Анна Кисличенко: «Китай провозгласил свои ценности» (08.10.17)

Скульптура «Живой Конфуций» в Музее искусств Рокбанд в Шанхае

К вопросу о ценностях в Китае подошли рационально, без пафоса и патетики, но ориентируясь исключительно на национальные интересы страны и на их продвижение в мире.

Кому-то покажется это удивительным, но Поднебесная официально объявила, что берет за основу свои же собственные традиционные ценности —  проверенные веками и лежащие в культуре, языке и подсознании каждого китайца.

Что это за ценности? Их провозглашено двенадцать и называются они «сердцевинные социалистические ценностные воззрения». Представлены они были впервые в ноябре 2012 г. в отчетном докладе ЦК на XVIII съезде Коммунистической партии Китая.

Набор из двенадцати ценностей состоит из трех групп.

Ценностями государства являются:

— богатство и сила,

— демократия,

— цивилизация,

— гармония.

Ценностями общества являются: 

— свобода,

— равенство,

— справедливость,

— правовое правление.

Ценностями человека: 

— патриотизм,

— преданность делу,

— честность,

— дружественность.

Хотя здесь нет идеологически окрашенных лозунгов, бросается в глаза непривычная для западной культуры иерархия ценностей. Она построена «сверху вниз» – от государства к обществу и далее к человеку.

Си Цзиньпин

Си Цзиньпин последовательно облекает «ценностные воззрения» в традиционную оболочку. На встрече с преподавателями и студентами Пекинского университета 4 мая 2014 г. он провозгласил:

«Сердцевинные ценностные воззрения – это добродетель. Есть добродетель одного человека, есть также большая добродетель, то есть добродетель государства, добродетель общества. Государство без добродетели не процветает, человек без добродетели не установится». 

Вот еще его цитаты:

«Для решения китайских проблем подходящие пути и методы можно искать только в Китае. Насчитывающая несколько тысяч лет китайская нация встала на путь цивилизационного развития, отличающегося от других стран и наций. Мы не случайно открыли путь социализма с китайской спецификой, это определено историческим наследием и культурной традицией нашей страны».

Партийный лидер назвал «ценностные воззрения» «самым большим общим знаменателем» китайской нации, предупредив, что без них нация и государство лишатся опоры и не смогут двигаться вперед.

Поиск «китайских ценностей» начался еще в начале 1990-е гг, когда потерпел крах СССР. В результате исследований китайскими экспертами общественных наук уже тогда были сначала выделены четыре основных различия китайских и западных ценностей:

В Китае

— ответственность предшествует свободе, 

— долг предшествует правам, 

— коллектив стоит выше индивида, 

— гармония – выше конфликта. 

В то время как западной культуре присущи:

— стремление к конфликту, 

— эгоцентричное желание покорять и подчинять себе других. 

Пекин извлек для себя уроки как из процесса разрушения СССР, так и из активного использования Западом концепции «мягкой силы». Поэтому после прихода к власти Си Цзиньпина в 2012 г ведущее место в официальной идеологии заняла работа по систематизации и пропаганде китайских ценностей.

Главной темой в китайской пропаганде Си Цзиньпин провозгласил «китайскую мечту о великом возрождении китайской нации». 

Китайскими социологами тогда же были выделены и «сердцевинные ценностные воззрения». В 2014 году на 13-ой совместной учебе Политбюро ЦК КПК 18-го созыва Си Цзиньпин подтвердил, что распространение «ценностных воззрений» должно опираться на лучшие традиции китайской культуры.

Тогда китайский лидер призвал своих соотечественников и прежде всего членов КПК:

— учить гуманности и человеколюбию,

— внимательно относиться к народу как основе, 

— соблюдать доверие, 

— почитать справедливость, 

— возвышать гармонию, 

— стремиться к Великому единению. 

Это узнаваемый набор моральных и социальных ценностей раннего конфуцианства.

Си Цзиньпин стал первым лидером Китая, заявившем о необходимости использовать конфуцианство для госуправления. Вот десять основополагающих принципов государственного управления, провозглашенных сегодня в Китае:

— народ является корнем царства, 

— правление должно получить поддержку народа, 

— традиции и законы соединяются для управления, 

— добродетель – главное, наказания – дополнительное, 

— в правлении нет ничего более первостепенного, чем 7добиться расположения людей, 

— при управлении государством следует сперва управлять чиновниками, 

— заниматься управлением с помощью добродетели, 

— стоящим у власти нужно выпрямлять и исправлять самих себя, 

— находясь в спокойствии, думать об опасности, 

— осуществлять перемены и изменения. 

В своих выступлениях Си Цзиньпин чаще, чем на другие традиционные источники, ссылается на древние конфуцианские тексты – «Беседы и суждения» Конфуция, «Записки о ритуале» (Ли цзи), на высказывания мудрецов Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Древняя книга «Лунь-Юй»

Объявленная Си Цзиньпином борьба за скромность и экономию – также в духе поучений Конфуция. Это попытка повысить моральный авторитет КПК и заявить, что основой правления является народ, а не чиновная элита.

Власти Китая не забыли и об образовании.

Особое внимание они уделили тому, что  студенты не должны считать западную модель единственно возможной для развития страны, а преподаватели ВУЗов не должны способствовать формированию такого воззрения у студентов. Китайские власти занялись «воспитанием воспитателей».

Призывы к ограничению преподавания «западных политических ценностных воззрений» объясняются в Китае их несоответствием китайской реальности, тем, что они побуждают китайцев к отказу от своего пути, от своей идеологии и тем, что их распространение способно спровоцировать общественные потрясения.

После протестных выступлений в Гонконге идеологическая работа в учебных заведениях усилилась. Идеи конституционной демократии, всеобщих ценностей, гражданского общества, неолиберализм и исторический нигилизм были объявлены ошибочными западными воззрениями.

«Американская мечта» обещает каждому человеку равные шансы на успех? Теперь есть «китайская мечта» о сильном и богатом государстве, расцвете нации и народном счастье.

Запад неустанно твердит о превосходстве своих ценностей? Если это обязательный атрибут мирового влияния, Китай будет пропагандировать собственные «сердцевинные ценности».

В политических выступлениях китайских лидеров все чаще звучат цитаты из древних мыслителей, которые не поддается однозначному переводу на европейские языки.

Заметно и то, что в Китае сделана ставка на принципиально иной концептуальный язык, лежащий вне западного дискурса. Новый язык наполнен содержанием, понятным только китайцам  и потому менее уязвим для критики.

К примеру, Си Цзиньпин в октябре 2013 г. провозгласил политику «родственности», «искренности», «благодеяния» и «инклюзивности» в отношениях с соседями. Западным журналистам приходится поломать голову, чтобы понять богатую смысловую нагрузку, так как их трактовка неразрывно связана с культурой Древнего Китая.

Вполне допустимо, что ставший второй экономикой мира Китай собирается претендовать на ценностное влияние, которое будет проецироваться прежде всего на приграничные с ним страны и на страны региона.

В октябре 2013 г. на рабочем совещании по дипломатии с сопредельными странами Си Цзиньпин призвал «усилить пропаганду и разъяснение, сделав акцент на взаимном соединении китайской мечты с надеждами на лучшую жизнь народов всех сопредельных стран, с перспективами развития региона, чтобы сознание общности судьбы пустило корни в сопредельных странах».

В китайском дискурсе есть похожие обнадеживающие параллели с «русскими идеями» патриотизма, коллективизма, государственничества и цивилизационной самодостаточности.

Однако очевидно, что китайская идеологическая, социальная и экономическая модель по многим причинам не актуальна для России.

Но процесс поиска общих ценностей, скрепляющих страну, судя по сообщениям некоторых СМИ, в России в последние годы также идет, но далеко не так масштабно.

Например, озабоченность поиском общих ценностей выражают в ОНФ. На заседании ОНФ «Символы России. Система ценностей современного общества» было заявлено, что в России безусловной ценностей для всех является семья. Помимо семьи, называются «Родина, дети, родители, семья, сама жизнь».

Чуть ранее были обозначены пресловутые «традиционные скрепы». При этом само слово «скрепы», довольно редко встречающееся в устной и письменной речи, вызвало недоумение своей колющей ухо новизной.

От структурированного китайского подхода в управлении страной, как видно, российский ценностный дискурс пока очень далек. А при объявлении семьи главной ценностью, вопросами семейной политики в России до сих пор и вовсе занимаются государственные и частные структуры, имеющие довольно мутное целеполагание (не имею ввиду Анну Кузнецову).

В общем, как всегда, однозначно только одно: время покажет.

Текст составлен с использованием работы Александра Ломанова «Общий знаменатель нации»

Источник