Михаил Кормин: «Карнавал закончен»

Празднество карнавала, святок в русской традиции, скоморошьих гуляний всегда эпизодично. Но и священно в своей эпизодичности. Сейчас мало кто задумывается о том, что такое «карнавал». По одной из версий, это название происходит от термина «прощание с мясом», и было приурочено к наступлению постов в Европе, аналогичных русской Масленице. По другой этимология слова восходит к священному действию «переворачивания мира», от римского названия фестивалей и шествия «carrus navalis» — «повозки-корабля» (чего-то необычного, нереального, бесполезного), на которой путешествовало божество. Божество перевернутого, зеркального мира, спустившееся в обыденность и ходящее среди людей. Но только определенное время. Поэтому «сухопутный корабль» как нечто противоестественное, но допустимое в момент праздника, исчезал вместе с праздником же. Карнавал, переодевание, нарушение порядка – это непременное следствие нормального хода вещей. Но при условии, что подобный «карнавал» не становится нормой. Для праздника нужны будни, точка отсчета нужна для существования шкалы ценностей.

Сейчас мы видим, как карнавал, длившейся на нашей земле почти что сто с лишним лет, подходит к концу. Более того, не только в России – во всем мире мы наблюдаем однозначные признаки завершения этого безумного празднества, которое было так необходимо человечеству, истерзанному рационализмом 18-19 веков. Что дальше? Дальше суровые будни. Возвращение к истоку, осознание и трансформация на базе накопленного опыта. Дальше – духовная реконкиста. Дальше новый, удивительный мир на обломках старого. Потому что иначе не может быть.

Религиозный экстремизм, фундаментализм, четкая моральная и этическая позиция – стали пугалами на этом карнавале. Но все забыли о том, что экстремизм может быть и либеральным. И либеральный экстремизм стал ответом экстремизму консервативному. Но оба этих явления только лишь признаки огромного, всеобъемлющего карнавала, который уже заканчивается. Как итог – появление в России «левиафанов», «православных ежиков», «пусстрайотов», «православного порнограйндкора» и прочего. Но данные явления временны. Они замыкают цепочку изменений в обществе. Они – просто признак того извращенного порядка, что установлен правилами игры со сменой личины, и не более. Когда человеческое заменяется звериным, правое – левым, а верхнее нижним – тогда становится очевидным, что это все только лишь игра. Природа нуждается в энтропии, беспорядке так же, как и в порядке со строгой иерархией. Более того, этот кажущийся «беспорядок» — только лишь следствие большей, нежели можем себе вообразить, организации и структуры. Это можно назвать «попустительством Бога». Но приходит день, и каждая человеческая душа понимает, что что-то идет не так. Веселье уже не забавляет, мехи с вином опустели, мясо действительно – съедено, и остались лишь голые кости.

Сейчас мы все, весь мир, и Россия в особенности, стоим на пороге завершения буффонады. Маски сброшены. Стали видны настоящие лица всех участников представления. Сейчас настало время взглянуть на себя самих и задать себе вопрос: «Кто же мы»? Какова наша роль в том, новом порядке (именно порядке) что последует за всеобщей вакханалией? Каковы наши ориентиры и цели? Чего мы хотим от нового мира, который уже стучится в наши двери – с каждым месяцем, с каждым днем все более настойчиво. Этот стук – биение пульса новой жизни, просыпающейся после завершившихся представлений. Новой морали, новых ценностей, нового миропорядка, который на самом деле – старый, хорошо забытый. Мир, общество, страна возвращаются к точке объективного, оставляя позади шелуху извращенности догматов и «праздничной глупости». И если мы поймем это, оценим именно с этой точки зрения все то, что происходит сейчас у нас в стране, то сможем дать однозначный ответ по поводу всех тех «шуток», которыми нас все еще пытаются развеселить люди, прибывающие в карнавальном настроении. Прибывающее в прошлом, они, говорящие о своей «прогрессивности» — уже вчерашний день, атавизм, «шлак истории», но им слишком страшно признаться в этом самим себе. Если они осознают это – то будут рыдать. И поэтому они смеются, следую заветам «психологов», сублимируя свои эмоции и замещая страх – весельем, продолжая шутить. В конце концов они, как порождение «карнавальной» реальности – может быть, и существуют только в ней, словно бесы, мавки и караконджалы, и когда кончатся «великие святки» — сгинут в холодной проруби, растворятся в морозном воздухе на заре нового дня, провалятся в свои подземные миры. Такое не раз уже бывало в истории нашей Родины. Бог им судья. Пусть шутят.

Нам эти шутки более не смешны и не интересны. Нам интересны другие вещи. На минуту задумаемся, и вспомним слова песни Брендана Пэрри, «The Carnival Is Over»:

«…Outside
The circus gathering
Moved silently along the rainswept boulevard.
The procession moved on the shouting is over
The fabulous freaks are leaving town.

They are driven by a strange desire
Unseen by the human eye.
The carnival is over».

Все происходящее, от «яростных либералов» до «воинствующих церковников», от «чайлдфри» до «запретов на усыновление» — финальная пляска в цирке уродцев, позвякивание бронзовых бубенчиков на колпаках, ворох ярких одежд и полупьяный гогот. Но за этой кутерьмой, за этой неприглядной звериной пляской уже виднеется новая заря – заря новой Морали, основанной на принципах истинной Традиции и Веры. Заря новой страны, нашей настоящей Родины. Заря величия нового, русского, человека. Заря нового мира, поднимающегося из мрака былой эпохи «просвещения», на деле оказавшейся одной из самых мрачных эпох для человеческого духа.
Это заря истинной России, и чем темнее предшествующая ей ночь – тем ярче воссияет новое Солнце.