Александр Тимофеев: «#матильда. Победа или поражение?» (09.11.17)

Борьба общественности с кощунственным фильмом «Матильда», вне всякого сомнения,  — событие историческое и, без преувеличения, эпохальное. Уже сейчас можно обозначить некоторые итоги полуторагодового противостояния. 
Итог первый — со многих лиц были сброшены маски. Теперь стало очевидным, что министр культуры Мединский, называющий себя православным консерватором, таковым вовсе не является. Не может православный человек соучаствовать в глумлении над православными святыми. А ведь совсем недавно этот деятель считался православным человеком. Вспоминаю V Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Форум проходил через полгода после назначения Мединского министром культуры. В то время это кадровое решение было с восторгом встречено некоторыми православными людьми, которые искренно полагали, что наконец-то культурой будет заведовать православный человек. Я принимал участие в фестивале «Вера и слово» и помню, как ряд высказываний Мединского на этом форуме вызвал недоумение у некоторых его участников, в том числе священнослужителей. Но тогда министру простились его неаккуратные слова, посчитали, что он, как человек довольно молодой, впервые оказавшийся на столь высоком посту, просто переволновался и поэтому сболтнул лишнего. Теперь ясно, что на самом деле министр проговорился, сказал то, что думает.
«Матильда» разоблачила многих, образно говоря, показала их истинное лицо, стала тестом на православность. Возможно, кощунственная поделка Учителя есть попущение Божие, благодаря которому мы увидели, кто есть кто.
Вспоминаются Евангельские слова: «По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узна́ете их» (Мф. 7:16-20). История с «Матильдой» вновь подтвердила истинность этого изречения — нельзя верить только словам. И опять вспоминается известное выражение: Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.
Итог второй — консолидация общества. Недаром древние говорили: не бывает худа без добра. В борьбе против кощунства сплотились православные, которых ранее невозможно было представить в одной упряжке. Православных поддержали мусульмане. Я работаю в православной журналистике более 11 лет и впервые за это время наблюдал столь масштабную мобилизацию и столь широкое сплочение православной, патриотической и мусульманской общественности. Противостояние «Матильде», несомненно, стало одним из самых значительных общественных явлений в России за последние два десятка лет.
Итог третий — православная общественность становится субъектом политической жизни России. Общим местом является утверждение, что от 60 до 80% населения нашей страны православные люди. «Сегодня, согласно статистическим данным, около 75% россиян считают себя православными, а общее число членов Московского Патриархата, проживающих как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 миллионов человек», — заявил Святейший Патриарх Кирилл 28 октября 2017 года  на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви. Казалось бы, раз православные составляют большинство российского общества, значит их голос должен быть приоритетным. Но это не так. Самый яркий пример — игнорирование, с позволения сказать, народными избранниками призыва Патриарха бороться с абортами. Таких примеров можно привести множество. Православные в своём бессилии что-либо изменить иной раз даже ропщут на власть, светскую и церковную, совершают неосторожные поступки. И в случае с «Матильдой» победа неполная, ибо фильм все-таки вышел в прокат, а бездарный режиссер получил всероссийскую известность и впервые его кинокартина может окупиться, в отличие от его предыдущих фильмов, неизменно оказывавшихся убыточными. Но, несмотря на это, общественность — православная, патриотическая и мусульманская — продемонстрировала свою силу и неожиданную способность к длительному и грамотному противостоянию. Ведь борьба шла без малого почти два года.
Были выполнены экспертизы на высочайшем научном уровне, собрано более 100 000 подписей — событие беспрецедентное, проведено ряд мероприятий, публичных акций. Признаюсь, меня поразила слаженность, эффективность и упорство православных активистов, так и не опустивших рук, несмотря на непрекращающиеся попытки деморализовать их.
Итог четвертый — в ходе борьбы с «Матильдой» вскрыт ряд серьезнейших проблем в области государственной культурной политики России. Возмутительно игнорирование Минкультом позиции Общественного совета при ведомстве. Общественность не без удивления обнаружила, что распределением бюджетных денег на производство фильмов, оказывается, занимается не Министерство культуры, как следовало ожидать, а Фонд кино, заправляемый продюсерами, которым нет никакого дела до государственных интересов.
Выяснилось, что кинопроизводство в России входит в прямое противоречие с базовыми государственными актами — «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» и «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года». В этом отношении российское кинопроизводство отчасти носит противозаконный характер, чему, к великому сожалению, способствует лично министр Мединский.
И пусть православных не смущает, что «Матильда» вышла в прокат. Петр Великий повелевал: «Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была!». Учитель последовал указу Императора, сдуру решив показать свой фильмец всему миру, — и осрамился. Киноподелка оказалась, говоря словами Васи Обломова, «унылым г…». Не будем отчаиваться. В такие моменты уверенность в собственных силах и собственной правоте укрепляется предостережением великого Лермонтова:
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Борьба против «Матильды» ни в коем случае не должна завершиться межеумочным бездействием и общественной апатией. Впереди много работы! В ходе длительного, изнурительного, не вполне успешного противостояния накоплен колоссальный опыт. «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами» — в это мы свято верим!