Екатерина Прямушко: «Право выбора»: вопрос жизни и смерти (01.02.21)

В кинотеатре «Победа» прошел закрытый показ фильма «Право выбора», рассказывающего о проблемах абортов в России. Новосибирск стал первым регионом, увидевшим фильм после премьеры в Москве. Зрителями показа стали священники, врачи, студенты и общественники. Почему несмотря на сложность темы и жесткие сцены, этот фильм должен посмотреть каждый, рассказывает журналист Екатерина Прямушко.

Фильм пробирает с первого кадра. Взрослая, с виду благополучная, женщина звонит в частную клинику и отстраненным голосом сообщает о желании сделать аборт и о сроках беременности. На другом конце провода ее отчитывают: «Почему тянули?», но прозрачно намекают, что все обсуждаемо.

В следующем кадре пациентку везут на экстренную операцию уже в муниципальном роддоме. В клинике что-то пошло не так, и женщину запросто выставили на улицу. Ребенок чудом остался жив, но матери по-прежнему не нужен. Новорожденный надрывается возле распахнутого окна, пока постепенно не смолкает. Тишину разрывает крик очнувшейся женщины: «Где мой ребенок?»

Нет, это не триллер. Это будни медицинского учреждения.

Завязка фильма выглядит как обычная медицинская драма. 40-летнего хирурга назначают на должность главного врача роддома. Коллектив знакомится с новым шефом, посвящая его в тонкости работы. Так, между прочим, он узнает, что сделать 6 абортов экономически выгоднее, чем принять одни роды.

Вскоре зритель понимает, что это не привычный сериал о докторах, которые крутят по центральным каналам. Здесь нет запоминающихся саундтреков и спецэффектов. Даже фирменный врачебный юмор воспринимается иначе. В фильме нет и обязательной любовной линии. Вернее, она остается за кадром и лишена розовых тонов.

Мы видим современных Ромео и Джульетту в момент объяснения. 16-летней Юле придется резко повзрослеть и сделать ответственный выбор: сохранить жизнь своему ребенку или пойти привычным путем старших женщин в семье – сделать аборт и «не портить» молодую жизнь себе и своему парню-студенту которому беременность девушки грозит отчислением из института и армией.

История Юли развивается параллельно линии главного героя, которому тоже предстоит сделать трудный выбор: закрыть глаза на существующее положение вещей и думать о собственном благополучии, карьере или поступить по совести, показав пример коллегам.

Этот фильм – постановочный, но зрителям кажется, что все происходит на самом деле. Как если бы ты пришла в женскую консультацию и сама наблюдала за происходящим. В картине нет фальши и наигранности, все просто и даже обыденно. В этом заслуга замечательных актеров – Эдуарда Флерова, Ирины Пеговой, Елены Пановой, которые несмотря на неудобную тему и скромный бюджет, согласились сниматься.

По словам режиссера фильма Елены Пискаревой, все истории и образы взяты из реальной жизни:

«Когда я писала сценарий, на меня выходили главные врачи, заведующие отделениями, женскими консультациями, приглашали на дежурства. Все проблемы, показанные в фильме, были озвучены самими медиками. В том числе, проблема постабортного синдрома врачей, которые одновременно принимают роды и делают аборты.

В ходе подготовки фильма я познакомилась с главным врачом, который в рамках отдельно взятой медицинской организации хотел изменить эту порочную систему, психологом этого роддома, которые стали прототипами героев. История врача, у дочери которой пять выкидышей на позднем сроке – это тоже реальность. Сейчас она присматривает отказничков, потому что дочь уже не может родить и винит ее. Все истории одновременно личные, но в то же время они характеризуют систему, в которой мы живем».

Финал фильма жизнеутверждающий, но когда пошли титры, зрители не сразу смогли оправиться от увиденного. Всем словно было стыдно взглянуть в глаза друг другу и заговорить.

После перерыва многие зрители нашли в себе силы вернуться в зал, чтобы обсудить увиденное.

«Просто, ясно и четко. Правда по-другому не может быть сказана», — поделился своими впечатлениями о фильме митрополит Новосибирский и Бердский Никодим. Владыка отметил, что несмотря на сложность и даже жесткость темы, кино раскрывает правду, о которой должен задуматься каждый человек. «Православная церковь всегда говорила об этой проблеме, всегда била в набат», — сказал владыка.

Премьера фильма «Право выбора» в Новосибирске посвящена памяти почившего 21 октября 2020 г. протоиерея Димитрия Смирнова – известного церковного и общественного деятеля, много лет возглавлявшего Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской Православной Церкви, одного из инициаторов обсуждения темы защиты жизни нерожденных младенцев на государственном уровне.

«Отец Димитрий Смирнов выступал куратором фильма «Право выбора». Этот фильм – отражение его личности. Батюшка был прямым человеком, он называл вещи своими именами. Не всем это нравилась. Но на его отпевании была вся православная Москва, люди из других регионов приезжали. Потому что у него было чувство правды. Все помнят его жесткое высказывание о гражданском браке. Но сколько людей, услышав его слова, приходили венчаться. «Мы не хотим так жить», — говорили они. После этого фильма хочется также сказать: Мы не хотим больше так жить – убивать своих детей», — отметил на премьерном показе преемник отца Димитрия — председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов.

Сто лет назад, в 1920 году, СССР стал первой страной в мире, официально разрешившей аборты. О том, как легализация абортов сказалась на демографической ситуации нашего государства, на брифинге рассказала пресс-секретарь Гиппократовского медицинского форума Инна Ямбулатова.

«Дмитрий Иванович Менделеев, к слову, 17-й ребенок в семье, был не только выдающимся химиком, но и демографом. Он делал прогноз для стран Европы, и его прогноз сбылся до миллиона. Он не сбылся только по одной стране — по России», — рассказала эксперт.

По прогнозу Менделеева, к 2015 году в нашем государстве должно было быть 750 млн. человек. Ученый учел войны, катастрофы, инфекции — все факторы, за исключением легализации абортов. Для справки, на январь 2021 года в России по данным Росстата зарегистрировано менее 146 млн. человек.

«Сейчас важно на государственном уровне при поддержке экспертов придать проблеме абортов статус демографической – угрозы национальной безопасности. Это не предмет обсуждения исключительно медицинского сообщества или личное дело каждого. Сегодня это вопрос выживания государства», — отметила Инна Ямбулатова.

Помимо законодательных инициатив и социальных мер поддержки семьи важную роль играет формирование общественного мнения. За 100 лет выросло уже пять поколений, для которых аборты стали обыденностью. Но в последнее время ситуация стала меняться.

Заметим, что фильм «Право выбора» был снят на деньги простых граждан, без поддержки чиновников и кинопрокатчиков. Много ли мы знаем таких примеров? Сами люди и общественные организации выходят на создателей фильма с желанием показать его в своем городе. Премьерный показ художественного фильма «Право выбора» в Новосибирске инициирован Новосибирским Координационным Советом в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей.

В широком кинопрокате или на телевидении этот фильм вряд ли выйдет. При этом его создатели рискуют подвергнуться критике и агрессии части общества. Между тем, в Америке, на которую мы привыкли ориентироваться, когда речь идет о разного рода свободах, вопрос материнства и пропаганды семейных ценностей регулируется на уровне закона и цензуры.

«Есть вещи, которые невозможны без вмешательства государства. К примеру, в США фильм или сериал может выйти на национальном телевидении, только если там будет показан хотя бы 3-секундный кадр красивой, благополучной семьи из 4 детей. Это государственная программа. И это работает», — отметила креативный продюсер Александра Машкова-Благих.

«Моя подруга рожала в США. При ее появлении все – байкеры, продавцы магазинов ее приветствовали: «Какая ты классная, какая ты красивая». Она не понимала, что происходит. А это культура, — продолжила тему Александра. — Если в соцсетях какой-то политик или чиновник напишет: «Нечего нищету плодить», «Нарожали тут», он будет уволен с позором, тем самым он поставит крест на своей дальнейшей карьере. У нас же чиновники позволяют себя высказываться в подобном духе. В США этого делать нельзя. Быть за аборт – это тоже стыдно. Такая культура нам нужна».

На брифинге зрители приветствовали аплодисментами молодую беременную женщину, которая решилась поделиться впечатлениями от просмотра фильма. «Женщинам, которые решились на аборт, я бы рекомендовала смотреть этот фильм и слушать сердцебиение ребенка», — отметила Надежда.

Все проблемы, затронутые в фильме, знакомы Надежде Орловской не понаслышке. Когда она забеременела в 16 лет, то столкнулась с непониманием и даже агрессией со стороны окружающих – одноклассников, соседей, врачей. Но в отличие от героини фильма, Надежду поддержала ее мама, которая сама решилась родить 9 детей.

В этом году старшая дочка 24-летней Надежды пойдет в школу, а она беременна пятым ребенком и выглядит вполне счастливой мамой и женой. Но кто знает, как сложилось бы ее жизнь, если бы 7 лет назад она пошла путем наименьшего сопротивления и сделала аборт?

На показ фильма организаторы пригласили семью священника Андрея Ромашко. Символично совпало, что в день премьеры семья Ромашко отметила 23-летнюю годовщину со дня свадьбы. Вместе с матушкой Анной они воспитывают 9 детей.

«Мой путь чадородия начался в 1998 году. Тогда был только один статус для рожениц – «первородящая», — поделилась на брифинге своим опытом матушка Анна. — Сейчас ситуация лучше. Благодаря мерам государственной поддержки женщины рожают и второго, и третьего ребенка. Но даже становясь многодетными матерями, они не прекращают делать аборты».

«Речь идет, в первую очередь, о борьбе за жизнь. Все, о чем рассказано, в фильме, к сожалению, бытует, — подтвердила Анна Ромашко. — Когда я через четыре месяца после родов пришла в женскую консультацию, мне строго сказали: «У вас, женщина, была анемия во время первой беременности, и вы снова хотите родить?! Приходилось отстаивать свое право. С третьим ребенком по медицинским показаниям сделала амниоцентез. В результатах исследования был только один диагноз: «Девочка». Меня спросили: «Аборт будем делать? Вам нужна девочка?» В последнее время я уже с таким не сталкиваюсь. Мне кажется, этот фильм может стать действительно переломным моментом в системной сознании людей, которое нужно менять».

В зрительном зале в этот вечер был и глава семьи – священник Андрей Ромашко. Как священник и духовник отец Андрей мог бы многое рассказать о той боли и терзаниях, которые испытывают женщины, взявшие на себя грех аборта. Но это тема для отдельного разговора. Я решила спросить мнение отца Андрея как многодетного отца и руководителя молодежного клуба, кому и с какого возраста нужно показывать этот фильм?

«Этот фильм не развлекает, а ставит вопросы. Его нужно показывать в школах и вузах с последующим обсуждением с психологами, врачами, возможно, священниками. Конечно, когда фильм выходит в широкий прокат, специалисты определяют возрастной ценз. Я бы показывал лет с 14. В это время уже все зарегистрированы в соцсетях, а многие и раньше. Старшее поколение даже не представляет, насколько нравственно страшен тот мир, в котором оказываются дети. Они видят в интернете, компьютерных играх предостаточно жестких сцен, но воспринимают это как игру, в которой у тебя несколько жизней. А этот фильм показывает, что жизнь одна, и ты за нее несешь серьезную ответственность».

На премьерном показе мне удалось встретиться и пообщаться с молодыми людьми, представляющими студенческий актив своих вузов.

Председатель студенческого актива Российского православного университета Дарья Боброва приехала в Новосибирск на каникулы. Вскоре она вернется в Москву, чтобы продолжить обучение на факультете психологии РПУ.

«В университете, где я учусь, ребята поддерживают позицию режиссера. Но я бы рекомендовала посмотреть фильм своим однокурсникам для понимания проблем и трудностей, с которыми они могут столкнуться в борьбе с существующей системой. Хотелось бы продвигать этот фильм также в светских вузах», — сказала Дарья, отметив, что ей импонирует персонаж Ирины Пеговой — психолога женской консультации, которая убеждает сохранить жизнь ребенка, поддерживает и помогает мамам.

«Если раньше я думала о работе в детском доме или школе, то сейчас задумалась о такой специальности как перинатальный психолог. Этот фильм показывает огромную личностную силу и любовь к людям, которая требуется, чтобы там работать. Профессия перинатального психолога важна как возможность для психологов вступить в борьбу за жизнь, — подчеркнула студентка 3 курса РПУ Дарья Боброва.

На премьеру фильма Дарья сходила вместе с мамой – журналистом Светланой Бобровой, которая присоединилась к нашему разговору: «Я бы рекомендовала посмотреть этот фильм не только молодежи, но и женщинам среднего и старшего возраста. Мы все вышли из советских времен, когда эта тема вообще не раскрывалась и не обсуждалась. Совесть у многих женщин не пробуждена. Дожив уже до преклонных лет, они зачастую не понимают, что совершили убийство. Фильм заставит задуматься, что они совершили со своей душой и душой нерожденных детей, а также перестроить отношения с дочерями и не толкать их на путь смертного греха.

К обсуждению фильма я пригласила также студента Дмитрия, который учится на 4 курсе Новосибирского медицинского университета. Как и герой фильма, он планирует стать хирургом.

«Любому человеку, даже студенту-медику, тяжело будет увидеть эти кадры, но я не пожалел, что посмотрел фильм. Мне кажется, проблема абортов начинается задолго до того, как молодая девушка или женщина обращается в медицинское учреждение. Помимо уроков биологии в школе необходимы занятия, на которых бы объясняли, как это касается лично каждого. В переходном возрасте нужно уже готовить к осознанному отцовству и материнству. Вообще для меня этот фильм, в первую очередь, про ответственность — за свою семью и детей, за коллектив и за жизнь пациентов».

Пройдет лет 20 и перед сегодняшним студентом, возможно, также встанет проблема выбора. Дай Бог ему в этически трудных и неоднозначных ситуациях сделать правильный выбор и поступить по совести.

После региональных премьер фильм «Право выбора» появится в открытом доступе в сети Интернет. У зрителей тоже есть свое право выбора – не смотреть или посмотреть. Кто возьмет на себя труд посмотреть и осмыслить картину, многое сможет открыть для себя.

Источник