Диакон Артемий Сильвестров: «Борьба со злом – часть духовной жизни каждого христианина» (22.11.16)

В эпоху, когда кощунственное отношение к святыням и пренебрежение к традициям стало своего рода знаком «прогрессивного общества», естественным образом среди верующих стали находиться мужественные люди, готовые защищать Церковь и традиционные нравственные ценности. В идеале все христиане должны быть таковыми, ибо малодушие или теплохладность, в светском мире ошибочно именуемые «смирением», никак не считаются в христианской традиции какой-то добродетелью. Однако мы не вправе требовать от человека более того, на что он способен, но тот, кто чувствует в себе силы отстаивать духовные и нравственные ценности на общественном поле, и в юридическом пространстве совершают, на наш взгляд, очень сложную и чрезвычайно важную миссию.

Но одновременно с этим в наши дни в некоторых церковных кругах появляются мысли о том, что со злом бороться не надо. В данном случае под злом понимается проявление оного в общественной сфере: легитимизация половых извращений, эстетизация греха, деградация нравственных оснований, социальные катаклизмы и войны. При этом в данном случае неборьба со злом связывается не с теплохладностью и не с оправданием самого зла, а с определенной философской концепцией, имеющей и некоторое богословское содержание.

Если описать таковую кратко и по сути, то получится следующее: по всем основным временным и событийным показателям, как то: торжество зла и греха в обществе, социальные бедствия и войны, природные катаклизмы (экологический кризис), появление многочисленных лжепророков и лжеучителей (сект), наш мир приближается к своему логическому концу. Согласно христианскому Откровению, завершение нашего времени ознаменуется правлением антихриста, который будет властвовать три с половиной года. Иногда под антихристом понимается не личность, а некий особый мировой порядок (уклад, культура), ориентированный на достижение максимального материального изобилия, что само по себе подразумевает и беспрецедентную нравственную деградацию такого общества. Однако данное страшное время будет продолжаться не так долго: всего три с половиной года, и придет Христос – главная цель, ценность и смысл жизни каждого христианина. Соответственно, как делают выводы сторонники теории неборьбы со злом, все мы, христиане, должны всеми силами стремиться ко Спасителю, и коли дорога к Нему лежит через страшную эпоху антихристова правления, то имеет смысл «смиренно» потерпеть эту лавину воинственного безбожия, аморализма, тотальной жестокости, самого антихриста ради того, чтобы Христос пришел поскорее. И, соответственно, с точки зрения сторонников теории неборьбы со злом сопротивляться проявлению греха в общественной сфере, противиться пришествию антихриста означает задерживать наступление эпохи антихриста и, соответственно, задерживать Второе пришествие Самого Христа. Другими словами, пусть всё идёт так, как идёт, а мы будем молиться и ждать Христа.

Источниками такого рода мировоззрения являются в том числе и некоторые монастыри, а приемниками идей (т. е. теми, кто принимает) неборьбы со злом становятся некоторые представители политической элиты. Что же можно на это сказать? На самом деле, подобные идеи присутствовали в Церкви (хотя, лучше сказать «около Церкви») всегда. Ещё в апостольские времена такого рода ревнители бросали семьи и уходили в горы, где небольшой группкой, одевшись в белые одеяния, ожидали пришествие Христа. Однако такого рода поведение шло вразрез с опытом апостольской мысли, и Апостол Павел очень строго наставлял: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5: 8).

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Мир весь во зле лежит» (1 Ин. 5, 19), однако восприятие своей небольшой религиозной общины как заповедника чистоты, вне злого мира присутствующего, в сочетании с призрением к окружающим людям не имеет ничего общего с традиционной христианской экклисиологией. Вспомним знаменитую библейскую притчу о мытаре и фарисее, где фарисей был осужден Богом за то, что считал себя «не якоже прочие человецы». К слову сказать, именно на подобных фарисейских «дрожжах» возникли такие секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». В традиционном же христианстве соотношение Церкви и мира несколько иное. Христианская проповедь уподобляется зерну, брошенному в землю, в глину и эта глина преображается!

Однако если мы начнем рассматривать проблему по существу, то нам необходимо ответить на очень важные вопросы: для того, чтобы спастись, достаточно ли только сугубого молитвенного подвига, сопряженного с покаянием и смирением, или необходимы также некоторые внешние благие действия (добрые дела) по отношению к окружающим людям? Наша вера – это дело сугубо конфиденциальное, или наша задача — свидетельствовать о Христе? Прп. Серафиму Саровскому часто приписывают слова «Спаси себя и хватит с тебя» (на самом деле святой старец говорил несколько иначе). Тем не менее, данная формула спасения действительно является программой-минимум для христианина. Вспомним благоразумного разбойника, который действительно никаких благих дел не совершал, а просто покаялся на Кресте. С другой стороны, всем нам известна Евангельская Притча о Страшном Суде (Мф.25:31-46), из которой следует, что Господь будет определять место нашего вечного пребывания (Царство Божие или геенна огненная) именно на основании нашего отношения к ближним и дальним: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Каким же образом разрешить данное видимое противоречие? Действительно, согласно житейской мудрости, начинать нужно с себя. Методология правильной христианской жизни ориентирована в первую очередь на личное спасение, а не на гиперзадачу «спасти весь мир». Однако правильная христианская жизнь, подразумевающая смирение, покаяние и молитву, естественным образом ориентирует сердце человека на определённое (христианское, милосердное) отношение к окружающим. В данном случае последнее является следствием первого. Иными словами, смиренный человек и молитвенник неминуемо становится евангельским милосердным самарянином.

Когда человек болен и лежит в постели, он, как правило, замкнут на себе, а когда он выздоравливает, то начинает ходить по своей комнате, наводить порядок, активно интересоваться окружающим миром, и это говорит о том, что он выздоравливает. Так и здесь: принцип отношений верующего с окружающим миром характеризует его духовное состояние (здравие или болезнь), качество его веры (молитвы, смирения). В связи с этим Апостол Иаков говорит: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2: 17-18). Если жизнь христианина изобилует конфликтами с окружающими, а сам он обнаруживает в себе очевидную черствость или безучастность по отношению к близким, то это означает, что в его духовной жизни (молитве, посте) присутствует какая-то серьёзная ошибка. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся» (именно так звучала оригинальная фраза святого старца). И это методологически абсолютно верная формула. Действительно, первая задача христианина – спасение своей бесценной души. Однако, преображаясь, человек, неминуемо преображает и тот окружающий мир, с которым соприкасается. От огня его веры зажигаются сердца окружающих его людей. Если же этого не происходит, то есть смысл вспомнить слова Апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13; 1).

И теперь насчёт конца света. На самом деле, утверждать, что мы живём в последние времена — это очень смелое утверждение, ибо во все эпохи истории христианства находились мыслители, которые в окружающем пространстве видели все те признаки Эсхатона, которые имеются в Священном Писании. В первые три века нашей эры Римская империя переживала не лучшие времена, как в нравственном, так и в экономическом отношении. Социальные катаклизмы той эпохи вполне могли быть восприняты как «мерзость запустения», народ восставал на народ, христиан преследовали и убивали, содомия (как и сегодня) претендовала на то, чтобы стать нормой жизни. В истории нашего Отечества конец Пасхалии, реформы Патриарха Никона (Собор 1666 г.), неоднозначная фигура Петра Первого, большевистский переворот и гонения 20-х 30-х гг. XX века воспринимались многими как «последние времена». Однако промыслом Божиим наш мир существует и поныне. У Апостола Павла есть такие слова: «Когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5: 3). Другими словами, среди признаков конца света присутствуют не только социальные бедствия, войны, гонения на христиан, но и видимость некоторой стабильности, спокойствия и обеспеченности. Господь Своим премудрым промыслом совершил так, чтобы христиане всегда были готовы к Его Второму Пришествию, но при этом не впадали бы в истерику, когда отдельные аспекты Апокалипсиса имеют насущное проявление.

Всё, что мы можем сказать о конце света – он будет. С точки зрения христианской педагогики именно такой ответ будет самым правильным для нашего спасения. Ведь Господь не ставит перед конкретным христианином гиперзадачу приближать или отодвигать конец света и Свое Второе Пришествие. Другими словами, личный эсхатон человека (частный суд над ним) гораздо важнее в вопросе его спасения, нежели глобальные «судьбы цивилизации». Наш мир существует до тех пор, пока происходит диалог Бога и человека. Когда же последний (т. е. человечество) обратит всё свое внимание исключительно на материю, материальные ценности, тогда будет финал. Однако Господь, согласно причти о Страшном Суде, судит каждого человека по конкретным делам оного в отношении конкретных людей и в конкретном историческом пространстве, сообразуясь с возможностями и обязанностями человека. В этом отношении сложно себе представить, чтобы Господь поставил какому-нибудь чиновнику (президенту или губернатору) в вину, что тот сопротивлялся внедрению в общеобразовательный процесс программам, которые способны развратить детей и тем самым «затягивал» Второе Пришествие. Человек, который не сопротивляется злу, до известной степени становится его соучастником. В особенности это касается тех, кто не просто может защитить (в данном случае) детей, но и должен это сделать, ибо «…начальник есть Божий слуга… он не напрасно носит меч… отмститель в наказание делающему злое» (Евр. 3, 4).

У пророка Иезекииля есть такие слова: «если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем; и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ; и если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя,- то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове. Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен,- то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его,- то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился,- то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез. 33, 2-9).

В Евангелии есть такие слова «Не противься злому» (Мф. 5, 39). Однако один из авторитетнейших библеистов XX века архиепископ Аверкий (Таушев) говорит, что сии слова Господа «нельзя понимать в смысле непротивления злу насилием, как это делал Лев Толстой и подобные ему лжеучителя. Господь запрещает восставать на человека, причинившего зло, с ответной злобой, но ко всякому злу, как к такому, христианин должен быть абсолютно непримиримым и должен бороться со злом всеми доступными ему мерами». Ещё раз напомним: всякий христианин, который попускает злоумышленнику причинить боль своему собрату (по малодушию ли или иному какому «убеждению»), является соучастником этого преступления. И в данном контексте не стоит забывать другие евангельские слова: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской. Го́ре миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но го́ре тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7). Полагаю, эти грозные слова вполне можно отнести и к тем, кто, будучи призван защищать свой народ от насилия, в том числе морального насилия (в данном случае – от насаждения безнравственности), по тем или иным причинам отказывается выполнять свой долг!

Для любого христианина естественным процессом его духовной жизни (по мере духовных сил и возможностей) является освящение окружающего пространства: подъезда, дома, улицы, района, города, страны. В Евангелии есть удивительные слова: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего» (Мф. 5, 16). К сожалению, в наши дни данные процессы весьма тенденциозно воспринимаются некоторыми нашими согражданами, как «агрессивная клерикализация» и во многом по причине того, что некоторые неофиты из церковной среды действительно где-то «перегибают палку» и ведут себя не вполне этично. Но мы сейчас говорим не об ошибках конкретных людей, а о самом процессе, совершенно естественном для православного сообщества – охранение тех духовных и нравственных ценностей, которые в какой-то степени возродились после 70-ти лет безбожной власти. Именно таковой должна быть позиция православного христианина, чётко осознающего свою связь с православной традицией ограждения «малых сих» от соблазнов и греха!