Евгений Цыбизов: «Зачем России национальная идея?» (22.10.19)
На протяжении последних лет в нашем государстве, всё острее начинает вставать вопрос о том, куда движется Россия? На что мы должны ориентироваться, в каком обществе мы живём? Причина этого вполне понятна – отсутствие общегосударственной цели и конкретных задач, направленных на её достижение, вводят активное население страны в ступор. Все чаще звучат слова «национальная идея», «русская мечта». К кому отнести эти понятия — ко всем национальностям и народам большой России или только к русским?
Национальная идея — это мысленный образ, идеал достижения, высшая ценность для народа, его главный двигатель и мотиватор. Провозглашенная на государственном уровне Национальная идея – путь движения нации. Её отсутствие, означает отсутствие объединяющего начала и ориентации общества в духовном, мировом и политическом пространстве.
Но тогда как быть с тем, что мы живём в многонациональном государстве?
Безусловно, на территории страны, присутствуют взгляды, отражающие интересы разных национальных групп. Это историческая данность России, и тем не менее, у нас есть возможность найти и принять государствообразующую идею, учитывающую интересы всех народов. При этом, опираясь на собственный опыт мы должны помнить, что любая искусственно созданная конструкция обязательно рассыплется, как это произошло с «идеей коммунизма в отдельно взятой стране». Двигать наш народ и государство в правильном направлении, может только та идея, которая была положена в основу его образования. Образно — национальная идея это клад, лежащий в недрах человеческой души, её нужно только найти, достать и очистить от всяких примесей. Этот процесс как раз и можно назвать выработкой Национальной идеи.
Обращаясь к истокам образования нашего государства, хотим мы того или нет, мы не в силах изменить его историю. Именно русскость лежит в основе современной России преемнице древней Руси. В основе её образования лежали разные процессы, но главным стало духовное объединение народа вокруг христианской веры. Крещение – открыло русскому народу путь в вечность, и произошло это, когда он во главе с верховной властью, под духовным покровом Церкви, обязался хранить и защищать православную веру. Тогда Господь дал ему всё, что необходимо: «русский» дух, «русскую» смекалку, самую большую и богатую территорию, самую сильную армию и вооружение. И всё это ради одной цели – защиты православной веры на свой земле. С момента крещения, служение Богу стало безвременной миссией России, определяющей весь дальнейший смысл её существования направленный на реализацию Божьего Промысла о человеке. При этом земля является всего лишь придатком веры, а не наоборот. Нет будет веры – не станет и земли.
Отступление русского народа от своей традиционной Веры, как бы не резало слух — это предательство Завета с Богом, лежащего в основе образования нашего государства. Сто лет назад, поддавшись ложным идеям впав в иллюзии, русский народ изменил свой исторический путь, и в полной мере испытал на себе все последствия.
Следует ли из этого, что в России все должны быть православными, и здесь не место народам иных конфессий? Конечно же нет!
Первым и главным в объединении многонационального народа России, должно стать формирование самой системы ценностей. На первый план в ней, должны выйти религиозные ценности, сохранение традиционной семьи, языка, воспитания детей и сохранения самого государства, призванного охранять эти ценности. При этом у каждого народа набор духовных ориентиров может и должен формироваться в соответствии со своей конфессиональной принадлежностью, собственной культурой, но принцип формирования линейки ценностей – одинаковым. Т.е., вначале — сохранение Веры, затем поддержка Власти защищающей традиционную религиозную Веру, и наконец защита страны, на территории которой происходит обращение людей к Богу. Такая духовная формула столетиями объединяла и защищала народы проживающие на территории современной России. И даже частичное возвращение к этому в советский период, позволило одержать победу в Великой Отечественной Войне.
Если посмотреть на решение этой важнейшей проблемы под историческим углом, то мы увидим, что наша общая Национальная идея состоит в Служении.
«За Веру, Царя и Отечество» — именно так была отлита эта формула в веках. Сегодня с определенной поправкой, она совершенно не утратила свой смысл. Призыв к служению в современной России: «За Веру, Власть и Отечество» подразумевает по сути тоже самое. Реализация на государственном уровне идеи Служения, способна расставить всё на свои места, ровно в соответствии с тем как говорил Блж. Августин: «Поставь Бога на первое место, и всё остальное встанет на своё».
При этом, подчеркнём, каждый народ проживающий в России, должен хранить свою Веру в соответствии со свой конфессией и своим выбором. Стремление человека к Богу в рамках любой из традиционных религий — несомненное благо в сравнении с тем, что предлагает современный мир. И это вполне естественно — столетиями в Российской империи жили бок о бок разные народы исповедуя свои религиозные взгляды. При этом русский царь, был защитником не только православных, но и всех народов проживающих в государстве. Он помогал укреплять веру всех своих подданных, включая помощь в строительстве мечетей и дацанов. Именно таким был последний русский Император Николай II. Также в этом вопросе действует и нынешний Президент.
В национальной идее Служения Богу, Власти и Отечеству – нет религиозного противостояния. Каждый народ может обращаться к Богу согласно своей конфессии, при этом, власть должна защищать любую традиционную веру. С Отечеством ещё проще — оно у нас одно. Приятие такой идеи было бы характерной чертой традиционного общества, а её отторжение может возникнуть скорее от недостатка культуры, воинствующего безбожия или вполне осознанного противостояния врагов, для которых идея духовного и экономического возрождения России – страшный сон.
Остальное, многонациональное население страны вполне способно принять эту идею. Также не стоит забывать, что Россия является государством где основной численный состав народа, по статистике в среднем 80% — русские, и конфессионально к православию себя причисляют также около 85% населения. Поэтому нам стоит как можно быстрее определиться с направлением нашего движения и заняться выработкой государственного подхода и идеологии в этом вопросе.
Где же лежат истоки Национальной идеи и существует ли у России, как государства особый смысл — миссия которую она непременно должна исполнять?
Ответ на эти вопросы, в более широком контексте, содержится в Ветхом и Новом Завете, но можно его найти непосредственно и в нашей истории. Принятие крещения в 988 году навсегда задало вектор движения русскому народу и государству. Изменить его можно только в случае полного отказа от своей истории, национальной принадлежности и Веры. В России, как в самой большой православной стране мира, до сих пор происходит наибольшее в численном отношении, православно-христианское спасение народа, через приход человека к Богу. Это и есть главная историческая миссия России, её сверхзадача. Отсюда следует, что смысл существования России как государства, состоит в создании условий православного спасения как можно большего числа людей на территории России, и мирного добрососедства русского народа с народами иных вероисповеданий.
Кроме этого у России существуют и другие важные, в том числе внешнеполитические задачи. Одна из них — поддержание мира на планете. К этому стремилась любая власть в России во все времена, включая Советское время, кроме периода большевизма. Продолжение этой политики мы видим и сейчас. Секрет такой целеустремлённости сохраняющейся на протяжении многих веков прост. Мир – это главное условие образования на земле наибольшего числа спасенных во Христе, со дня сотворения мира.
Из определения ключевого смысла существования России, следует много важных практических выводов. Например, что срок существования России как единого государства, зависит от степени реализации ей своей исторической миссии и безвременную ответственность за это несёт тот, кто дал клятву верности Богу при Крещении, а именно Верховная власть, Церковь и Народ. Как показал имперский период России, если народ и Церковь престают в полной мере нести свой крест, то Царь не в силах долго удерживать государство от разрушения. Обратная ситуация — срок удержания Верховной власти в России в долгосрочном периоде, находится в прямой зависимости от решения ей главной государственной задачи – защиты религиозных основ государства. И судя по истории России, эта формула действует вне времени и стоит выше любых человеческих усилий и желаний.
Вспомним советское прошлое, когда программа по искоренению Православия в СССР подошла к своему апогею, и из почти 55 000 храмов действующих в 1917 году, к началу 1941 г. осталось лишь около 350 — началась ВОВ. Это бедствие потрясшее страну, остановило процесс окончательного уничтожения Православия, и к концу 1945 года в СССР действовало уже более 10 000 церковных приходов. При этом, большая часть из них была открыта на оккупированной территории.
Другой пример – одержимый борец с Церковью Н. Хрущев, за шесть лет своего правления уменьшил количество храмов в стране вдвое и публично пообещал «показать последнего попа по телевизору». Закончилось это тем, что в разгар своей богоборческой компании он был смещен со своего поста, при этом по совершенно иным мотивам.
В наши дни, в случае критического уровня падения православной веры, в результате размывания традиционных религиозных ценностей, при самоустранении призванной их защищать государственной власти, Божиим промыслом может повториться нечто подобное, с той лишь разницей, что критическим параметром сейчас будет не количество действующих храмов, а количество воцерковлённых прихожан.
Сама история нашего государства, свидетельствует о не прикосновенности хранящихся в России святынь и о том, что для успешного управления страной, от российской власти требуется принятие на себя обязательств перед Богом, Церковью и Народом, и постоянного усилия в защите Веры. В этом и состоит великое самопожертвование подлинной Верховной власти России. В будущем, в случае благоприятного развития ситуации, такой подход способен открыть естественный путь к образованию монархической формы правления в государстве.