Новосибирский Координационный Совет: Экспертное заключение на проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (10.01.20)
Новосибирский Координационный Совет
в защиту общественной нравственности, культуры и традиционных семейных ценностей
Экспертное заключение на проект федерального закона
«О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», размещенного для общественного обсуждения на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Исследуемый законопроект содержит очевидные коллизии с действующим законодательством РФ и противоречит конституционным положениям.
Противоречие №1 – чрезмерное регулирование. В настоящее время в правовом поле обозначены составы преступлений, предусмотренные УК РФ. Деяния, связанные с насилием, преступлениями против личности уже криминализованы законодателем. В УК РФ минимум пять составов преступлений относятся к сфере криминализации отношений бытового и прочего противоправного насилия: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 116.1), истязание (ст. 117).
Противоречие №2 – принятие законопроекта влечет ограничение права частной собственности (право пользования), когда т.н. «агрессор» должен покинуть свое место жительства, которое у него находится в собственности. При этом, формально-юридически «агрессор» никакого преступления или правонарушения не совершал, дело не возбуждено, административно-правовые или уголовно-процессуальные меры принуждения к нему не применялись. Предлагаемое в проекте законоположение повлечет нарушение конституционного принципа соразмерности конституционных ограничений прав и свобод (статья 55 Конституции РФ).
Противоречие №3 – фактическое восстановление карательной медицины. В настоящее время в РФ предусмотрен институт помещения человека в психиатрический стационар без его согласия. Это обосновано конституционными целями и производится по специальной судебной процедуре. В анализируемом проекте закона появляется дополнительная правовая конструкция. Законопроект предусматривает возможность принуждать к прохождению некой психологической программы, содержание которой не ясно, требования к которой законопроектом не обозначены.
Противоречие №4 – широта дискреционных полномочий органов управления, когда орган внутренних дел может устанавливать, а затем еще и продлевать срок действия защитного предписания, которое ограничивает контакты «агрессора» с членами семьи, что свидетельствует о наличии в законопроекте коррупциогенных факторов. Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не допускается включение в правовые акты положений, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения либо содержат неопределенные требования к гражданам.
Противоречие №5 – отмена презумпции невиновности. Законопроект нарушает ст.48 Конституции РФ. Человек, обвиняемый в совершении того, что не является преступлением и даже правонарушением, может быть без полного, объективного и всестороннего рассмотрения его дела, без установления доказательств его вины немедленно и принудительно лишен права проживать и общаться со своей семьей под угрозой наказания.
Противоречие № 6 – законопроект предусматривает наказание за деяние, которое не является ни правонарушением, ни преступлением. Это противоречит ч. 2 ст. 54 Конституции РФ «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». То есть, законопроект вводит в правовое поле неопределенный круг действий, за которые устанавливает наказание. Это нарушение конституционного принципа правовой определенности.
Противоречие №7 – разногласие с принципами российского семейного права и конституционным принципом защиты семьи, материнства и детства в их традиционном понимании. А именно: законопроект предусматривает чрезмерное вмешательство во внутрисемейные отношения, посягает на принцип автономности и невмешательства в дела семьи.
Конституционный Суд РФ признает семью, материнство, отцовство и детство главными, фундаментальными и государствообразующими ценностями. Семья, материнство и детство в их традиционном понимании представляют собой те ценности, которые выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П, Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 № 151-О-О и др.). Основой для традиционного понимания семьи и семейных ценностей Конституционный Суд РФ видит в позиции традиционных российских религиозных конфессий, которые это понимание формулируют и разделяют (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П). Вместе с тем, по указанному законопроекту даны отрицательные отзывы религиозных организаций России. Как отмечал в своих правовых позициях Конституционный Суд РФ, законодатель призван согласовывать нормативно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина со сложившимися в обществе в конкретно-исторических условиях представлениями о ценностях семьи, материнства, отцовства, детства (Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 № 1718-О).
В соответствии с изложенным экспертным заключением, проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» должен быть отклонен как противоречащий Конституции и другим законам Российской Федерации.