Анатолий Степанов: «Зачем Дмитрий Медведев раскалывает общество в преддверии выборов Президента?» (26.04.17)
Вчера глава правительства России Дмитрий Медведев сталглавным ньюсмейкером страны. И всё благодаря трем коротким предложениям из его выступления на форуме «Единой России» «Культура национальный приоритет»: «Вместо принципов, убеждений, уважения к чужому мнению и творчеству появляется агрессия и нетерпимость. И мы эту агрессию видим. Кстати, эта агрессия иногда воплощается в преступные деяния, а иногда, по сути, сводится к преследованию автора, произведения которого еще никто не видел».
Все сразу (и небезосновательно!) решили, что премьер-министр имеет в виду ставший уже скандально известным кощунственный фильм Алексея Учителя «Матильда». Ведущие СМИ запестрели заголовками от откровенно одобрительных: «Медведев защитил «Матильду» от Поклонской» (МК), «Дмитрий Медведев обвинил критиков «Матильды» в нетерпимости» («Русская планета»), «»Матильда» обойдется без экспертов. Медведев защитил режиссера «Матильды» от нападок Поклонской» (Газета.Ру), «Дмитрий Медведев осадил проявляющих агрессию к не вышедшим произведениям» (Regnum) до сдержанных, но с симпатией к ньюсмейкеру: «Агрессия и нетерпимость: Медведев осудил нападки на деятелей искусства» (РИА «Новости»), «»Культура и искусство — это синонимы нашей внутренней свободы». Дмитрий Медведев призвал чиновников не указывать художникам, что им делать» («Известия»).
Журналисты настолько увлеклись конъюнктурной интерпретацией слов премьер-министра, что не дали себе труда поразмышлять, а что означает этот пассаж Медведева в контексте политической ситуации в стране. А означает это вот что: во-первых, Дмитрий Медведев раскалывает общество в преддверии выборов Президента; во-вторых, Глава правительства России расписывается в собственной профнепригодности.
И тут не имеет значения, сам ли Дмитрий Анатольевич решил поддержать скандальный проект режиссера Учителя или это его спичрайтеры вставили без ведома своего босса пассаж, который, по их мнению, вызовет восторг либеральной публики, которую раздражают требования православной общественности к деятелям искусства уважать права верующих и не провоцировать новые разделения в обществе. Возможно, медведевские политтехнологи решили таким образом поднять рейтинг премьера в глазах либералов, пошатнувшийся после акций Навального, проходивших под слоганом «Он вам не Димон».
Так каков же будет результат откровенной поддержки вторым человеком в государстве и лидером правящей партии скандального фильма?
Первое. Хотел того или нет Дмитрий Медведев, но он своей откровенной поддержкой режиссера Учителя оказывает «медвежью» услугу (в аутентичном значении этого слова, к «партии медведей» не имеющей отношения) Президенту Путину. Ведь своим заявлением Медведев приложил руку к провоцированию разделения в обществе накануне президентских выборов. Очевидно, что протесты православных будут продолжаться (тут не стоит преувеличивать влияние слова главы правительства на умы верующих, оно, мягко говоря, мизерное). Выход фильма запланирован, как известно, на ноябрь 2017 года. Можно предположить, что протесты православных после его выхода на экраны только усилятся. И выход фильма будет ассоциироваться с властью, поскольку фильм поддержали уже глава правительства Дмитрий Медведев, его министр культуры Владимир Мединский и заместитель министра Владимир Аристархов. Выход фильма «Матильда» в широкий прокат состоится буквально за 3-4 месяца до выборов Президента.
Ну и кому нужно вносить дополнительное разделение в общество накануне этого важнейшего события в жизни страны? Кому нужно настраивать православную общественность против власти, представители которой защищают фильм, оскорбляющий святого Русской Православной Церкви и, между прочим, руководителя нашего государства? Может быть, кто-то в Кремле считает, что дискредитация последнего русского Царя, носителя Верховной власти, в канун выборов нынешнего носителя Верховной власти послужит консолидации общества? Или добавит поддержки новому Главе государства? Если такие люди есть, то их нужно удалить из власти и отправить скорее на психиатрическое обследование.
Боюсь, что, скорее всего, такого рода мысли даже не приходят в голову околовластным политтехнологам. Когда речь о деньгах, о прибыли, вопросы идеологии и морали для многих людей во власти отходят на второй план. Эти люди проникли во власть в лихие 90-е и пропитались циничным взглядом на идеологию — некой смеси марксизма (вторичность надстройки) и либертарианства. Даже события на Украине, куда бездарно были вбуханы миллиарды, их в этом не разубедили.
Могут сказать, что против фильма «Матильда» выступает незначительная часть православных активистов. Но, во-первых, несколько десятков тысяч человек (а именно столько писем протеста уже получила депутат Государственной Думы Наталья Поклонская) — это не так уж и мало. А во-вторых, это именно активисты, пассионарии, способные привлечь на свою сторону куда большее количество сторонников. Не стоит недооценивать православную общественность, она становится серьезной политической силой, причем, в ней играют заметную роль молодые энергичные и образованные люди. Это вам не 90-е, когда большинство верующих составляли пожилые женщины.
Вообще, в случае с фильмом Учителя позиция Главы правительства коренным образом расходится с позицией Главы государства. Напомню, что Владимир Путин, реагируя на скандал учиненный Константином Райкиным, обвинившим государство в покушении на свободу творчества, заявил, что конечно «принцип свободы творчества абсолютно незыблем». «Однако, — добавил Президент, — у всех свобод всегда есть вторая сторона: ответственность. И это мы с вами тоже хорошо знаем. Это, собственно говоря, во всех определениях свободы, всеми признанными в мире философами так и излагается. И у художника, у «властителя дум», так сказать, мера этой ответственности особенно высока».
Заметим, у Медведева об ответственности художника не сказано, только о «преступниках», проявляющих «агрессию и нетерпимость» к «невинной овечке», режиссеру, походя оскорбляющем миллионы верующих. Остается только гадать, чем же так пронял Главу правительства режиссер Алексей Учитель? Такое впечатление, что Дмитрию Анатольевичу г-н Учитель дороже Президента России Владимира Владимировича Путина.
Второе. На культурном форуме «Единой России» Глава правительства расписался в своей собственной профнепригодности, как и представлявший Министерство культуры замминистра Владимир Аристархов, попытавшийся дискредитировать авторов экспертизы фильма «Матильда». Премьер-министр сетует на агрессию и нетерпимость, на «преследования автора, даже если его произведения еще никто не видел». Но позвольте, Дмитрий Анатольевич, не надо перекладывать с Вашей больной чиновничьей головы на здоровую голову общества. Ведь вся эта ситуация с «Матильдой» буквально вопиет об отсутствии у правительства государственной политики в области культуры, сколько бы Вы ни скорбели о некультурности критиков «Матильды». Ведь не было бы этой ситуации, если бы подчиненное Вам Министерство культуры прежде чем выделять государственные средства на создание фильма «Матильда» попросило, к примеру, Патриаршую комиссию по культуре дать свое заключение на представленный режиссером сценарий. Ведь чиновники не могли не знать, что одним из героев фильма является святой Русской Православной Церкви Страстотерпец Император Николай Александрович.
Если бы чиновники от культуры действовали ответственно и честно, то проблемы бы не было. В Патриаршей комиссии по культуре чиновникам бы объяснили, что неприемлемо в сценарии и как избежать скандала. Ну не захотели они обращаться в Патриаршую комиссию, представили бы сценарий на рассмотрение Общественного совета при Минкульте. Но ведь и этого не сделали. Когда в голове только эффективность и пиар, такие мысли не приходят в голову чиновникам.
Если бы у правительства была понятная обществу ответственная государственная политика в сфере культуры, то не возникали бы постоянно скандалы вокруг театральных постановок, фильмов, выставок, оскорбляющих нравственные чувства верующих людей под предлогом «свободы творчества». Не может настоящая свобода творчества оскорблять нравственные и эстетические чувства зрителя, не может искусство существовать для узкого круга возомнивших себя «культурной элитой» декадентствующих деятелей. Это уже было в России накануне революции 1917 года. Вы хотите снова попробовать наступить на грабли?
Похоже, Глава правительства и чиновники Минкульта не очень хорошо знакомы даже с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 основополагающим документом «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». А там много правильных положений и требований.
Например вот это: «К угрозам национальной безопасности в области культуры отнесены размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Российской Федерации и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».
Разве дискредитация носителя Верховной власти — это не «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей»? Разве дискредитация святого Русской Православной Церкви — это не проявление «религиозной нетерпимости»? Или чиновники пишут документы «для отмазки», а в реальной деятельности руководствуются иными принципами: деньги, деньги и еще раз деньги, ну и связи, за которыми тоже деньги?
И вот такое справедливое требование Стратегии: «Вместе с тем государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры и культурных институтов. И в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится. Это, с одной стороны, делает государство ключевым субъектом культурной политики, обязанным четко формулировать инвестиционные задачи, сочетая это с ценностно ориентированным подходом, с другой стороны, в условиях существующих бюджетных и ресурсных ограничений требует повышения эффективности и адресности инвестиций в человеческий капитал, культуру и культурную инфраструктуру».
И что господа Мединский и Аристархов хотят убедить общество, что в фильме «Матильда» реализуется «ценностно ориентированный подход»? Это какие же ценности российскому обществу предлагают реализовать руководители Минкульта вкупе с г-ном Учителем? А теперь на их защиту встал и премьер-министр.
Похоже, фильм «Матильда становится «моментом истины» для власти…
Источник: Русская Народная Линия