Протоиерей Димитрий Смирнов: «Церковь есть преддверие Царствия Божия» (04.06.17)

Источник: thisvrb

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная им в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в день Святой Троицы 4 июня 2017 года.

Всех вас поздравляю с днём рождения Церкви. Именно в этот день святой Пятидесятницы, спустя 50 дней после Пасхи, когда Христос воскрес, произошло то, ради чего Он приходил на землю. Как святые отцы говорили, преклонивый небеса, сошёл с небес и стал Человеком. Родился в пещере Вифлеемской от Девы Марии и Духа Свята Господь наш Иисус Христос. Зачем Он пришёл? У Него было много всяких служений, богословы усматривают и пророческое служение, потому что Он возвещал людям волю Божию, и служение царское, потому что Он Царь неба и земли, и икона такая есть, и Он пришёл ещё для того, чтобы основать Церковь. И Церковь есть преддверие Царствия Божия, ибо только в ней человек может обрести те черты своей души, которые необходимы человеку для Царства Небесного. Смысл существования всего мира и даже всей вселенной только в том, чтобы на земле существовала Церковь Божия. Степень этой ответственности в силу того, что она очень велика, ни один из людей осознать не может. Мы существа, хотя и обладающие разумом, который может в отдельных людях простираться до края вселенной и даже дальше, всё-таки очень ограниченные, мелкотравчатые, поэтому осознать нам это трудно. Но, слава Богу, когда в нас начинается вера Божия, мы потихоньку начинаем прозревать. И очами веры можно видеть нам то, что для людей, которые не имеют веры во Христа, сокрыто. Эти тайны Божии становятся для нас видимыми. Первыми прозревали в эти тайны святые отцы древности, которые и обозначили то, что Господь есть Троица. Во всей Библии мы не найдём слова «Троица», это они увидели и в путниках, которые пришли к Аврааму, и в других действиях Бога Его троичность. И если совершить действие, можно сказать, вполне графическое, даже глядя на человека, который сотворён по образу и подобию Божию, мы можем увидеть троичность самого Бога. Потому что человек живёт на земле в трёх ипостасях: мужская, женская, детская. Три ипостаси одного человеческого естества. И человек – это не есть индивидуум, человек – это есть семья. Таким его задумал и создал Бог.

Всё человечество представляет собой семью. Сейчас, правда, под напором сатанинских сил в Европе, в Америке существует целое движение, которому больше ста лет, по уничтожению семьи. Дошло до того, что семью объявили институтом. Так и во всех документах пишется: «институт семьи». Это всё равно что институт канарейки. Вот берём канарейку, её преобразуем, кладём на стол – а теперь собери её обратно назад. Ничего не выйдет. Канарейка – это создание Божие, и никакой не институт. Так же и семья. Она может быть разрушена с помощью бесовских сил, но сочинить её невозможно. Как это сочинить мужской пол, женский, и чтобы рождались дети, про которых англичане вообще не говорят: «he» или «she», а говорят: «it», т. е. это совершенно другое местоимение. Совершенно другое существо со своими болезнями, со своей психологией. И так мы и говорим: «младенец», потому что в нём ещё нет никакого пола, это всё потом при развитии получается. И для того в том числе, чтобы семья обоготворилась, стала домашней церковью, Господь создаёт Церковь. Представление о Церкви у людей, которые в ней живут, постепенно проникает в их ум, принимается их сердцем. Церковь – это и лечебница от наших духовных недугов, а иногда даже и телесных. У нас же есть Таинство соборования для болящих, и вообще, каждый день мы молимся о чьём-то здравии. Но прежде всего в храме мы получаем исцеление от наших болезней духовных, от тех искажений, которые отражаются в нас по дьявольской злой воле. И Церковь это выправляет через покаяние – когда мы с покаянием приходим к Богу, как к врачу. Поэтому Церковь сама Себя именует ещё и врачебницей. Кто на исповеди не спит, а внимательно слушает, что ему говорит пастырь, тот знает, что там есть такие слова: «пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». То есть раз пришёл ты во врачебницу, не отходи неисцеленным. Хотя большинство какими подходят, такими и уходят. Потому что исповедь есть, а покаяния нет. И никакая болезнь не лечится, если больной не хочет исцелиться, и духовные заболевания тоже.

Какой прекрасный день! Господь Дух Святый, обещанный! Господь говорил об обетовании, потому что Господь обещал, дал обет: «Пошлю вам Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую правду» (см. Ин. 16, 7-8). И в этот день Господь послал Духа Святаго на первый православный приход. Апостолы и Матерь Божия собрались в специально приготовленной горнице, и сошёл Дух Святый на них. И Церковь начала быть.

А мы уже к последнему поколению христиан относимся, и тоже воспринимаем эту благодать, которая живёт в Церкви и которая начинает в человеке жить со дня его крещения, а точнее сказать, миропомазания. В нашей Церкви просто миропомазание следует сразу за крещением, это, как один русский богослов сказал, личная Пятидесятница того, кто принимает святое крещение. Каждый из нас получил залог Святаго Духа. Но Дух Святой не есть какой-то материальный объект, Дух Святой – это Господь, про Которого сказано, что Он дышит где хочет (Ин. 3, 8). Поэтому, как правило, проходит неделя – и никаких следов пребывания Духа Святаго в новокрещённом человеке не остаётся. Потому что для большинства людей на земле это просто повод выпить за то, что он теперь крещёный. А Богу угодно совсем другое – чтобы с этого духовного зачатия человек вырастал в христианина. Поэтому большинство людей – их миллионы, а лучше сказать, десятки миллионов – крестятся незнамо зачем. Они даже не знают, что крещение – это вхождение в Церковь. А многие, крестя своих детей, даже и не собираются их воспитывать по-христиански. И воспитывают их по-сатанински, учат детей тому, что противоположно воле Божией. Поэтому такие уроды и вырастают. Если б кто-то последнему нашему святому императору сказал: «Николай Александрович, пройдёт сто лет, и в твоей России (как ты в анкете написал: «Хозяин земли Русской») милиция будет в три раза больше, чем армия», он бы не смог в это поверить. Как это так? Это внутреннее зло в стране столь велико, что превышает злобу извне. Это такое «духовно-нравственное» состояние тех людей, которые крестились, но остались на пороге церкви, и не делают никаких шагов, и даже не знают, куда идти, и не знают, что с этим делать, и сами не знают, зачем живут. Не хочется ругаться, но это не человеческая жизнь. Поэтому люди совершают абсолютно нечеловеческие поступки. Раньше про таких людей говорили – отщепенцы. То есть их как бы отщепили от всего народа, они живут как совершеннейшие дикари, не имеющие ни разума, ни совести, ни какого-то обучения – полная дикость. А теперь мы постоянно сталкиваемся с тем, когда полицейский – жулик, когда судья – вор, когда тот человек, который затевает ресторан, делает это не для того, чтоб накормить людей, а для того, чтоб заработать денег. Цель всего того, что люди делают сейчас на земле – это заработать денег, а на всё остальное – наплевать. На всё наплевать. Только сохранить себя и со всех остальных людей содрать как можно больше денег. И в этом смысл. К деньгам человек вожделеет. А что такое деньги, что такое любовь к ним? Это мать всех пороков. Сам Господь в Евангелии говорит: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Одновременно это не бывает. Для современного человека совершенно не важно, крещёный он или некрещёный, потому что для большинства крещение ничего не значит вообще. Садится в трамвай человек – вы можете определить крещёный он или некрещёный? На нём это никак не отразилось ни в походке, ни в причёске, ни в одежде. Он такой как все. Говорит на таком же скверном языке, так же отвратительно работает, как все, всё, что можно украсть, он украдёт. И так далее. Если много таких, как он, с удовольствием забьют до смерти какого-нибудь одного, потому что в детстве даже никогда не слышал такого выражения: «Лежачего не бьют». Наоборот. Это и мальчики, и девочки. А уж что учителя с учениками делают, об этом страшно и сказать.

И вот этому всему кошмару противостоит только Церковь, и тоже не вся. Я, в силу того что хожу в церковь уже пятьдесят лет, очень немало знаю людей, которые ходят в церковь по сорок лет. И я вижу, что совсем не многие из них преображаются в христиан. Они ничем не отличаются от тех существ, среди которых они живут. У них всё то же самое, все представления совершенно не христианские. И детей они воспитывают, ориентируя их на то, как они будут жить среди волков. А Господь сказал: Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Мф. 10, 16). То есть вся жизнь, что именуется цивилизацией, по отношению к христианству чудовищна.

Я однажды бродил по городу в Италии, откопанному от пепла, которым его покрыл Везувий. И всё, что в этом городе было, всё умерло, и люди тоже. Потом в эти пустоты залили гипс, и даже видно было, в какой позе человека застала смерть – страшная, от удушья под пеплом. Этот город украшен прекрасными фресками, зданиями, но в этом городе человека охватывает ужас. Меня, по крайней мере. Может быть, я такой впечатлительный. Мне захотелось уйти, убежать из этих Помпей. Это была цивилизация сатанинская. Символом этой сатанинской цивилизации, которую мы построили, служит наш Сити в Москве. Это что-то такое страшное и совершенно античеловеческое. Не нечеловеческое, а «анти». Строения, в которых жить нельзя. Это просто всё противоположно и масштабу человека, и искусству. Такой замечательный символ.

В связи с этим я вспомнил, однажды стою в Бибирево на остановке, еду куда-то на требу, а там все такие дома интересные, которые выходят на Алтуфьевское шоссе, они все похожи на колумбарии. Одинаковые окна, без балконов, ровная стена коричневого цвета, похоже на вторичный продукт человеческий. И сбоку стоит мужчина, говорит: «Какие красивые дома!». Что произошло с этим человеком? А он античеловеческое уродство воспринимает как красоту. Представляете, что в нём произошло, какие сдвиги! Античеловеческое уродство воспринимается как красота. Всякие антисемейные ужасы воспринимаются как благо, как счастливое детство. То, что уничтожало человека, воспринимается как благо. Людоеды воспринимаются как гении.

И вот против этого только один Господь. И ещё Господь всё время рекрутирует в Своё стадо, или можно сказать, в своё воинство, людей, дабы каждый внёс какую-то свою лепту в борьбе за то, чтобы человек остался человеком. У Христа Спасителя, кроме нас с вами, никого больше нет, и Он надеется только на нас. При всей нашей немощи и малочисленности. У нас в церковь осмысленно ходит в стране два процента людей. Из этих двух процентов любого можно проэкзаменовать, девяносто процентов вообще ничего не понимают. Я уж не говорю о том, как живут – совершенно не по-христиански.

Бог всё знает. Он нам две тысячи лет назад сказал утешительные слова: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32) и «врата ада не одолеют Церковь» (см. Мф. 16, 18). Дух Святый – это тот, на котором держится вся вселенная. И пока мы есть, такие немощные, такие необразованные, такие глупые, такие неспособные на христианский подвиг, Церковь будет всё равно стоять. Потому что какие-то благостные процессы в нас идут, всё-таки волна бушующего житейского моря время от времени прибивает к Церкви какого-то человека. Вы знаете, каждый день приходит кто-то новенький. Может, он утонет через две недели, а может, и останется, и станет делателем на ниве Христовой. Если на земном шаре останется два христианина, это уже будет Церковь. Два христианина, и Христос посреди них. И мир этот будет стоять. Поэтому на нас большая ответственность и ожидание. А обетование Святаго Духа Господь послал в этот святой день Пятидесятницы для того, чтоб мы могли и от ума, и от сердца, и от Духа Свята научиться христианскому благочестию.

Источник: Мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова