Владимир Басенков: «Немного о семейном образовании» (17.12.18)
Будущее народа зависит от воспитания и образования, которое дается подрастающему поколению уже сегодня. В условиях усложняющегося мира выбор заботливых родителей все чаще падает на модель семейного образования, как возможность вырастить духовно здоровую и интеллектуально развитую личность.
Домашнее или семейное?
В среде православных христиан дистанцированные от мiра формы обучения набирают популярность. Нас можно понять: мы стараемся защитить детей от агрессивного духа времени, сохранить тесную связь и доверие, заложить твердые нравственные основы, научить хорошему и дать достойное образование. Отправляя чадо в школу, мы фактически перекладываем ответственность с себя на незнакомых нам людей, вводим дитя в социум, где каждый индивид подобран по, вообще говоря, случайному признаку. А мы ведь прекрасно знаем, что среда для человека – один из решающих факторов нравственного развития.
Сначала разберемся с понятиями. Говоря «семейное образование», мы представляем обучение ребенка на дому… тогда что же такое «домашнее»?
Домашним называется обучение, за которое отвечает школа. За ребенком закреплены учителя, он числится в конкретном классе, проходит регулярную аттестацию. Педагоги приходят к вам домой и индивидуально занимаются с учеником. Такой вариант возможен только по медицинским показаниям, когда ребенок серьезно болен. Он фактически оказывается запертым в четырех стенах, ведь выбор данной формы обучения – не желание родителей, а вынужденная мера. Принимают ли в таком образовании участие родители? Домашнее обучение не есть свободный выбор, эту форму приходится принимать как бремя и волю случая. Плюсом такого способа образования можно назвать лишь индивидуальную работу с педагогом.
Семейная форма обучения существует в нашей стране официально с 1992 года и прописана в законе «Об образовании РФ», при которой ответственность за подачу знаний в рамках обязательных требований школьной программы ложится на плечи родителей. Ребенок прикреплен к определенной школе, где сдает промежуточные и итоговые аттестации, а также ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Незнакомого с возможностями семейного обучения человека такая форма может попросту напугать. Во-первых, – и это справедливо, – далеко не каждый родитель способен объяснить тот или иной предмет школьной программы. У каждого из нас свои склонности, гуманитарные или технические, но мы прекрасно понимаем, что даже в школе каждый предмет ведет отдельный педагог со специальным образованием и годами опыта… По коже пробегает мороз от мысли, что эта ноша нам не под силу.
На самом деле «хоумскулеры» (как иногда называют приверженцев семейного обучения) прибегают к помощи семейных школ и сервисов. Родители берут на себя ответственность, а значит, выбирают и гибкий подход к образованию. Как правило, дети в таких семьях еще и активно занимаются в кружках и секциях. Если говорить про обучение в рамках школьной программы, здесь можно отметить онлайн-обучение. Современные проекты предлагают как записи уроков от профессионалов своего дела (которые можно пересмотреть, если что-то непонятно, в том числе и родителю, взявшему на себя бремя учителя), так и занятия с «живым» педагогом в реальном времени через видеосвязь, и возможность учиться из дома в виртуальной школе по удобному графику.
А как же общение?
Важный вопрос, который возникает у родителей при рассмотрении формы семейного обучения как альтернативы традиционному, – страх перед проблемами с социализацией детей. Хоумскулеры парируют, что в действительности в обычной школе социализации либо нет, либо она имеет негативный характер. С последним можно согласиться, но как понимать, что в классе из 20–30 человек ребенок, посещающий занятия 5–6 раз в неделю, не получает необходимые навыки жизни в обществе? Наверное, дело в очередной подмене понятий. Школа не может быть источником социализации так, как это было бы полезно для ребенка. Основой в школе является коллектив, а коллектив – это не общество, а группа лиц с установленным порядком, с определенными правилами. Общество дифференцировано по полу, возрасту, мировоззрению, системе ценностей, по культурным и профессиональным чертам. У ребенка нет возможности наблюдать этого в школе. Все люди здесь подчинены единому распорядку, единому механизму организации работы. Свободная и творческая деятельность регламентирована, подконтрольна и должна быть признана уместной. Все это не социализирует ребенка, а вынуждает приспосабливаться к определенным искусственным условиям. Ученики подобраны чаще всего не по единству духа, а по географии проживания. Школа – испытание для ребенка. И научиться плохому, «попасть в историю» и стать жертвой вот такого случайного стечения обстоятельств, увы, вполне реально. Совсем не обязательно, что кто-то будет постоянно обижать чадо и доставлять ему дискомфорт, может, наоборот (не дай Бог), инициатором травли, хулиганом-заводилой окажется ваш ребенок, и в этом большой минус среды, отличающейся тотальной разнородностью, в общеобразовательных учреждениях. Формирование негативных убеждений, привычек, комплексов, в том числе – есть результат пребывания в определенной среде. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15, 30).
Социализация гораздо удачней происходит в благоприятной среде: родной дом, друзья во дворе (которых, кстати, легче отсеять, чем в школе), в секциях и кружках (единомышленники по интересам), в воскресных школах (духовное родство, конечно, выше всего). Кроме того, семьи школьников-надомников, как правило, очень быстро находят друг друга. Это возможность общаться как родителям, так и детям. В то же время известно много случаев, когда ребенок в обычной школе, даже общаясь со сверстниками, остается одиноким или вовсе становится изгоем, благодаря посеянным семенам отрицательных убеждений и стараниям одноклассников.
Эксперты и «естествоиспытатели» о семейном образовании
Алексей Комов, руководитель классической христианской программы поддержки семейного образования «Классические беседы»:
– Семейное образование – это безусловная гибкость и индивидуальный маршрут обучения, который учитывает таланты и способности каждого ребенка. Отсутствует негативная социализация, которая, увы, присутствует в традиционной школе. Ребенок на семейном обучении не заперт в четырех стенах, в изоляции от мира. У детей есть возможность не отрываться от обучения даже во время путешествий и больше времени посвящать своим интересам в секциях и кружках. Мировые и отечественные результаты свидетельствуют о том, что семейное образование является лучшей формой обучения. Академические данные, социализация, успешность карьеры – все эти показатели говорят за «хоумскулинг». По всему миру на семейном обучении находятся 3 миллиона детей. В России – около 100 тысяч. В США и Европе у детей на семейном образовании результаты экзаменов (аналогичных наших ОГЭ и ЕГЭ) выше на 30–40%. Такие именитые вузы, как Гарвард или Йель, принимают обучавшихся на дому абитуриентов по специальной программе, поскольку дети обладают творческим и критическим мышлением. Они не зашорены. Поэтому семейное образование имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным. Я не говорю об ограждении ребенка от ряда аморальных факторов, с которыми он может столкнуться в общеобразовательной среде. В нашей школе мы даем детям инструменты познания, перед тем как излить на них потоки информации по дисциплинам, мы учим детей анализировать информацию, отличать истину от лжи, находить логические ошибки и истину, даем навык самостоятельно изучить любой предмет. Все это им пригодится в жизни.
Денис Собур, многодетный отец, физик, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета:
– Старшая дочь-третьеклассница с середины прошлого года учится дистанционно в школе InternetUrok.ru. Вторая пошла в первый класс обычной школы для социализации. После окончания 1 класса планирую перевести ее на дистанционное обучение. Когда старшая пошла в первый класс, я обнаружил, что школа сильно изменилась за последние десятилетия. Ребенок в школе с 8 до часу дня. Мы живем далеко от школы. Надо каждый день делать домашние задания по часу-два в день. А время в школе в основном тратилось неэффективно: либо она была впереди класса и скучала (математика), либо программа была слишком сложной и требовала репетитора (английский). При этом я знал о передовых системах образования, вроде финской, где вообще отменили домашние задания. Мы же имеем крайне высокую нагрузку в школе, но низкий уровень знаний выпускников. Я не мог заставить школу отменить домашние задания, уменьшить количество детей в классе, составить под ребенка адекватные программы. Для меня, как преподавателя вуза, 33 человека в классе – чудовищная величина! Поэтому мы решили убрать лишнее – посещение школы. Гимназию я не рассматривал, поскольку там психологическая нагрузка на ребенка еще выше, чем в обычной школе. Православных школ у нас в городе нет, и, насколько я знаю, ситуация там принципиально не отличается от светских школ и в плане учебной нагрузки, и в плане внутришкольных проблем.
Обучение через Интернет отпугивает родителей: дескать, ребенок много времени проводит за компьютером. Но это не совсем так. Работу дочь выполняет в обычной тетради. В компьютере у нее учебник, к которому она не часто обращается, а что касается видеоуроков, это примерно полчаса в день. Минусов в плане учебы по семейной форме обучения я пока не заметил. В теории, конечно, очное образование должно быть лучше. Но мы живем в российских реалиях. В классе 33 человека, а еще учителю надо заполнять много документов. Я предлагаю задуматься: кто сможет работать в таких условиях, когда в классе 33 ребенка, начальник один, и вставать из-за стола можно исключительно по расписанию?
Разумеется, важнейшим вопросом остается социализация, чего школа не решает. Ходить в школу на 6 часов ради 55 минут перемен (минус завтрак и обед) – не самая высокая эффективность. В начальной школе этим вопросом приходится заниматься. Но есть воскресная школа, секции, кружки, есть много друзей с детьми-ровесниками. Отмечу, дочь стала психологически значительно крепче. Через месяц семейного обучения я заметил, что она начала с удовольствием играть с сестрой – до этого она больше нервничала и ругалась! Ушли переживания по поводу несделанных уроков. Ритм жизни стал спокойнее. Возможно, даже слишком спокойным, и мы сейчас стараемся его оживить, добавить больше дополнительных занятий, помимо школьной программы. Уроки дочь делает сама, в процессе что-то может спросить. Раз в неделю сажусь с ней и принимаю сделанное за неделю. Никакой дополнительной аттестации нет, четвертные оценки выставляют на основе еженедельных оценок по каждому предмету. Именно поэтому мы выбрали такую систему – нам не надо разбираться с ФГОСами. Плюс – задания проверяют как учителя онлайн-школы, так и традиционной, и ребенок более-менее представляет школьные требования. Если будет нужно – всегда сможет вернуться в школу. В общем, пока я очень доволен.
Хочу предостеречь родителей, которые задумываются о семейном обучении с целью «защитить от дурного влияния». Полная изоляция взрослеющего ребенка – вещь вредная для его развития, в том числе и для развития как христианина. Необходимо создавать интересный круг общения со сверстниками, которые, как правило, учатся в обычных школах и могут столкнуться с теми же проблемами. Дистанционное образование – это просто более удобная для некоторых ребят форма освоения школьной программы.
Образование новой эры?
Сектор семейного образования, безусловно, будет продолжать расти, причем достаточно быстро. В 2018-м году в онлайн-школах учеников стало в 2–3 раза больше, чем в предыдущем. Появляются новые альтернативы классическим учебным заведениям, например, «семейные школы», где родители – противники «традиционного» школьного образования – объединяются в группы, арендуют помещение и приглашают преподавать учителей.
В сегодняшней системе образования, при огромном потоке информации, изливаемой на детей, как-то упускается главный «предмет» – наука о самом себе. Ребенок получает знания, а что с ними делать дальше, взрослые не говорят. Мальчиков и девочек не учат размышлять, не обучают навыкам понимания самого себя, собственного предназначения в мире. Важно, чтобы ребенок, получал удовольствие от учебы, ведь именно этот фактор является решающим. Семейное обучение в какой-то степени позволяет раскрыть таланты, выявить доминанту интересов, что позволит в будущем снять гнетущие вопросы о собственном предназначении в этом мире. Ребенок научится слышать свое сердце в любви и внимании родителей и в духовной тишине, которое дает возможность обучения в семье.
Источник: Православие.ру