресвятую Деву в рождественском вертепе рядом с новорожденным Младенцем, Церковь почитает ее и как орудие Божие, избранное и уготованное в длинной череде живших на земле поколений ради великого таинства Боговоплощения, и в то же время как новую Еву — первую и наилучшую представительницу обновленного человечества.

Как может человеческий разум постичь чудесное таинство, посредством которого Бог воплотился среди людей? Единородный Сын Божий, рожденный от Отца прежде всех веков, облекся плотью во чреве Девы не от хотения мужа (Ин 1, 13), но действием Духа Святого и добровольно подчинил Себя законам рождения и превращения, придавая им самим новый смысл. Не меняя Своей Божественной природы, не переставая пребывать в лоне Отца, Христос воспринял себе также и человеческую природу и стал Единородным Сыном Пресвятой Девы, в пречистом чреве Которой Он соткал царственную тунику Своего тела.

Итак, два рождения: одно — Божественное и вечное, другое же — человеческое и подверженное изменению во времени, но единый Сын Божий, Слово Божие воплощенное. От Пресвятой Девы рождается Богочеловек — одна Ипостась, — по Божественной Своей природе не имеющий матери, а по человеческой — отца. Христос столь всецело объединяет в Себе два эти начала, между которыми ранее пролегала непреодолимая пропасть, что свойства Божественной и человеческой природы неизреченным образом взаимодействуют в Нем, не смешиваясь между собой. Подобно тому как железо, подвергаясь действию огня, воспринимает от последнего жар и свечение, а огонь, в свою очередь, получает от железа его крепость, так же и Божество добровольно принимает на себя слабость человеческой плоти, человечество же украшается Божественной славой.

Поэтому мы прославляем Пресвятую Деву как истинную Богородицу[2]. «Это имя составляет все таинство Домостроительства, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — ибо если родившая — Богородица, то Родившийся от Нее — непременно Бог, но непременно и человек»[3]. Ибо Младенец, лежащий ныне в яслях в рождественском вертепе, — это не просто человек, призванный впоследствии получить от Бога благодать в награду за свою праведность, подобно святым или пророкам. Он — не просто избранный Божий или же богоносец, человек, принявший обожествление свыше. Он есть воистину Слово Божие, вторая Ипостась Пресвятой Троицы, облекшееся человечеством ради того, чтобы обновить и возродить его и воссоздать в нем образ Божий, потускневший и искаженный действием греха.

Рай духовный нового Адама, Храм Божественный, Мост, соединяющий Небо и землю, Лестница, по которой Бог нисходит на землю и человек восходит на Небо, — так именуют Пресвятую Богородицу, Которая славой Своей превзошла Херувимов, Серафимов и все чины ангельские. Она явилась «обширнее небес», ибо носила Христа во чреве Своем, которое уподобилось Престолу Божию. Благодаря Пресвятой Богородице, человек вознесся превыше Ангелов и плоть озарилась сиянием Божественной славы.

Перед таким великим таинством дух человеческий замирает в благоговении и с верой безмолвно преклоняется перед Творцом: «идеже хощет Бог, побеждается естества чин»[4]. Вместе с Иосифом, озаренным дивным светом, сияющим в сумраке пещеры, человек созерцает Пресвятую Деву, со светлой и умиротворенной радостью восседающую рядом с новорожденным Младенцем, спеленатым ею и уложенным в ясли. В ней не заметно ни малейшего следа родовых мук и последующего изнеможения, бывающих у прочих женщин при родах: ведь Той, Которая, оставаясь девственной душой и телом, зачала без сладострастия, следовало и родить без страданий. Быв девой до зачатия, будучи девой при рождении Иисуса и оставшись девой до конца своих дней, Пресвятая Богородица возвестила всем женщинам радость избавления от проклятия, понесенного Евой, праматерью человечества, в день грехопадения (см.: Быт 3, 16).

Ныне для человека открываются врата новой жизни, ибо подобно тому, как Бог избрал девственность для Своего воплощения в этом мире, так девственностью же Он желает вселяться и возрастать духовно в сердце каждого христианина, следующего во всех обстоятельствах своей жизни примеру Пресвятой Матери Божией.

Публикуется по книге: Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.2. М.: Сретенский монастырь, 2011. С.757-761.

[1] Собор Пресвятой Богородицы является, пожалуй, наиболее древним из всех праздников, посвященных Деве Марии (V в.). В дальнейшем он послужил образцом для других подобных празднеств [9 сен.: Собор правв. Иоакима и Анны; 7 ян.: св. Иоанна Крестителя; 3 фев.: прав. Симеона Богоприимца и др. (в совр. календарях не все они названы Соборами)], в которых на следующий день после соответствующего праздника прославляются люди, через которых свершилось определенное Промыслом Божиим.

Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу. Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

[2] Вероятно, этот Богородичный праздник был установлен в опровержение несторианства, последователи которого отказывались именовать Пресвятую Деву Богородицей и утверждали, что рожденный ею Христос был всего лишь человеком, помазанным благодатью Божией, подобно другим пророкам и святым.

[3]Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. III, 12.

[4] Приписывается св. Иоанну Златоусту (Слово на Рождество // РС 56, 385). Эти слова часто используются в литургических песнопениях, в частности, см. Октоих, Богородичен вечерни субботы, 7-й глас.

Источник: http://afonit.info/svyataya-gora/svyatye-afona/sobor-presvyatoj-bogoroditsy