Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон (Емельянов): «Пришло испытание, и наши прихожане, наши духовные чада, они испугались вируса и не пришли в храм.» (27.04.20)
Вчера, в неделю Антипасхи, митрополит Владимирский Тихон (Емельянов) совершил литургию в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля в присутствии немалого количества клира и прихожан.
Христос Воскресе!
Поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения!
Мы с вами сегодня читали Евангелие об апостоле Фоме, который в такие особые моменты всегда проявлял своё неверие, и даже когда сказали ему о Воскресении Христовом, то сказал: «Не поверю, пока не вложу сам свою руку в его язвы от гвоздей, от копья». И Господь, конечно, знал об этом и когда проявился своим ученикам, то дал возможность посмотреть, что действительно Его тело этими язвами прободено.
И мы читаем: язвы тех, кто пострадает за Христа, будут светоносными, они будут украшениями святых, которые пострадали за Христа.
И какое же назидание даёт нам сегодняшнее Евангелие? Сама жизнь нас сегодня учит тому, что мы разделились даже в нашей Православной Церкви. Не так давно мы прекратили общение с греками, с Александрийской Церковью, с другими Церквями. Потому что ищем кому подчиняться, кто правильно учит Православию, кто нет. Но как нам говорить о Константинопольской Церкви, которая ввела двоеженство священников, как говорить о греческой Церкви, о государстве Греции, которое является хранительницей Православия, ведь там Церковь государственная, где узаконены однополые браки. То есть сами установления Священного Писания подвергаются сомнению. Подстраиваются под течение нынешней современной безбожной жизни. Потому что вся Европа, которая нам несет эту демократию, она считается постхристианской, то есть странами, которые уже освободились от христианства, где в правительствах нет людей христиан. И конечно, принимаются законы, от которых мы только удивляемся.
Когда мы сейчас претерпеваем бедствия, вот этот вирус, который пришёл на нашу страну, но и вы сами читаете в интернете: кого в первую очередь поражает этот вирус – храмы и монастыри: Киево-Печерская лавра закрыта, Троице-Сергиева лавра закрыта, Дивеевский монастырь, Данилов монастырь закрыт. То есть, оказывается, очаги нашей святыни, тысячелетние святыни – всё закрывается. Почему? Вся братия болеет. По сто человек братии, наместники, в Москве многие священники. Конечно, приходится задумываться: а что же это за явление? И почему же магазины работают, а там не заражаются, в метро ездят как селёдки в бочке – не заражаются. А вот почему в храмах, в монастырях знаменитых наших?
С одной стороны мы можем думать, что может быть какая-то провокация, а с другой стороны мы всё-таки нашу веру должны осмыслить правильно. Ведь Господь Фоме говорит: «Приди и виждь, прикоснись». Так и у нас, наверное, вот этого опыта не хватает – христианской жизни. Христианская жизнь должна дать нам почувствовать язвы Христовы. Мы же христианами себя называем, а христианская жизнь – это страдание, скорби, лишения. Господь сказал: «Кто хочет за мной идти – гонимы будут, ненавидимы будут всеми». А мы хотим комфортной и процветающей жизни, как и все люди, незнающие Христа. Поэтому ищут и стремятся, чтобы у меня всё было благополучно, всё было хорошо. Чтобы дети не болели, муж не пил – и на этом всё наше христианство заканчивается. А христианство – это, наверное, что-то другое. То, что говорит нам сегодняшнее Священное Писание.
И вина на ком? В первую очередь, на наших учителях – на священниках, на епископах. Вот на ком вина. Значит они не правильно доносят до нас истины евангельской жизни. Они говорят: «Молись – и всё будет хорошо, постись – и всё будет хорошо». Не всё хорошо. Видите, пришло испытание, и наши прихожане, наши духовные чада, они испугались вируса и не пришли в храм. С одной стороны, может и правильно сделали, потому что они не верят в силу благодати Божией и поэтому они, чтобы Бога не искушать, остались дома. И, наверное, правильно сделали.
Я говорил с начальством, чтобы не закрывать храмы. Понятно, что люди должны оставаться дома, соблюдать санитарные условия у нас. Но, конечно, того, кто пришёл в храм – чтобы его не изгоняли, не заламывали руки как в советское время, не унижали их, как это делалось: увозили в милицию на воронках. Сейчас по-другому поступили. Конечно, раз люди пришли, никто их не выгонял, никто не оскорблял, не унижал. Но опять же пришла меньшая часть.
Сейчас вторая угроза приходит. Какая? Нет денег ни за свет заплатить, ни за тепло. В храмах доходов никаких нет, люди не ходят. И встанет вопрос о закрытии монастырей и храмов. Потому что платить нечем. И как мы будем дальше? И это только начало проверки.
И Господь это допускает. Почему? Надо проверить – мелкое сито для вхождения в Царство Небесное, очень мелкое – не все туда попадают. Потому что многие отягчены этой материальной жизнью, многие прикипели к материальной жизни и живут как и всё общество, как люди, незнающие Бога.
Поэтому Христос и показывает апостолу Фоме как даётся вечная жизнь, как даётся воскресение из мертвых. Вот через раны от гвоздей, от копья, на которые мы, в основном, не способны. Потому что мы любим свое тело. Священное Писание говорит: «Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю». Мы любим свои семьи, любим своих родителей. А Господь как говорит: «Кто возлюбит больше меня отца или мать свою – не достоин». Посмотрите, Ему говорят: «Мать твоя пришла!», и какая Мать! Пресвятая Богородица! А Он говорит: «Вот – слушающие меня, они и отец, и мать, и братья, и сёстры». Видите как. Духовная жизнь – это, оказывается, какая высота. А мы думаем жить как обычные люди. Здесь благодарим, что Господь насытил земных благ тут же «и не лиши нас и Небесного Царствия». За что? За то, что мы ели и насытились? За то, что комфортно отдыхали? За то, что проводим в комфорте свою жизнь? Да комфорт – это самая страшная зависимость. Когда человек говорит: «пусть у меня мало всего, зато я живу комфортно, я никого не трогаю, меня никто не трогает». Оказывается, нет. Если человек живет во Христе, то мир его изгоняет, мир озлобляется против него, мир хочет его унизить, оскорбить, поиздеваться над ним. Почему? Да потому, что он – Христов, потому что он старается святыню стяжать и сохранить в своём сердце. А мы хотим оставаться как мир и получить Царствие Небесное. Да нет, наверное, уж что-то одно: или здесь мы будем привязаны к этому тленному, временному или всё-таки мы это всё оставим ради того, чтобы стяжать Царство Небесное. И святой евангелист нам сегодня об этом повествует. Вот эти язвы Христовы – они должны быть и нашими язвами. Также как Крест Господь взял и говорит: «Никто не может, не взяв креста своего, прийти ко мне». А что этот крест? Как раз язвы, скорби, трудности, все сложности жизни, которые претерпевают. Но претерпевать должны ради Христа, ради своего спасения, ради стяжания божественной благодати. Тогда у нас будет что-то получаться в этой жизни. А иначе – малодушие, отчаяние, трусость и это всё идет по-другому.
Сегодня, поздравляя здесь в монастырском храме всех вас с Пасхой Христовой, хотелось бы пожелать всем вам милости Божией, помощи Божией в ваших трудах, хотелось бы, чтобы эти трудности и скорби исполняли нас радости, что мы действительно идем за Христом, и Господь допускает эти трудности, чтобы нам очиститься, омыться и стяжать Царство Небесное.
Христос Воскресе!