Диакон Артемий Сильвестров: «Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации» (29.09.17)

«чего нет, того нельзя считать» (Еккл. 1:15)

Часть 1. Реинкарнация в истории мировых религий

 

Языческая идея о многократном воплощении богов неразрывно связана с идеей т. н. перевоплощения личностей. Метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») или более привычное для нашего слуха реинкарнация (лат. reincarnatio«повторное воплощение») — идея, присущая (в той или иной степени) почти всем восточным религиям (индуизм, буддизм), а также имевшая хождение в мире греко-римских философов. Термин «реинкарнация» означает «инкарнировать снова», слово «инкарнация» происходит от латинского существительного inсarnatio — воплощение. Корень carnal буквально можно перевести как «плоть и кровь» или «мясо» (отсюда происходит слово «карнавал», как обозначение в западном христианстве периода мясоядения перед Великим Постом). Соответственно, «метемпсихоз», «реинкарнация», «перевоплощение», «переселение душ» могут пониматься как синонимы.

К слову сказать, идея переселения душ не прослеживается в древнейшей из Вед, «Ригведе» (XVI в. до н. э.) и первое упоминание о перевоплощении находится в Брихадараньяке (ІІІ, 2, 13; IV, 4, 5), среди индоариев и по-существу как доктрина появляется только в Упанишадах (VII-III вв. до н. э.), где опять же именуется «знанием, которое не пребывало ни с одним брахманом»[i]. Другими словами идея реинкарнации не является изначальным догматом индуизма и «древнейшим учением» (на чем настывают теософы). В Упанишадах теория метемпсихоза выражена мифологически и только с течением времени эта идея соединяется с учением о нравственном миропорядке. В частности термин «карма» или «камма» (санскр. कर्म, пали kamma) первоначально означал «жертвоприношение» или «ритуальное действие»[ii]. В Упанишадах он трансформировался и приобрел более широкий смысл, олицетворение универсального принципа причины и результата, деятельности и ее последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Таким образом, достаточно поздно (VII-III вв. до н. э.) в индуистской мысли возникает представление о том, что каждый поступок человека в этой жизни влияет на его после­дующую жизнь[iii].

Суть появления этой идеи вполне объяснима: общечеловеческая религиозная интуиция постоянно напоминает о том, что человек целиком не умирает со смертью тела, нечто (какая-то «часть») от него остается и продолжает жить и после смерти. Идея перевоплощения отчасти объясняла несоответствие нравственных достоинств людей и их судеб, а также вселяла надежду, что идеал, к которому человек хотя бы и стремился постоянно, вкладывая подчас в это все свои силы, недостижим в земной жизни, и его исполнение должно осуществиться в будущем. Наконец, в рамках примитивных религиозных течений некое подобие этой идеи появилось вследствие сходства между потомками и предками, особенно поразительное иногда в третьем поколении. Иной раз она есть следствие соотнесения человека с каким-то животным. Т. е. тотемизм и анимизм явились своего рода прародителями метемпсихоза.

Древнеегипетская религия не знала идеи реинкарнации[iv], сам смысл такого бережного обращения с мумиями заключается в том, что древние египтяне верили в магическую связь между душой и телом (мумией) и нарушение целостности последнего влекло и уничтожение души[v]. В «Книге пирамид» особенно подчеркивается ценность тела умершего человека[vi], а в эпоху Второго переходного периода (1715 — ок. 1554 гг. до н. э.) сожжение тела считалось самой тяжкой участью для умершего[vii] (в то время как в традиции индуизма кремация является нормой вещей). Геродот, правда, указывал именно Египет родиной реинкарнации (и на основании его авторитета подобное уже утверждали некоторые святые отцы), однако египтологи основательно доказали, что Геродот неверно понял некоторые тексты. Действительно, в «Книге мертвых» содержатся различные заклинания «о перевоплощении…», однако речь идет о надежде на обретение человеком после смерти новой природы в мире богов, а вовсе не о получении человеком нового тела на земле.

В рамках магической религии Древнего Египта птицы и животные (в тела которых «воплощаются» души усопших древних египтян) являются тотемными символами божеств и их сверхъестественных сил. Соответственно, «новое воплощение» возможно в мире божеств, а не в теле человека или животного на земле[viii] (как на том настаивали индуистские религиозные течения). Лишь во II в. по Р. Х. оккультист Гермес Трисмегист (по мнению В. С. Соловьева — вымышленный автор[ix]) в своем произведении «Изумрудная скрижаль» приписывает египетской религии наличие идей метемпсихоза, однако таковое утверждение является исторической фикцией. Более того, целый ряд историков вообще датируют возникновение трактата «Изумрудная скрижаль» средними веками (а вовсе не II в.). Скажем, русский философ и антиковед А. Ф. Лосев писал: «Но рукописи, содержащие эти трактаты в цельном виде, относятся только к XIV веку»[x]. Также ученые высказывают большие сомнения в факте принадлежности герметистов к миру не только древнеегипетской письменности, но и к миру классической греческой философии[xi].

Из мест посмертного пребывания человека в Древнем мире (у шумерского народа «кур», у персов «царство Йимы», у греков «аид», «где мертвые только тени отшедших, лишенные чувства, безжизненно реют»[xii], у евреев «шеол») нет возврата. Религии Шумера, Египта, Вавилона, Хетты, Ассирии, Финикии, Ханаана, Ирана, Рима и Китая не знают о реинкарнации. Античная культура буквально переполнена паническим страхом перед собственным небытием (т. е. смертью), чего, конечно же, легко было бы избежать, будь в данной культуре хотя бы намек на возможность повторной жизни на земле. Около VI в. до н. э. в Греции возникает экстатический культ Диониса, где впервые появляется идея бессмертия души. Орфические секты, пользовавшиеся идеями дионисизма (и, возможно, под влиянием гостей из Индии) высказывают некие взгляды, схожие с идеями метемпсихоза. Единственный кто последовательно развивал в мире эллинизма учение о метемпсихозе был Пифагор (современник Будды). Но тут следует заметить, что пифагорейцы являлись своего образа маргиналами в мире древнегреческой культуры, их идеи (в частности и теория метемпсихоза) часто высмеивались, в том числе и Диогеном Лаэртским. Эту идею принимает Платон, однако мы не можем утверждать, что реинкарнация была центральной идеей в платонизме. На рубеже эпох метемпсихоз получает некоторое общенародное признание и популярность, однако, очень ненадолго. Уже ученик Платона Аристотель уже отверг реинкарнацию и с тех пор она надолго исчезает из мышления греческих философов. Все же в античном мире гипотеза о перевоплощении широкого распространения на долгий срок так и не получила, оставшись достоянием только некоторых узких философских кругов[xiii].

По-сути же какая-то системная проповедь идей реинкарнации появляется именно в «Изумрудной скрижали», исторический статус равно как и претензия на древность которой сильно подмочены. Отсюда вполне очевидно, что идее реинкарнации ошибочно приписывать некий древний общерелигиозный статус. Системно метемпсихоз характерен только для индуизма и буддизма. При этом следует отметить, что первые сведения об индуизме относятся к VI тысячелетию до н. э., первые письменные источники — к XVI веку, а первые упоминания о переселении душ — не ранее VII в. до н. э. Т. е. даже в рамках истории индуизма реинкарнация является достаточно новой и поздней идеей. Через 1-2 века ей «заражаются» некоторые философы греко-римского мира, но опять же в эллинской философии она не получает какого-то значимого распространения. Вопреки утверждениям теософов идеи реинкарнации не было ни в религиях Древнего Египта, ни в религиях Ближнего Востока и ни в Китае. Но, самое главное, идеи метемпсихоза совершенно чужда религия Ветхого Завета и, как следствие, христианство.

В следующей части данной работы мы подробно рассмотрим — есть ли в Священном Писании Ветхого и Нового Завета какие-либо указания на реинкарнацию? Не является ли утверждение теософов о том, что идея реинкарнации есть основополагающий метафизический принцип, присущий всем религиям, попросту надуманным и абсурдным?

 

 


[i] Брихадараньяка-Упанишада. VI, 2,8

[ii] Морей. Р. Реинкарнация и христианство. https://azbyka.ru/reinkarnaciya-i-xristianstvo

[iii] DeSmet R. A Copcrnican Reversal: The Gilakara’s Reformulation of Karma. Phil. East & West, 1977, 27 (1), pp. 53-63.

[iv] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Петро-РИФ. 1993. -С.154

[v] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Петро-РИФ. 1993. -С.181

[vi] Коростольцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 186.

[vii] Коростольцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 188.

 

[viii] Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ. // Переселение душ. Сборник. — М., 1994. с.101.

[ix] Соловьев В. С. Гермес Трисмегист // Энциклопедический словарь. т. XIII. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., б.г., стр 293-296.

[x] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. кн. 1. М., 1992, с. 225.

[xi] Семушкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, сс. 95 и 103-104.

[xii] Одиссея, ХІ, 475-476

[xiii] см. Zeller E. Outlines of the Hystory of Greek Philosophy. Meridian Books, N.Y.. 1967, pp. 31-35.

 

Источник: Русская Народная Линия