Александр Нотин: «Куда Россия ведет Путина?» (25.12.17)
Очередной всплеск турбулентности в высших эшелонах власти, подвижки в корпусе губернаторов, полпредов, реальные и ожидаемые невольно наводят на вопрос: «Что там, наверху, происходит?». С одной стороны, вроде бы всё спокойно, стабильно и электорально-предсказуемо. Рейтинг «самого» незыблем, а Запад, можно не сомневаться, добавляя огоньку санкций и провокаций против дорогих русскому сердцу спортивных форумов, его только укрепит. Да и коней на переправе как-то менять не принято. Тем не менее, как раз коней-то Путин и меняет, притом не рядовых, а запряжных.
С другой стороны, тучи над Россией и вокруг нее всё более сгущаются. Заклятый наш западный друг, похоже, рассматривает предстоящие в марте выборы как некий принципиальный определяющий рубеж, за которым для него либо пан, либо пропал. Что будет завтра – увидим. Президент же со своей колокольни, очевидно, видит что-то такое, что требует от него немедленных и довольно радикальных действий, в том числе и кадровых.
Принято считать, что страну ведет лидер. На самом деле, в большинстве случаев всё наоборот. На каких-то отдельных этапах пассионарный вождь может, как Данко, вырвать свое сердце и провести заблудший народ сквозь некие топи. Но это нечастое явление. В целом же, главным субъектом истории остается народ, и в этом смысле именно отсюда следует ждать и здесь искать объяснений ближайших и последующих действий президента Путина.
А что же народ? Он только-только, содрогаясь от перестроечных потрясений, ослепший, ограбленный и растерянный, выбирается из советских пеленок через болото под название «неолиберальный эксперимент». Сегодня, когда за плечами у нас все прелести западных свобод, мы начинаем понимать, каким великим сокровищем в лице социального государства мы обладали в годы СССР. Зачем же было вместе с коммунистической идеологией выплескивать и гигантские преимущества того строя?
Примерно треть наших граждан еще движется и дышит в советских реалиях, которые, унося в прошлое ошибки и глупости красной империи, становятся всё более и более вожделенными и привлекательными. Процентов 20 попали в орбиту потребительских благ «открытого общества», прижились, приспособились и назад не хотят. Недостатки новой модели они видят вполне четко, но что делать – не знают. Остальные, включая и возмужавшее церковное сообщество, пока до конца не определились. Наметки, прогнозы и реальные механизмы перехода в Русское будущее, по крайней мере на бумаге, уже есть. Но, как и всё прочее, практическая реализация должна в России инициироваться сверху, иначе получится «русский бунт».
Не забудем и про Запад, который глубоко запустил когти своей агентуры и влияния, прежде всего, в высшие эшелоны кремлевской власти. Но не только. Обвальная деградация нашей культуры, сми, системы образования, науки и даже в целом общественных нравов – всё это его рук дело.
Вот в этой-то колеблющейся, неустойчивой и невнятной массе социальных настроений и предпочтений Путину приходится выживать и выстраивать некий стратегический курс, который, по идее, должен, если не предвосхищать, то, по крайней мере, соответствовать мейнстриму общественного развития. Президент по-прежнему лавирует между Западом и его клевретами и патриотическими силами внутри страны (последние, кстати, тоже изрядно разобщены, обмельчали и ослабли). Стулья, на которых не первое десятилетие пытается усидеть наш лидер, потихоньку разъезжаются, устоять всё труднее. Момент истины, когда придется выбрать один или другой стул, всё ближе, и не исключено, что этот момент совпадет с мартовскими выборами. Почему?
В Священном Писании сказано, что не устоит и даже падет царство, разделенное само в себе. Современная Россия как раз и есть такое царство. А разделение в нем становится всё резче, глубже и болезненнее. И кому, как не максимально информированному лидеру, знать и чувствовать это положение дел? Кому, как не ему, знать, что под звонкие реляции о минимальной инфляции, о выходе из депрессии и победах над санкциями наше национальное хозяйство, а с ним и настроение миллионов граждан, погружается в пучину уныния, бедности и застоя. Хочешь не хочешь, а чтобы выжить и устоять, придется запускать – не перезапускать, а именно запускать заново – общенациональный экономический механизм. Придется сбрасывать законодательные, кадровые и исполнительные оковы, сдерживающие наше развитие в угоду Западу. А это не просто указ-другой. Путину предстоит взломать ворота, мешающие ему навести порядок в медведевском прозападном экономическом блоке. С выходом через него в те сферы, пораженные вирусом зависимости, о которых говорилось выше. Реформы, тяжелейшие по размаху и напряжению, потребуют реальной, а не показушной смены кадрового караула в Кремле и Белом доме. Не эти ли первые признаки мы наблюдаем? Для реализации таких шагов потребуются тысячи исполнителей, не связанных с нынешними кланами и элитами. Свежая кровь поступит только снизу. Иначе элиты будут с удовольствием профанировать самооздоровление, замещая худшее худшим. К власти же должны прийти, как советовал еще Иван Ильин, лучшие люди. А они ждут своего призыва в гуще народа.
Вот, оказывается, куда настойчиво ведет Россия Владимира Путина. Чуткой своей чекистской интуицией он улавливает эти подвижки в настроениях людей и заокеанских кознях. Есть ли у него выбор? Пока всё более или менее на месте, вроде бы есть. Вроде бы можно ничего и не менять. И всё же какое-то внутреннее ощущение надвигающейся грозы, присутствующее наверняка у большинства из думающих людей, подсказывает: время перемен настало. И перемены неминуемы. Без них не устоять ни Путину, ни до предела ослабленной России. Даже победы в Сирии не помогут. А это значит, что и нам, и Путину пора приниматься за дело.
Источник: Переправа