Протоиерей Олег Трофимов: «Несвятые святые. Отец Алексий из Новороссии» (27.10.15)
В Новороссии — ЛНР по дороге с Луганска в Ровеньки есть село Каменка, Лутугинский район. Это село входило в пятерку красивейших мест бывшей Украины.
Я и мой друг брат во Христе Геннадий (тоже беженец) выехали туда посетить его друзей. Осенний Солнечный день радует глаз осенними золотыми красками разноцветья, свежий морозный воздух пропитан запахом листьев и трав. Выезжая с г. Луганска, я был приятно удивлен: ремонтируются дороги, как мне объяснил водитель, даже те, что при Украине не ремонтировались, дыры от снарядов уже давно залатали. Конечно, еще, очень много разрушенных домов и мостов от украинских оккупантов. По дороги в селениях я заметил, как в добрые советские времена — коллективные субботники, люди — работяги: убирают листья, подкрашивают автобусные остановки в государственные цвета республики и в георгиевские ленточки. По дороги и разместили колхозники застолье. Ностальгия, вспомнил детство — выезды на уборку в колхозы. Какие все же это были добрые времена!
Деревня, храм, батюшка. Приехав в село к храму, первый кто нас встретил, — добродушный батюшкин кот, он так и называется — Кот. Чтобы получить первым свою порцию ласки и гостинцев. Не ошибся. Отец Алексий слегка в недоумении от того, что мы его так нежданно застали — весь в мазуте, он бескорыстно ремонтировал для казаков «запорожец». К нему частенько обращаются по хозяйству не только местные донские казаки, но и жители села. Батюшка мастер на все руки и строитель, архитектор и профессиональный сварщик, прекрасный иконописец, одним словом — хозяйственник, а главное врач душ человеческих. Как поведал мне пономарь-казак, который при нем живет, батюшка — бессребреник, за работу деньги не берет, в храме свечи бесплатно, как и все остальное. Как неудивительно, он старается даже в руки деньги не брать! Даже икону когда напишет, то подарит, хотя я прекрасно понимаю, что это довольно затратное произведение. Пономарь говорит, что люди в знак благодарности где-то спрячут, условно говоря, под подушкой, а когда выедут с села, чтобы не успел вернуть, потом сообщат, где деньги лежат.
Мы зашли в его бедненький, но намоленный храм. Это переделанный бывший садик, над которым возвышается небольшой куполок с крестом. Храм в честь Александра Свирского. Нам батюшка рассказал, что во время боевых действий чуть не каждый день люди приходили на службу, не было места, как пройти на каждение. «Теперь уже не так. Видно полезно нам было, что бомбили, в храм не шли, а бежали… ».
Конечно, люди изменились, хоть и беднота, теперь ценится каждый миг жизни, люди стали добрее, я не увидел ни одного депрессивного лица в этом селе, люди улыбаются. Такое я не видел при комфорте в холеном жирном городе, как в этой деревне. Жизнь размерена и спокойна. По дороге я спросил молодую девушку, что шла по дороге, как проехать к храму, она была готова провести до самого места, хотя это было не рядом. Все как в Евангелии: «Если попросят пройти версту, то пройди две». Я обратил внимание на группу смуглых деточек, которые шли в школу, явно сестрички и братики, подумал: цыгане. Как оказалось, здесь несколько семей — сирийские курды, беженцы. Батюшка их окрестил в православие, а мужики их с длинными седыми бородами, чуть не по пояс — вступили в казачество! Представьте — курд с длинной бородой в казацкой форме! Батюшка духовник казаков.
Чудо в Новороссии! На село было более пяти авионалетов, бомбили, обстреливали минометами и ураганами. Даже маячок был установлен в храме. В деревне оказался «нацик», ходил через границу и всех сдавал. Ведь кассетная бомба летела прямо на храм. Но тут произошло нечто необъяснимое — чудо! Она попала в столб, что напротив входа в храм, кассеты с шариками остриями рассыпались по округе. Никто не погиб, все цело, ни одной царапины на храме! Только в соседнем здании, в школе разбились 2 окна, и у батюшкиной машины выбито зеркало заднего смотрения, которая стояла рядом с этим столбом! А ведь батюшка прямо в храме и живет, и об этом наводчик знал. Такое пристальное внимание — бомбардировка фашистами было связано с тем, что это село казаков. «Это война против православия, — говорит батюшка,- ими руководят сатанисты, но им нас не победить, ибо с нами Бог». «Не один волос не упадет с головы вашей», — говорит Господь.
Ведь обстрелы и бомбардировки села устраивали строго по православным праздникам и это не случайность. И действительно, вы представьте себе, ни один житель по молитвам батюшки не погиб! При обстрелах и бомбардировках вдруг срывался сильный ветер, и мины, бомбы уносило в пустое место. И это тоже святое чудо в Новороссии! Как рассказал местный казак, в округе было собрано и сдано жителями несколько тон военного металлолома от бомб, а воронки от бомб по 2-3 метра в глубину!
Духовное преемство. Нам кажется, что святые люди где-то и исторически далеко, но вот они рядом с нами. Их руками и молитвами творится наша история. Несмотря на свой уже преклонный возраст, батюшка еще довольно хорошо себя чувствует. Он абсолютно бескорыстно немощным и пенсионерам жителям села добывает, рубит и развозит дрова! Как то и поверить в это тяжело, но это факт! Вот она Святая Русь!
Я стал невольным свидетелем его еще незавершенных иконописных работ, которые он хранил в алтарной комнатушке. Он не хотел, чтобы их, незавершенных, кто-то видел. Успел сфотографировать только одну икону блаженной Параскевы, а остальные запретил фотографировать. Это были иконы еще неканонизированных месточтимых святых. Отец Алексий духовное чадо-ученик, знаменитого старца Луганской земли, схиархимандрита Кирилла (Михличенко) Старобельского, который и благословил эти иконы написать, говоря, что как раз до их канонизации завершатся. «Жаль, — сетовал батюшка, — что отец Кирилл до этого дня не дожил, да еще война началась…»
Келья, трапеза, ночлег. После долгого дня, который был еще параллельно наполнен встречами и событиями, любованием красотами, батюшка должен был нас забрать от одних людей, как сам сказал после заката солнца. Но уже достаточно прошло времени после заката, а батюшка нас не забирает. Односельчане так и сказали: «У батюшки солнце еще не зашло. Работяга».
Мы зашли в его келью — это небольшая комнатушка, отапливается дровами, через стенку храм. Она служит и как спальня, и как трапезная, и как иконописная мастерская, и как приемная. В воздухе стоял приятный запах свежоколотых дров, печки, художественных красок и чая. Несмотря на нищету в селе и боевые действия, и при захвате бандеро-фашистами села, а это безоговорочно смерть, отец Алексий так и не покидал свой приход. Хотя его дети живут в Луганске.
Как он был рад городским гостинцам-подаркам! Поэтому он позвал еще духовных чад, чтобы обязательно поделиться с ними. К мясному он еле прикоснулся, возможно, чтобы нас не смущать, или, что б другим больше досталось. Состоялся духовный и душевный между нами разговор. Говорил сам мало и все просто, светло и радостно было на душе. Переночевали там же. Ведь комнатушка не большая, поэтому вынесли предварительно стол и стулья. Принесли трофейные раскладушки, которые оставили бежавшие солдаты АТО. Батюшка лично сам каждому постелил постель, не давая нам помогать. С утра чай и сам нас подвез к трассе, откуда мы автостопом добрались до Луганска. Ведь в то село маршрутка ходит только раз в неделю, или на такси. В этом селе есть еще один храм на горе — Всех Святых Русских, с невероятно интересным человеком, построившим его. С интересными Божиими чудесами! Но это уже другая история, которую расскажу в следующей статье.
Ваши пожертвование, которые вы мне высылали, как раз пригодились, подкопил. Я их щедро раздавал упоминаемым личностям. Ведь пенсия у людей там 2 тыс. руб. Как выжить на них, я не представляю. Но, тем не менее, батюшка весьма оптимистически настроен, он заложил фундамент нового храма, и уже полтора метра выгнан фундамент с местного дикого камня. Если вы желаете посетить это место и помочь на строительство храма, это можно сделать лично или через меня, ниже указаны реквизиты.
«Святая Русь, храни веру православную!»
Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
Автор статьи, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580
Источник: Русская Народная Линия