Диакон Артемий Сильвестров: «О мировоззренческом выборе» (01.05.17)

В наше чрезвычайно сложное время, когда социум испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях и категориях, как доброта, честность, великодушие, милосердие и уважение к человеку для православного миссионера открывается прекрасная возможность начать разговор о христианской вере и подвигнуть своих собеседников к размышлению о том, что вышеназванные нравственные векторы человеческого бытия имеют определенные источники, цели и смыслы. Одновременно с этим наша миссионерская деятельность не должна давать поводов воспринимать таковую, как «посягательство Церкви» на умы, права и свободы наших сограждан. В этом отношении нам необходимо осознавать, что «зоны очевидности» для нас и наших потенциальных слушателей могут быть различны и в данном случае, миссия будет иметь конструктивный характер, если ее структура будет строиться на последовательной и объективной аргументации каждого утверждения. Увы, но постсоветская ментальность являет в своих носителях определенную «аллергическую реакцию» на язык заповедей и запретов. Первое непонятно, второе неприятно. Но православные христиане не должны видеть в этом какой-то проблемы. Промысл Божий говорит с людьми на понятном и интересном для них языке – Господь привел персидских волхвов к яслям Богомладенца посредством «языка звезд» и нам надлежит по возможности аргументировать истинность христианской веры актуальными аспектами современной жизни, культуры, этики и философии.

Несмотря на то, что целый ряд психологов и социологов декларируют преобладание в жизни современной молодежи т. н. «клипового» типа сознания, принципов «экономии мышления», поисков «простых ответов на сложные вопросы», нынешняя эпоха вполне восприимчива к культуре диалога и дискуссии. Даже современные начатки вполне государственной идеологии доносятся до граждан не прямой речью условного Юрия Левитана, а посредством именно дискуссионного жанра (политических и новостных ток-шоу). Одновременно с этим «западные рельсы» общественной жизни сформировали определенный характер этой дискуссии, демонстрирующий вполне утилитарный подход человека к любой реалии, и этот подход выражается в вопросе: «А что это мне даст?» И в данном контексте миссионер вполне может ответить на этот вопрос, ибо религия действительно может дать человеку очень многое. На сегодняшний день религиозный поиски приобретает особую актуальность ввиду того, что материалистический контекст поиска смысла жизни демонстрирует свою полную несостоятельность по причине отсутствия опор на нравственные категории, которые в

свою очередь являются важной характеристикой человеческой личности, а по-сути делают человека именно человеком, а не бездушным статистом или механизмом. Другими словами в сегодняшнем мире опасной партикулярной свободы жизнь человека как никогда ранее зависит от мировоззренческой ориентации.

Что такое мировоззрение? Жизнь каждого человека можно уподобить некоему пути, некоторому временному пространству, которое осмысливается и психологически переживается самим человеком. Однако, встав на некий путь, человек должен понять и обозначить конечную цель оного. Виденье (им, т. е. человеком) этой цели, ее понимание и осмысление, знание правильных направлений и обладание соответствующими «средствами» для достижения оной цели является тем, что принято называть мировоззрением человека. Другими словами, мировоззрение человека отвечает на вопросы о смысле его жизни, о конечной цели его существования, что в свою очередь формирует соответствующую систему взглядов, оценок и представлений о мире и роли человека в этом мире. Следствием мировоззренческого выбора являются принципы познания и направления деятельности конкретного человека, а также ценностные ориентации в его сознании.

Именно твердое, здравое и аргументированное мировоззрение характеризует наличие у личности подлинного образования, т. е. нравственного стержня или «каркаса», который придаёт неоформленному неорганизованному сознанию должный образ. Теоретические знания вне мировоззренческой основы можно уподобить груде строительных материалов, которые просто лежат на строительной площадке. Только мировоззрение способно организовать или построить из этих материалов соответствующее «здание» человеческой личности. Только наличие того или иного мировоззрения придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. В одной из песен группы «Воскресение» есть такие строчки:

«В жизни, как в темной чаще, Каждый чуть-чуть пропащий, Как заблудившиеся дети»

Полагаю, что наречие «чуть-чуть» здесь несколько излишнее. К сожалению, в наши дни в нашем обществе множество наших сограждан находятся в некоей мировоззренческой растерянности, как в лесу заблудившиеся дети – они не знают где их дом, куда идти и как им жить. И вопреки утверждениям некоторых политиков о том, что «никакое мировоззрение нам не нужно» многие наши соотечественники, так или иначе, ищут смысл жизни, желают познакомиться с каким-то твердым, основательным и правильным мировоззрение.

Полагаю, что многие согласятся с тем, что правильное мировоззрение это такое мировоззрение, которое воспитывает в человеке жертвенную любовь к человеку – сострадание и

милосердие. И здесь мы можем утверждать, что именно христианское мировоззрение отвечает самой цели человеческого существования и дает соответствующие средства к достижению оной. Однако в наш скептический век, говоря о Православной вере, мы, по-видимому, столкнемся с несколькими мировоззренческими «барьерами» или «узлами», которые необходимо интеллектуально и психологически «разрешить», прежде чем перейти к самому важнейшему пункту нашей проповеди — сущности христианства.

Продолжение следует.