Протоиерей Олег Трофимов: «Метаистория и метафизика Царского крестного хода» (30.07.18)
О событии (со-быти-и) Царского крестного хода в день столетия уничтожения русской монархии в лице семьи Дома Романовых. То есть речь пойдет о той стороне истории бытия, коей мы, в этом Царском крестном ходе, составляем неотделимую часть. И в аспекте судьбы Святой Руси стоит говорить о нем в метаисторическом и метафизическом плане.
В этом, 2018-м, году на Руси отмечают столетие со дня уничтожения русской монархии, убийства всех представителей Царской семьи Романовых. В связи с этим со-быти-ем (мы часть этого бытия) состоялся Царский крестный ход, который имеет, в первую очередь, сакральное и мистическое значение. Но, чтобы было понятно и полностью раскрыто его значение, нужно поэтапно рассмотреть и постараться понять все составные части мироустройства и домостроительства Божия Святой Руси:
Метаисторию и метафизику монархии Руси;
Промыслительную сакральность царской жертвы: от Голгофы – к славе Святой Руси;
Царский крестный ход: его современную мозаику;
Метафизику Царского крестного хода.
Мне, как участнику Царского крестного хода, также хочется поделиться с вами воспоминаниями о невероятном действии всеукрепляющей благодати Божией, о своих встречах, о происходивших чудесах, о впечатлениях и выводах, сделанных в эти дни.
Метафизика и метаистория монархии Руси
Сущность монархии — это богоустановленность царской власти. Царство есть богоустановленный вечный и универсальный принцип, это онтологическая структура Вселенной, в которой мы, христиане, живем и ежедневно молим о ней во время чтения молитв «Отче наш»: «да приидет Царствие Твое…», – или «Символа веры»: «Его же Царствию не будет конца…».
Появившаяся на Руси царская монархия стала возрастать как соборная и объединять все существующие удельные племена после Владимирового Крещения Руси, а княжества соединять воедино в Русское государство после длительного периода татаро-монгольского ига и удельных распрей. Она стала великим даром Божиим и миссией Русского мира не только в самой Руси, но и как Катехон-«удерживатель» в мировом масштабе: Москва – Третий Рим, новый Іерусалим, а вся Русская Земля – Удел Пресвятой Богородицы. Этому способствовали невероятная набожность и многосотлетняя намоленность народа, что стало благодатной средой для пребывания этого дара.
Святая Русь явила величайшие святыни мирового масштаба: лавры, монастыри, святые источники, большое число святых угодников разных чинов и их мощи. А явленные чудотворные иконы превышают по своему количеству чудотворные иконы всех Поместных Православных Церквей вместе взятых! О России мир заговорил как о Святой Руси, которая есть Цивилизация Христа.
Основополагающую роль в становлении Святой Руси, в святости русского народа сыграла Русская монархия. Вы только представьте себе: в Собор прославленных святых русских государей входят 160 представителей двух династий, правивших на Руси, – Рюриковичей и Романовых. Собор святых русских государей разделяется по ликам. Среди святых русских князей и царей были: 2 равноапостольных государя, 52 мученика (37 из Дома Рюриковичей и 15 из Дома Романовых), 26 преподобных и 70 благоверных. Каждый из них является молитвенником за Землю Русскую, а все вместе они – непобедимая небесная рать, ополчение предстателей и хранителей Святой Руси.
Примечательно, что только в месте концентрации святости Вселенского Православия, на Святой горе Афон, в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре существует храм в честь Всех прославленных Князей и Царей Руси и установлен празник – Собор всех святых русских государей. Именно под сводами этого храма собрана воедино память всех святых русских государей. В обители была составлена особая служба всем святым русским государям, которая в соединении со службой равноапостольному князю Владимиру совершается в день его памяти 28 июля. Причем обратите внимание, что у афонитов к Собору святых русских государей принадлежит и царь Иоанн Грозный.
В этом году в Киеве в честь 1030-летия крещения Руси, уже традиционно совершается крестный ход в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, который собрал около 250 тыс. человек. Очень важно для нас, наследников Владимира крещения, официально во всей Русской Православной Церкви, утвердить, так же как и на Святом Афоне в этот день – Собор всех святых русских государей!
Промыслительная сакральность царской жертвы: от Голгофы – к славе Святой Руси!
Как ясли в убогой пещере стали вместилищем для Рожденного Христа, так и сама Русь стала вместилищем для Христа, а ее цари принесли Ему достойные дары. Православная вера, словно Вифлеемская звезда, указала славным царям Святой Руси путь к Рожденному Христу, и они принесли эти дары за народ свой.
Читая жития разных царственных особ, поражаешься их личной высокой духовной жизни, аскетизму, самоорганизованности. Как это было возможно – так свято жить, посещать многочасовые богослужения, совершать тысячи поклонов, носить власяницу, вериги под царской одеждой, уметь прощать злейших врагов, не поддаваться на искушения роскоши, комфорта и безграничной власти?..
Но особо, в метаистории, в домостроительстве Святой Руси я хочу отметить трех славных Царей, которые принесли дары Христу – «ладан, золото и смирну». Святой равноапостольный князь Владимир принес Христу в дар «ладан» – крещение православной верой Руси; святой царь Иоанн Грозный – «золото»: при нем Русь утвердилась именно как Святая Русь, а Москва – как Третий Рим; святой император Николай Второй с Августейшей Семьей принесли Ему «смирну» – свою мученическую, христоподражательную сакральную жертву ради Святой Руси.
Убийство монарха Царя Николая и его Августейшей Семьи стало посягательством на Богоустановленный лад; это был бунт против Бога, против Его миропостроения, равный греху самоубийства.
Помазанника Божия и членов его Семьи убили для того, чтобы стереть с лица земли Православное Царство, Русскую Православную Церковь, предать забвению сами эти понятия. Уничтожение православной монархии и Российской империи заложило основу построения «нового мирового порядка» антихриста. Его предтечи и слуги уже беспрепятственно ведут свою работу, открыто реализуя «тайну беззакония» (2 Фес. 2:7). Поэтому подвиг святых Царственных страстотерпцев – это совершенно особое явление не только в церковной истории, но и в истории всего человечества, которая на протяжении двух последних тысячелетий должна рассматриваться как история борьбы врага спасения и его слуг против Православия и Самодержавия.
Убийство Царской семьи было ритуальным, это была культовая сакральная магическая жертва. Перед тем как расстрелять Царя и его Семью в подвале Ипатьевского дома, на стенах подвала были кровью нарисованы ритуальные сатанинские знаки с оскорбляющими надписями.
Во многих магических сатанинских обрядах и культах для призывания дьявола и получения от него силы практикуются святотатство, кощунство, богохульство, поругание святыни. Именно при этих условиях раскрывается пространство для вторжения дьявольской силы, которая получает свой лимит на соучастие как в душе человека, так и на пространстве государства. Как известно, в этих обрядах используются для поругания не только священные христианские реликвии и артефакты, но и человеческие сакральные жертвы.
После убийства Царской семьи Россия погрузилась в мрак безбожия и братоубийства. Подобное мы сейчас наблюдаем и на Украине, где по такому же принципу была принесена в виде сакральной жертвы так называемая Небесная сотня, ради развязывания братоубийственного противостояния и попрания города, где когда-то совершилось Святое Крещение Киевской Руси.
Русь – это Удел Божией Матери; первая русская лавра – Свято-Успенская – была основана в Ее честь. В 1073 году Она отправила из Константинополя мастеров, чтобы воздвигнуть на Руси Свой храм, сказав им: «Я хочу построить Себе церковь на Руси, в Киеве». Божественный огонь, что сошел с неба, очистил место для постройки Дома Пресвятой Богородицы.
В 1613 году Матерь Божия легитимирует монархию, прерванную убиением Рюриковичей, передав сакральную монархическую власть Дому Романовых – его первому представителю Михаилу Федоровичу, через свою икону «Феодоровскую». Романовы соглашаются принять царскую власть в разоренной и мятежной Руси только после благословения этой иконой. И затем происходит восстановление государства. По традиции, русские царицы впоследствии носили отчества Феодоровны. Последняя из них, святая императрица Александра Федоровна, очень любила молиться перед этой иконой и хранила при себе ее список.
Спустя 2 часа после провозглашения 15 марта 1917 года лживого «отречения», а по сути, принудительного отстранения от власти царя Николая Второго, чудесным образом была явлена икона Божией Матери «Державная». На ней Пресвятая Богородица изображена держащей царские регалии – скипетр и державу и как бы говорящей нам: «Я правлю Русью».
Царская семья, а с ней и вся христианская русская монархия, взошла на Урале на свою Голгофу, принеся Христу свой последний дар – «смирну». Но их жертва еще явит славу Спасителя на Святой Руси! Многочисленные пророчества о будущем Помазаннике Божием, чудно явленном Богом благочестивом и славном русском Царе существуют с древних времен. Среди них есть как зарубежные, например, греческие и афонские, так и отечественные, от благочестивых русских христиан и богоносных старцев. И мы сейчас находимся как раз в преддверии их свершения.
Царский крестный ход: его современная мозаика
В ночь с 16-го на 17 июля 2018 года в городе Екатеринбурге, прямо перед Храмом-на-Крови, который построен на месте Ипатьевского дома – месте убийства Царской семьи, – совершалась евхаристическая жертва Христова – Божественная литургия в память святых Царственных страстотерпцев. Ее совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении многочисленного духовенства и глав других Поместных Церквей.
Весьма примечательно, что вместе с Русским Патриархом служил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Он приехал на эти торжества из Украины – страны, где русофобия и православнофобия сейчас являются официальной государственной политикой; где фабрикуются антироссийские мифы, типа «Царь Николай – палач украинского народа»; где происходят нападения на крестные православные ходы и верующим на них запрещают нести иконы святого Царя Николая с его Августейшей Семьей; где духовенство находится под прессом репрессивной машины СБУ и подвергается травле со стороны радикалов-националистов; где происходят убийства православных священников и активных верующих людей за веру Православную, – при таких условиях приезд украинского Предстоятеля уже сам по себе является подвигом! Вместе с ним в Екатеринбург прибыло много представителей духовенства и молодежных православных организаций.
Русь Святая жива! Подвиг исповедничества за православную веру ныне несет Малороссия и Новороссия; помолимся о них, братья и сестры!
Во время Литургии я исповедовал паломников и почти каждого спрашивал, откуда он приехал. Меня очень порадовало, что половина из числа тех, кто у меня исповедовались, были с Украины – из Тернополя, Львова, Ровно, Мукачево, Одессы, Луганска, Северодонецка, Киева, Чернигова, Днепропетровска, Донецка. Я глубоко убежден, что были люди и из других городов Украины. Также немало прибыло паломников из Казахстана, Белоруссии, Прибалтики.
Русь Свята едина!
Во время литургического перерыва мне посчастливилось познакомиться и пообщаться (и даже сфотографироваться) с княгиней Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой (вдовой Тихона Николаевича Куликовского-Романова – родного племянника Николая II), которой сейчас более 90 лет.
У нее прекрасная литературная речь, хотя и слышен легкий акцент; в разговоре она весьма рассудительна и последовательна, весьма экспрессивна в доведении до слушателя своей мысли. Как оказалось, княгиня Ольга Николаевна владеет семью языками; она активно занимается благотворительностью в России. Мы нашли с ней общий язык, и я рассказал ей, что мой прадед контр-адмирал Трофимов служил при царе Николае. «Судьба русских разбросала по разным странам», – ответила она. В ходе беседы княгиня сказала, что верит в возрождение сильной и православной России.
Русь Святая возрождается!
Ежегодно тысячи православных русских людей в ночь на 17 июля идут величественным крестным ходом из Храма-на-Крови в монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме – место сокрытия тел Царя и членов его Семьи. В этом году участников Царского крестного хода было более 100 тысяч человек! Знаю, что многих паломников на автобусах, тех, кто заблаговременно не подал заявки на регистрацию участия в крестном ходе, не впустили в город, но они смогли присоединиться к шествию позже.
Крестный ход возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Если учесть напряженный график встреч и служб первоиерарха, его почтенный возраст и совершённую ранее ночную Литургию, то можно сказать, что это был, действительно, подвиг. Пройти пешком без подготовки 20 километров утомительно даже для современных молодых людей. Но то, что Крестный ход возглавляет и вместе со своей паствой молится ее Предстоятель, невероятно воодушевляло верующих.
Это был и глубоко символический духовный акт, ведь в преддверии революции и убийства Царя многие из высшего духовенства отреклись от него и хулили святого Царя. И вот, спустя сто лет, после анализа трагических ошибок, наш Русский Патриарх идет в покаянном Крестном Царском ходе вместе со своей паствой!
Кроме 30 человек, членов паломнической группы, духовником которой я был, мне довелось опросить еще многих из тех, кто уже не один год принимает участие в этом шествии. Большинство из них сообщали одно и то же: «Еще никогда нам не было так тяжело, как в этом году».
Например, Ирина, приехавшая в Екатеринбург из Москвы, сказала: «Я участвовала в Великокорецком крестном ходе, который идет 180 километров, но такой усталости и нагрузки как здесь, не ощущала. Последние 7 километров очень трудно дались».
Елена, работница местного музея Святой Царской Семьи отметила: «Я каждый день, на протяжения года, иду или бегу на работу 7 километров туда, и 7 километров обратно домой, поэтому 20 километров пешком для меня, по сути, это не нагрузка. Я себя постоянно держу в спортивной форме. Но в этом году как будто кто-то прицепил гири на ноги: было очень трудно идти, особенно последние километры казались бесконечными, даже ноги натерла, хотя у меня удобная обувь».
Да, действительно, не все смогли пройти этот путь до конца. Я видел, как некоторые люди останавливались и их подбирали автобусы, ехавшие следом. Кстати сказать, православными волонтерами было прекрасно организовано оказание медицинской помощи крестоходцам.
С чем же связана отмеченная многими трудность пути?
Бог открыл значение этого: снимается проклятие, довлевшее над Русью. Каждый, кто шел в Царском крестном ходе и читал молитву, вымаливал свой род, вымаливал грех клятвопреступления и цареубийства, каждый в нем стоил сто тысяч человек! Каждый крестоходец – это уже неотделимая часть истории возрождение Святой Руси. Запущенный в прошлом маховик проклятия остановлен и начал движение в противоположную сторону, в сторону возрождения.
Бесы в агонии всеми силами старались вырвать побольше людей из этого Крестного хода, и тот, кто остановится, не совсем чист сердцем, не все исповедовал, его отягощали грехи рода, он шел без молитвы. Таким было особенно тяжело идти, ибо бесы находили предлог уцепиться за них, и ноги у людей становились словно налитые свинцом.
Слава Богу, мы дошли!
Меня тогда удивило, что смогли радостно дойти до цели даже бабушки с палочками и после этого прекрасно себя чувствовали, а некоторые молодые сильные люди не сумели выдержать весь путь. Конечно, было ясно, что тут действуют совсем не физические силы природы.
Всю дорогу люди пели Иисусову молитву. А особо меня порадовали крестоходцы из города Мукачево Закарпатской Руси, группу которых возглавлял молодой иеромонах: они пели, чередуя, молебны, молитвы святым, духовные канты на украинском (русинском), сербском и русском языках.
После шествия к Граниной яме на вторую ночь, с17-го на 18-е июля, совершается еще один, 18-ти километровый крестный ход – из Свято-Троицкого собора города Алапаевска – места заточения великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, а также великого князя Сергея Михайловича и князей Иоанна, Константина, Игоря и Павла, – к Синячихинской шахте, месту их убийства. Сейчас там мужской монастырь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
…Как быть, когда усталость, ноги «отваливаются» и болят, натертые до волдырей? Я сказал, что еще один крестный ход для меня – это невозможно, я не пойду, у меня уже нет физических сил для этого…
Ночная литургия 18 июля шла с полуночи до двух часов. Все это время я исповедовал людей на улице, затем причастился и под конец службы вдруг почувствовал исцеление, после чего у меня появилась твердая уверенность, что я смогу преодолеть и этот путь. Вы даже не представляете себе, какая невероятная радость наполнила мое сердце после завершения второго крестного хода, болезни ушли, усталость не чувствовалась.
Меня особо порадовало, что в обоих крестных ходах, было много сербов, которые потрудились и несколькими автобусами приехали в них поучаствовать.
Невероятное чудо утешения
Я хочу поведать вам, уважаемые читатели, представить вашему вниманию то невероятное чудо утешения, которое Господь даровал мне в пути.
Поездка нашей группы была построена так, что мы посетили около 30 объектов паломничества по дороге (это были монастыри, источники, музеи и просто красивые места). За день до Крестного хода мы заехали и в подворье Свято-Николаевского мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» близь города Верхотурье. Как нам рассказали, чтобы окончательно исцелиться от гемофилии, по совету Григория Распутина цесаревич Алексий должен был посетить целебный источник, который здесь расположен, но поездка не состоялась.
К сожалению, купель как раз чистили и выпустили из нее воду, из-за чего нам пришлось ополоснуться на улице. После этого я зашел в храм и решил сфотографироваться на память на фоне иконостаса. И тут вдруг передо мной появились красные огоньки, будто от электростатических разрядов, которые стали словно бы перекатываться по мне и вспыхивать, начиная с правой руки, и затем остановились на уровне груди, что я и сфотографировал (см. фото).
Когда я показал эту фотографию духовнику Верхотурского монастыря отцу Сергию, он ответил, что так Бог укрепляет и утешает людей Своею благодатью, а, возможно, к чему-то готовит. Вначале я подумал, что семь огоньков – это семь Таинств, совершаемых в Церкви. Но потом, уже в автобусе, передо мною оказалась икона святых Царственных страстотерпцев, и я заметил, что семь крестов в их руках расположены в той же последовательности – эллипсом, – в которой появились огоньки, и, значит, это было благословение мне от Царской семьи на участие в Крестном ходе.
Во время этой паломнической поездки и Крестного хода другие люди также рассказывали мне о случаях исцеления и чудесной помощи.
О Григории Распутине
Когда мы были на экскурсии в музее Верхотурского Кремля, я обратил внимание на один из стендов, где изображен молодой Григорий Распутин, вместе со знаменитым старцем – духовником Макарием. Оказалось, он был любимым учеником старца.
Экскурсовод вела свой рассказ методично и по-научному сухо, не рассматривая личность Распутина с точки зрения религии и веры. Я спросил:
– Держали ли вы лично в руках оригиналы документов, статьи, свидетельства тех людей, которые лично знали и общались с Григорием Распутиным, чтобы сделать обоснованные научные выводы об этой личности не понаслышке?
– Да, и даже встречала людей, которые знали тех, кто общался с Распутиным – ответила она.
И тут я задал ей вопрос, который для меня оставался всегда открытым:
– А какое ваше отношение к этой личности на основании добытого вами материала о нем?
Ответ был однозначен:
– Его нужно канонизировать как и Царскую семью, это святой человек.
Метафизика Царского крестного хода
Участие в Царском крестном ходе – это своеобразное «антизаклинание», снятие векового проклятия, исцеление Святой Руси. При кажущейся простоте: «Ну что тут такого, пройти каких-то 20 километров!», – за этим сакральным молитвенным священнодействием стоит промыслительная благословляющая и исцеляющая Рука Божия. Стоило пережить 100 лет мук, страданий, унижений, убийств Русской Церкви и Русскому народу, чтобы при принесенном покаянии получить прощение Божие и оставить нашим потомкам осознанный опыт от усвоенного урока. Царский крестный ход – это чаяние возрождения богоустановленного лада – православной монархии, идеалом которой является святость наших предков, Святая Русь. Небесная рать – Собор святых Царственных особ – духовно принимала в нем участие, и одержанная нами духовная победа – залог будущего процветания, могущества нашей земной Родины.
Дорогие братья и сестры! Пусть благословение Божие, благодать Царского крестного хода щедро изольется на всех Вас!
Автор: Доктор богословия протоиерей Олег Трофимов
Теги: #Царский_Крестный_ход, #Николай_Второй, #Святая_Русь, #Третий_Рим, #Афон, #царская_гогофа, #Киевская_Русь, #Рюриковичи, #Романовы, #Катехон, #Матерь_Божья, #Федоровская_икона, #Собор_всех_святых_русских_государей, #митрополит_Онуфрий, #Григорий_Распутин, #князь_Владимир, #Патриарх_Кирилл, #княгиня_Ольга_Николаевна,
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи священник Олег Трофимов, из-за религиозных преследований в Украине лишен имущества, жилья, проживя в России нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153