Владимир Анищенков: «Взлёты и трагизм Русского космизма» (11.04.18)

Русский космизм как философская идея был сформулирован выдающимся русским мыслителем Николаем Фёдоровичем Фёдоровым (1829-1903). И, хотя он никоим образом не был связан с марксизмом, его постулаты были воплощены в Советской России. Заслуга Фёдорова состоит в том, что ему удалось облечь в философские формулы три определяющие особенности русского характера.

Это учение о всеобщем делании, которое основано на общинном способе организации жизни, сохранившемся вплоть до 20 века; на соборности, как способе решения сложных церковных, государственных и общинных задач. В русской истории общее дело объединяло в дружину ратников, в артели работников. В Советском Союзе этот принцип привёл к созданию общенародной собственности и пониманию необходимости трудиться сообща на благо всего народа. Вырабатывалось восприятие государства и всего природного и рукотворного богатства как к своему, принадлежащему всем трудящимся. «Широка страна моя родная», «Всё вокруг колхозное. Всё вокруг моё». Больше того, всеобщее счастье должно быть устроено на всей земле. В этом сказалась всемирность русской души (третье направление в учении Фёдорова). Но, главная ошибка общепланетарного советского проекта состояла в том, что всеобщее счастье должно прийти через мировую революцию, совершённую передовым отрядом трудящихся — рабочим классом. Марксистская теория, подготовившая революцию, оказалась не пригодной для организации мирной счастливой жизни. То, что страны «социалистического лагеря» и «народной демократии» во второй половине 20 века занимали почти треть планеты заслуга всемирной отзывчивости русского народа, его способности жертвовать собой и своими интересами ради высокой идеи. Но как только марксистская идея в СССР утратила значение «высокой идеи» — вся конструкция рассыпалась.

Второй постулат Русского космизма состоял в поиске безсмертия. По учению Фёдорова человек должен стремиться к победе над смертью. Для живущих — с помощью организации правильного образа жизни. Для умерших — через воскресение. Надо сказать, что, несмотря на кажущуюся утопичность этих мыслей, они не новы. В русских сказках, например, они сохранились как отголоски древних верований: Кощей безсмертный, молодильные яблоки, мёртвая и живая вода, оживившая убитого Ивана Царевича. В Советском Союзе эти грандиозные задачи решить не удалось, но сделано было многое. К примеру, общегосударственная система здравоохранения была передовой для своего времени. К тому же безплатной. О чём теперь можно только мечтать. Сказка, да и только.

Удивительно, но и о воскрешении мёртвых закоренелые материалисты позаботились. Правда, не с помощью Божественной Силы, а достижений науки. Первым воскрешённым человеком должен был стать В.И. Ленин. И, ведь действительно, скоро будет уже сто лет, как тело вождя сохраняется. Отметим, что это не первый случай бальзамирования тела в России (Египет не берём). Недавно открылось, что также сохранено тело Императора Петра Алексеевича. Но как вдохнуть в мёртвое тело жизнь наука до сих пор не знает.

Однако, воскрешение людей в телесной обличии ставит очень сложную задачу расселения воскрешённых. На земле всем места не хватит. Для решения этой задачи Фёдоров предлагал осваивать космос, планеты солнечной системы. И это тоже не новая идея. Мы с ней встречаемся в тех же русских сказках. А сказки, как мы уже знаем, не фантастика, а сохранившиеся древние верования. И не только. Это и предсказание будущего. Наш сказочный ковёр-самолёт оказался прообразом летательных машин, так и названных по сказочному — самолётами. А горошина, выросшая до неба, не только помогла сказочному герою добраться до небесных сфер, но и проложила туда путь космическим кораблям.

Вот мы и подошли вплотную к Русскому космизму. Желание летать, конечно, обще планетарная многотысячелетняя затея. В России она стала стройной философской системой. И что особенно важно — осуществлённой, несмотря на свою первоначально кажущуюся фантастичность и сказочность. Во времена Фёдорова она казалась несбыточной мечтательностью. Сейчас —  вполне привычным делом. Однако, никакие полёты в космос не были бы возможны без предварительного их осмысления, нахождения способа реализации и точного расчёта. Всё это совершил ученик Фёдорова — Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935).

Циолковский — удивительное явление в русской науке. Дело даже не в том, что он был самоучкой (этим в России не удивишь), а в его планетарном значении. Он по праву считается основателем космонавтики. Циолковский не только предсказал возможность полётов в космос, когда в это никто не верил. Он предложил техническое решение этой невероятной задачи. Космические поезда, то есть многоступенчатые ракеты на жидком топливе. Рассчитал параметры двигателя и форму аппарата, способного преодолеть земное притяжение. Первоначально это был дирижабль, который отвергла воздухоплавательная комиссия Петербурга (как может какой-то калужский учитель быть умнее нас профессиональных учёных), и позже построенный в Германии (цепеллин, с восторгом воспринятый теми же «учёными»).

И всё же работы Циолковского в области аэродинамики помогли  развитию отечественного воздухоплавания и его зачинателю Н. Е. Жуковскому. Константин Эдуардович много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивного самолёта, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя.

Но без сомнения главным научным достижением К.Э. Циолковского стало обоснование и становление отечественной космонавтики. Профессор М. К. Тихонравов, оценивая его вклад в теоретическую космонавтику, писал, что труд К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» можно назвать почти всеобъемлющим».

В 1918 году К.Э. Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук. 9 ноября 1921 года Советским правительством ему была предоставлена пожизненная пенсия, позволившие ему заниматься наукой, инженерными расчётами и распространением своих идей, насколько это было возможно в то сложное время.

За шесть дней до смерти, 13 сентября 1935 г., К. Э. Циолковский писал в письме И. В. Сталину: «… Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина-Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти … Уверен, что они успешно закончат мои труды». На письмо ученого вскоре пришел ответ: «Знаменитому деятелю науки товарищу К. Э. Циолковскому. Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку. И. Сталин».

После кончины весь архив выдающегося учёного был передан сначала в Главное управление гражданского Воздушного Флота, а затем в Академию наук.

Важно отметить, что К.Э. Циолковский не был безбожным учителем материалистом на службе советской науки. Сотворяя свои гениальные открытия, он не забывал истинного Творца неба и земли. В архиве Российской Академии наук сохранилась характеристика своих работ, в которой он провозглашал: «Страдания живого только до смерти; далее — совершенная жизнь…» Учёный пишет: «Понятие о Боге тройственно: 1. Бог есть причина вселенной. 2. Бог есть президент высшей организации высших существ в космосе. Трудно себе представить всё богатство этой организации. Миллиарды млечных путей, децилионы солнц и сотни децилионов планет не дают ясного понятия о величине этой арены. Безконечное и безначальное время не дают должного представления о работе времён в безпредельном совершенстве существ и их деятельности. 3. Бог есть объединяющая всех существ идея любви и солидарности.

Таков как бы противоречивый дух моих сочинений. Он основан на чистой науке и на чистом разуме. Будет ли этот дух понят и принят людьми или может быть, будет пригвождён к кресту — не знаю» (1920 год).

Поразительные слова основателя современного ракетостроения, учителя физики и математики калужской гимназии и епархиального училища на третьем году безбожной власти.

Константин Эдуардович был женат на дочери священника единоверческой церкви. Венчались супруги в церкви Рождества Богородицы в Боровске.

Циолковский был не просто ученый инженер, он, прежде всего, мыслитель провидец. «Сегодняшний человек — существо незрелое, переходное. Скоро на Земле установится счастливое общественное устройство, наступит всеобщее объединение, прекратятся войны. Развитие науки и техники позволит радикально изменять окружающую среду. Изменится и сам человек, сделавшись более совершенным существом». Этого мы пока не увидели, а вот космическое предвидение Константина Эдуардовича было успешно воплощено его учеником — С.П. Королёвым (1906-1966).

Интересный факт. В 1935 году на советские экраны вышел фильм «Космический полёт», консультантом которого был великий учёный. Этот фильм с поразительной точностью воспроизвёл реалии космических путешествий, последовавших спустя десятилетия.

Продолжение следует.

Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа» Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами

Источник: Русская Народная Линия