Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: «Мы живём в интересное время, когда православные традиции возвращаются в нашу жизнь»

В Новосибирске состоялась премьера оперы «Рождество»

Постановка прошла 11 января на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета по заказу Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви. 

Композитор оперы — Ираида Сальникова, член Союза композиторов России, лауреат международного и всероссийского конкурсов, супруга председателя Епархиального отдела по культуре протоиерея Димитрия Сальникова. Спектакль рассказывает о евангельских событиях Рождества Христова: явлении вифлеемской звезды, рождении Иисуса Христа в вертепе, поклонении пастухов и волхвов, гневе царя Ирода. Эти сцены были воплощены артистами Новосибирского академического театра оперы и балета, организатором и постановщиком оперы выступил арт-холдинг «Святой мир», главный режиссёр — Олег Нудненко.

Опера «Рождество» — не первый творческий духовно-просветительский проект Новосибирской Епархии. Так, на сцене Новосибирского театра оперы и балета уже прошли постановки произведений Ираиды Сальниковой

 

«Заступник земли Русской», посвященной преподобному Сергию Радонежскому, и

 

«Святой Владимир — Креститель Руси», приуроченной 1000-летию со дня кончины святого благоверного князя Владимира.

По словам режиссера постановки Олега Нудненко, повествование о евангельских событиях ведется на современном русском языке и будет понятно не только православным верующим. «Эта история всего христианского мира, и не только христианского, — поясняет режиссер. — Наша цель — рассказать простую, добрую, интересную, счастливую историю».

Перед началом спектакля Владыка поздравил почетных гостей и зрителей с наступившим новым годом и Рождеством Христовым. Он также поблагодарил создателей постановки, директора и коллектив театра за труд и содействие.

В постановке приняли участие более 200 артистов — солисты театра, два хора — детский и взрослый, оркестр, балет, миманс, приглашенные актеры. Для оперы были сделаны отдельные декорации, видео-оформление, костюмы. Работа велась на протяжении полугода.

Перед премьерой Владыка Тихон дал интервью журналистам.

«Мы живём в интересное время, когда православные традиции возвращаются в нашу жизнь, 70 лет мы жили в атеистическом обществе, где религия была под запретом, подавлялось все, что касалось духовности, и само слово нравственность размывалось, говорилось, что она относительна. Сейчас традиции возрождаются, и традиционные праздники, которые всегда отмечались на Руси, надо преподнести современному человеку, современному зрителю. 

Поэтому творческая группа — это современные молодые люди, они сами составили сценарий, консультируясь с нами, написали музыку. Что получилось — я пока сам не видел, не могу сказать, но это будет современная постановка. Идея была общая с отцом Димитрием Сальниковым, его матушкой-композитором, беседовали с ними, когда отпраздновали 1000-летие князя Владимира, мы думали сделать постановку, которую можно было бы показывать ежегодно в святки, в день Рождества Христова, на Новый год. Потому что обычно показывают балет «Щелкунчик», но считается, что там герой — принц-оборотень, оккультная постановка, поэтому если говорить о наших традициях, хотелось бы, чтобы праздник отражал суть Рождества Христова, просматривалось и само евангельское повествование, чтобы было нарядно, весело, с елкой, чтобы дети присутствовали. Такую идею удалось осуществить, сегодня посмотрим», — отметил Митрополит Тихон.

Редакция обращает внимание, что о сюжете сказки «Щелкунчик» говорится в ряде исторических исследований, в частности, в статье: «Советская елка: генезис современного ритуала» (http://l.200-bal.ru/literatura/1330/index.html). Приведем цитату из статьи: «Вхождение в праздничный русский быт елочного увеселения происходит одновременно с созиданием писателями-романтиками образа мистической Русской обрядовой старины. Рождественская ёлка — одно из таких идеологических новообразований: она становится элементом праздничного быта «просвещенного» русского читателя, в 20-30 годы узнавшего о «прелести» Русской национальной традиции из переводной немецкой романтической литературы.

Отметим, что наиболее известным «обычаем» такой неостарины становится «вызывание суженого», спиритический сеанс (как это будет определено позже, ко второй половине XIX века), описанный в балладе Жуковского «Светлана» и известной каждому современному школьнику по упоминанию в «Евгении Онегине»: «С Татьяной нам не ворожить». Итак, в середине XIX столетия демоном святочного спиритического ожидания, благодаря романтикам, становится суженый-ряженый («Щелкунчик», принц, оборотень)».

Источник: Новосибирская митрополия

фотоальбом события