Анатолий Артюх: «Открытое письмо Президенту» (06.12.16)

Открытое письмо

Президенту Российской Федерации

В. В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

2 декабря 2016 года в Петербурге прошло совместное заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку, которое Вы открыли замечательными словами об укреплении единого культурного пространства страны, о его основах — русском языке и классической отечественной литературе, духовных и нравственных ориентирах.

Далее Вы делаете очень важный акцент на ответственности художников, сказав, что «именно в самой творческой среде должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творческой акцией». И вот с этой точки зрения хотелось бы рассмотреть конфликт, который, к сожалению, разгорается в нашем обществе между частью творческого бомонда и народом.

Некоторые деятели культуры пытаются убедить Вас, что возникли опасения по поводу ограничения свободы их творчества. Показательны в этом отношении программные речи двух известных деятелей культуры — режиссёра Константина Райкина на VII съезде театральных деятелей и режиссера Евгения Миронова на заседании Совета по культуре и искусству, где присутствовали Вы, Владимир Владимирович.

Константин Райкин в своей эмоциональной речи просто взял и обвинил всех — и народ, и власть — в отмене запрета на цензуру, что является ложью, а Евгений Миронов, обращаясь к Вам на заседании в Петербурге, пожаловался, что где-то в провинции, запрещали к показу некоторые спектакли, ссылаясь на представителей тех или иных общественных организаций. И Райкин, и Миронов заявили, что тревогу вызывают «по существу безнаказанные действия различных активистов, которые позволяют себе врываться в театры, в том числе во время спектаклей, вызвавших неодобрение, разрушать экспозиции выставок и так далее». При этом Миронов, не смущаясь, сказал, что: «Современное искусство всегда провокационно». То есть, по сути признал, что творческим деятелям невозможно работать без провокаций, а закон об оскорблении чувств верующих им просто мешает провоцировать и оскорблять?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, так же выступивший с докладом 2 декабря на заседании Совета по культуре, ещё в 2013 году, комментируя протесты народа против выставки братьев Чепмен, которую он приютил в Эрмитаже, публично назвал противников выставки «идиотами» и также сказал, что «отбор работ — священное право музея», который только и «может определять, что является искусством, а что нет». Позицию гендиректора музея в то время поддержал и министр культуры РФ Владимир Мединский, который заявил, что в спорной выставке «нет вообще никакого криминала».

Хотя через несколько месяцев после того, как экспозиция успешно завершила работу, часть экспонатов, выставляемых братьями Чепмен, была признана экстремистской по решению суда, в который обратились наши активисты. И это, увы, не единичный случай, когда активность народа выявляет грубые нарушения нравственных принципов существования нашего общества, а порой и нарушение законов Российской Федерации.

По сути, мы наблюдаем, как часть творческого бомонда, финансируемая на средства налогоплательщиков, пытается узурпировать право определять критерии искусства и то, насколько это искусство полезно и приемлемо для нашей страны. Хотя зачастую «произведения искусства», которые навязывают нам, таковыми не являются. Считаем такую позицию творческой элиты не конструктивной и не соответствующей задачам культурной политики страны!

Происходит это, во-первых, потому что некоторые деятели культуры используют провокационные и эпатажные акции именно для привлечения внимания к своему творчеству, с целью заработать на скандале. А во-вторых, у всех людей разные нравственные критерии и зачастую режиссёры, художники и актёры не осознают, что оскорбляют своим творчеством кого-то. То, что для них является нравственной нормой, народ, и особенно верующие люди, воспринимают как отклонение, извращение или грех. Я свидетель того, что были случаи откровенных провокаций, организаторами которых являлись сами деятели культуры или их окружение. Так, несколько раз в Петербурге кто-то подкидывал свиные головы к театру МДТ и распространял в СМИ информацию о том, что это сделали некие «православные казаки», в чей список занесли и меня. Организации, которые я представляю действительно занимаются противодействием провокационным и экстремистским проявлениям в искусстве, но мы никогда не нарушали закон, всегда действуем открыто, и прежде чем пикетировать мероприятия, всегда пытаемся договориться с оппонентами о недопустимости проявления той или иной формы антикультуры под прикрытием «свободы творчества». Но тем не менее, на интернет портале МК до сих пор висит лживая статья о том, что я, якобы, расписал стены Малого драматического театра в Петербурге антисемитскими оскорблениями и ко входу в здание подбросил свиную голову с надписью «Додин». По информации которой располагаем мы, эту отвратительную выходку сделали те провокаторы от культуры, которым мы помешали провести свои оскорбительные акции.

На мои обращения прокуратура и полиция ответили классическими отписками, поэтому я буду решать вопрос о заведомо ложной информации в отношении меня через суд. Но данный инцидент показателен в том, что мы, простые граждане, вообще не защищены от грубой, циничной и агрессивной политики как деятелей культуры, так и СМИ.

Когда речь идёт о недопустимости хулиганских выходок и попыток сорвать спектакль или выставку, необходимо обозначить причину такого поведения некоторых граждан или общественных организаций. Ведь вряд ли народ срывает спектакли и выставки просто из хулиганских побуждений. Да и о каких срывах идёт речь? Для этого необходимо всем нам ответить на вопрос, который Вы задали режиссеру Евгению Миронову: «Кто запрещает спектакли?» Чтобы понять, кто запрещает и кто выступает против провокационного искусства, необходимо рассмотреть случаи тех акций, выставок, спектаклей и фильмов, которые вызвали негодование в широких массах народа, и были запрещены.

Как представитель тех общественных структур, которые занимаются защитой традиционных нравственных ценностей на территории России я в хронологическом порядке представляю не полный, но показательный список тех, так называемых, «культурных акций», которые вызвали широкий общественный резонанс и негодование верующих людей.

2003 год. Москва.

Художественная выставка «Осторожно, религия!» открыта 14 января 2003 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. Организаторы выставки «Осторожно религия» фактически осуществляли идею программной агитации против Православия в виде издевательских манипуляций с символами христианства. 18 января группа православных активистов уничтожила часть экспонатов.

28 марта 2005 года Таганский суд Москвы признал директора Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу центра Людмилу Василовскую — организаторов выставки — виновными в разжигании национальной и религиозной вражды.

2006 год. Москва.

Художественная выставка «Запретное искусство — 2006» проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. На выставке была представлена композиция из трех вертикально стоящих друг на друге букв, образующих нецензурное слово, изображения гомосексуального совокупления генерала с солдатом на фоне стоящего строя солдат, сопровождающееся издевательской надписью «Слава России!» и прочие мерзости, в том числе, и оскорбляющие святыни православной Церкви.

Выставка подверглась резкой критике со стороны ряда религиозных и общественных организаций, а в отношении её организаторов Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова было возбуждено уголовное дело за разжигание религиозной розни, закончившееся обвинительным приговором суда.

2012 год. Москва.

Конфликт между консервативными верующими и, так называемыми, прогрессивными художниками стал масштабным после плясок феминисток в храме Христа Спасителя, которые многие деятели культуры назвали «молебном».

2013 год. Санкт-Петербург.

Выставка «Конец веселья» братьев Чепмен. Открылась 20 октября в отреставрированных помещениях Восточного крыла Главного штаба в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» и продлилась до 13 января 2013 года. Центральная работа, которая дала название всей экспозиции, представляла собой трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. Витрины расположены в виде свастики, а внутри развернут единый ландшафт ада, в котором нацисты со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга, совокупляются с животными и т.д.

Экспертами наших организаций была сделана независимая оценка творчества братьев Чепмен, на основании которой суд признал ряд экспонатов братьев Чепмен экстремистскими.

2014 год. Новосибирск.

В декабре 2014 года оперный театр Новосибирска показал новую версию оперы Вагнера «Тангейзер». Извращение сюжета Вагнера и конкретные особенности постановки были откровенно богохульными. По мнению критиков Кулябин оскорбил и эстетическое чувство, и чувства верующих. Превратив христианскую оперу в «клубничку», он оскорбил и Христа, и верующих, и Вагнера.

29 марта 2015 года на главной площади в Новосибирске прошел митинг против скандальной постановки «Тангейзер». Акция началась с молитвенного стояния. В ней приняли участие более пяти тысяч человек. В этот же день министр культуры России Владимир Мединский уволил директора новосибирского театра Бориса Мездрича. Причина заключалась в том, что последний защищал оперу и не снимал ее с репертуара вопреки критике со стороны церкви и ее сторонников. Опера больше не появлялась на новосибирской сцене.

2016 год. Санкт-Петербург.

Тур австрийской сатанинской рок-группы «Бельфегор». В апреле 2016 года группа планировала тур по трём городам России. Благодаря экспертизе текстов песен и видеоматериалов группы общественными организациями было выявлено наличие экстремизма в творчестве группы и призывы в текстах песен к физическому устранению христиан. После переговоров представителей общественных организаций с руководством концертных площадок и пикетов против сатанистов организаторами было принято решение об отмене выступления группы во всех городах.

Эти примеры показывают, что никакой цензуры нет, а общественники зачастую делают работу, которую не делает никто. Если были случаи нарушения закона с любой стороны, виновные наказываются. То есть, ситуация несколько иная, чем Вам пытаются представить некоторые деятели культуры!

2016 год. Москва.

Фотовыставка «Джок Стёрджес. Без смущения» в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер. Фотограф известен болезненным пристрастием к съёмкам голых детей и подростков. Выставка закрыта благодаря активистам организации «Офицеры России», которые заблокировали вход в Центр фотографии имени братьев Люмьер.

Уважаемый Владимир Владимирович, всё вышеизложенное мною свидетельствует о том, что назрел некий кризис между, так называемой, «свободой творчества», которая граничит со вседозволенностью, и отношением к такому творчеству простых людей. Мне кажется, что выход из ситуации есть, и, что характерно, он озвучен Вами ещё в 2011 году. Вы тогда, предложив вспомнить этический кодекс Хейса, принятый в 30-х годах в США, предложили создать нравственный кодекс кинематографистов.

В 2013 году правительство поручило обсудить принятие этой Нравственной хартии до 1 октября 2013 года. Проект обещали разработать российские режиссеры Марлен Хуциев и Карен Шахназаров. Но насколько нам известно, этот важнейший документ так и не был создан. Зато Карен Шахназаров в 2016 году доложил Вам в присутствии коллег, что государство должно следить за тем, «чтобы активность граждан не переходила в некие хулиганские выходки и этих людей надо сажать тюрьмы». А ведь если бы был «нравственный кодекс», который было поручено сделать Шахназарову с коллегами и который бы устроил всех — и художников, и народ, и церковь — я уверен, большинства конфликтов бы просто не было, так как не было бы причины конфликта.

Владимир Владимирович! Народ порой реагирует на Ваши предложения и распоряжения гораздо быстрее и эффективнее чем чиновники. Поэтому в том же 2013 году в Петербурге на съезде общественных организаций был утверждён в предварительном варианте документ с названием «Нравственный кодекс России», в котором в отдельной графе прописаны положения, касающиеся области культуры — кино, театров, СМИ. В его разработке принимали участие более трёхсот организаций, творческая интеллигенция и представители четырёх традиционных религий России. Мы сделали первые шаги вместо тех, кому это было поручено. Теперь осталось, чтобы нашу инициативу поддержали представители творческой интеллигенции, которая так переживает о том, что может вернуться цензура.

В заключение, хотелось бы сказать о том, что мы — ряд общественных организаций России — действительно переживаем за будущее нашей страны и обеспокоены тем, что многие Ваши распоряжения и указы грубо игнорируются чиновниками на всех уровнях власти.

В частности, нам непонятно, почему практически никто и никак из официальных структур не отреагировал на появившийся в свет важнейший документ «Стратегия национальной безопасности РФ»? Это при том, что в «Стратегии» написано, что это не просто декларативный документ, а его выполнение обязательно для всех органов власти.

В Разделе ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ в пункте 43 написано, что в числе основных угроз государственной и общественной безопасности является и разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Считаем, что необходимо именно с этой точки зрения рассматривать деятельность структур, которые по Вашим являются «властителями дум» — телевидения, СМИ, киноиндустрии, театров, музеев и т.д.

Уверен, что если бы деятельность неких «творческих» групп» рассматривалась с точки зрения «Стратегии национальной безопасности РФ», то мы бы не наблюдали, как под молчание правоохранительных органов и Министерства культуры по стране ездит и на многотысячных стадионах открыто матерится Сергей Шнуров со своей группировкой, как в прокат готовится провокационный фильм «Матильда», в котором, судя по трейлеру, грубо искажаются исторические факты и порочится имя святого Царя и его семьи, и как появляются такие спектакли как «Все оттенки голубого» от театра «Сатирикон», пропагандирующие гомосексуализм как норму половых отношений и высмеивающие людей с традиционными взглядами.

В связи с этим, уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас поддержать создание экспертной комиссии для оценки законов на предмет их соответствия нашим историческим, национальным и духовно-нравственным нормам. А так же поручить комитетам и ведомствам, отвечающим за данное направление, доработать созданный нами документ «Нравственная хартия» до уровня, соответствующего задачам, прописанным в «Стратегии национальной безопасности РФ». Все материалы по проделанной ранее работе в этом отношении мы готовы предоставить по первому требованию.

С уважением, Артюх Анатолий Артурович руководитель Движения содействия реализации Стратегии национальной безопасности РФ «СТРАТЕГИЯ»
06.12.16