Протоиерей Всеволод Чаплин: «Их ответ на «Русскую весну» — удар «Матильдой» по России» (20.09.17)

Сравните актера и прототип.

Питер Эйкхофф, голландский математик, в монографии «Основы идентификации систем управления. Оценивание параметров и состояния» еще в 70-е годы прошлого века исследовал феномен поведения так называемых сложных систем, степень обусловленности которых может быть описана с помощью матрицы чувствительности. В частности, показано: плохо обусловленные системы характеризуются большими колебаниями выходных параметров при незначительных внешних возмущениях, что может привести к неустойчивости системы в целом. В настоящее время методы управления сложными техническими системами проецируют на управление сознанием человека, состоянием социальных групп и государства. Созданы высокоинтеллектуальные центры, занятые поиском параметров и точек приложения внешних воздействий, малые усилия которых способны привести к резонансным результатам. По мере того, как мир становится всё более нетривиальным, а события — взламывают непоколебимость представлений, потребность в математическом решении задач прогнозирования и манипуляции сознанием человека усиливается.

Трудно заподозрить режиссера Алексея Учителя и его команду в изучении дифференциальных уравнений Эйкхоффа. Однако, они сделали это. Произвели продукт, минимальное воздействие которого на государство Российское вызвало эффект взрывной волны. «Лучший способ вести пропаганду, — учат классики «холодной войны», — это никогда не выглядеть ведущим пропаганду». И что как ни «Матильда» транслирует — в слепящем блеске Русского Императорского балета — ответ на «Крымнаш», на «Русскую весну». Сливает вдруг взметнувшуюся имперскость России, тиражирует Государя Николая Александровича и Русскую Православную Церковь в стилистике Charlie Hebdo, провоцирует хаос, сеет смуту, сталкивает лбами «красных» и «белых», и что характерно – накануне 100-летия Октября. Вброс, в таком случае, информации о причастности к созданию фильма президента РФ Владимира Путина, организация серии поджогов в Екатеринбурге и Москве с целью диффамации воли Натальи Поклонской – далеко не погрешность. Звенья одной цепи. Кстати, где пул влиятельных кротов? арт-критиков, что пиротехнические опыты Петра Павленского то с дверью ФСБ, то с покрышками на Малом Конюшенном мосту интерпретируют как искусство, «где действует логика включения, и эта логика включения – именно вектор включения, который активизируется только на грани, только в момент трансгрессии границ».

Справедливости ради отметим и тот факт, что инициатор проекта «Матильда» — Владислав Москалёв. Продюсер, соавтор сценария фильма в его первоначальном варианте. В силу трагически сложившихся обстоятельств, смерти партнера, был вынужден передать проект на стадии его становления в фонд Владимира Винокура, ну и вскоре — обвинен в попытке «обокрасть вдову и детей своего бывшего партнера», выведен из проекта, и с женой — солисткой Большого театра Светланой Лунькиной — подался в бега, отбыл в Канаду. О чем и рассказал в феврале 2017-го изданию The Insider, сдал, помимо прочего, и схему финансирования «Матильды». Пришел он вместе с Владимиром Винокуром (театр юмориста в двух шагах от Администрации президента) в гости к Владимиру Кожину, на тот момент — управляющему делами президента, и Кожин на его глазах «набрал какой-то номер по телефону и дал команду «десять»». «После этого «Газпромбанк» загнал деньги на Кипр, и офшор Tradescan Consultants Ltd (100 % дочка «Газпромбанка» на Кипре), в свою очередь перевел $10 млн на кино. Еще $10 млн перевел лично Андрей Акимов, президент «Газпромбанка», на счет фонда Винокура». Впоследствии бюджет «Матильды» подскочил — опять-таки, если верить обиженному Владиславу Москалёву, — под $40 млн. Что ж, дело обычное. Умеют «деятели искусств» возвышенно и не без пафоса сколотить капиталец. А если принять во внимание, что «Фонд Владимира Винокура в поддержку культуры и искусства» производная «Фонда поддержки Театра пародий», то… история повторяется даже не в виде фарса.

Во-первых, в день премьеры «Матильды» во Владивостоке, Россия еще раз сиганула на либеральные грабли. И можно поздравить интересантов фильма, в том числе пресс-секретаря Кремля, с победой на муниципальных выборах «оппозиционеров». Москва, например, приобрела в лице Ильи Яшина «российского муниципального деятеля, шерифа». «Люди увидели, что они могут менять реальность, что они могут размять ее, как пластилин в руках», — прокомментировал ситуацию Глеб Павловский. Еще один аутсайдер политического мейнстрима, Григорий Явлинский, пообещал на радостях вернуть Крым.

Во-вторых, британская газета Times артикулировала теми же днями давнюю мечту англосакса: Русских надо истреблять — они незаслуженно владеют природными ресурсами.

В-третьих, заместитель директора Йельского университета (США) Иэн Джонсон в статье под названием «Родина-мать зовет: 75 лет Сталинграду», заявил: победа русского народа в Сталинградской битве — не более, чем «пропагандистский миф».

Завершил хит-парад реляций министр культуры РФ. «Могу сказать, — парировал Владимир Мединский отказ сетью кинотеатров демонстрировать фильм «Матильда», — что я долго терпел, но моя чаша терпения переполнена».

…Что-то власть с человеком делает. Что-то реально отрывает от действительности. Минувшим летом мне передали письмо. Точнее — копию письма, оригинал которого был направлен в Администрацию президента на имя Владимира Путина. Письмо — крик души, глас одинокого в пустыне, наивная зарисовка. Рассказ простодушного провинциала о посещении «столичными штучками», чиновниками из Министерства культуры (всего человек пятнадцать) музея Грибоедова, усадьбы «Хмелита», что на Смоленщине, в День российской независимости. Такой вот фрагмент:

«Вся эта компания приехала напиться до невменяемого состояния. Они просто не просыхали, Чечель Н.В. (заместитель начальника департамента — М.А.) ходила с видом помещицы, которая приехала к своим крестьянам. Эта пьяная публика считала нас прислугой, а не музейными работниками. Это безобразие было до 12 июня и за наш счет, потом, слава Богу, им опять дали автомобиль, погрузили в него, и эта компания отправилась по домам отсыпаться и руководить музеями».

Состояние чаши терпения министра культуры на тот момент — тайна за семью печатями. Не совсем понятно, в курсе ли вообще Владимир Мединский о существовании где-то на просторах «Рашки» сотрудников музеев, библиотек, музыкальных школ и изостудий, просто — русского народа? Ведает ли, как живет он, чем дышит? Понимает ли, что спектакль «Карамазовы» про городок Скотопригоньевск с видами на промежность Настасьи Филипповны (МХТ имени Чехова, госфинансирование — 470 959 000 руб., 2015 год) — вообще не его тема. Догадывается ли, что он, конечно, долго запрягает… Но и чаша терпения держать на своём горбу чиновников-гастролеров, чиновников-русофобов (скрытых и открытых), чиновников-казнокрадов, а равно их челядь: артистов-юмористов, пародистов, абстракционистов, порнографистов… как это ни странно прозвучит, тоже ведь — не бездонна. И пока Пушкин и Чайковский еще не объявлены «пропагандистским мифом», фантомом, галлюцинацией «сумасшедших хоругвеносцев», не пора ли Владимиру Мединскому с Военно-патриотическим обществом, как будто бы не чуждым его отцу, вернуть Волгограду известное на весь мир название — Сталинград, заявить в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля — «Донбасс»? Блокбастер режиссера Владимира Бортко по роману Александра Проханова «Убийство городов». Хотя бы, того ради, чтобы не утратил мир надежду на «Русскую весну».

Ну, а пока — «Матильда» и — о «Матильде». Беседа с отцом Всеволодом Чаплиным.

«ЗАВТРА». Отец Всеволод, начиная беседу, решительно невозможно отказаться от вопроса: вы сами-то видели фильм «Матильда»? Этот навязываемый и навязчивый вопрос приобрел уже характер абсурда. Следуя его логике, прежде чем заговорить о нравственности в публичном доме, необходимо спросить: вы сами-то бывали в публичном доме? И, тем не менее, видели ли вы фильм «Матильда»?

Всеволод ЧАПЛИН. Нет, конечно. Я не считаю для себя правильным смотреть этот фильм, я считаю, что этот фильм по определению — кощунственный. Однако какие-то фрагменты фильма и сценария становятся известны, обращают на себя внимание. Есть 63 и 100 правила VI Вселенского Собора, которые совершенно ясно говорят, что позитивное отношение к искажению правды о святых и к изображениям, «растлевающим ум», влечёт за собой анафематствование. Так говорят канонические правила, которые не менее значимы, чем Евангелие, которые никто не может отменить — ни патриарх, ни Вселенский Собор, никто. Правила, конечно, имеют отношение к давним историческим реалиям. Но, по сути, любое ложное издевательское повествование о святом подпадает под одно из этих правил. Люди, которые положительно оценивают и распространяют материалы, кощунственно и ложно изображающие жизнь мучеников, святых подлежат отлучению от Церкви.

«ЗАВТРА». Авторы фильма настаивают: фильм рассказывает о жизни Николая II — цесаревича и императора, и ни разу — святого. Корректно ли подобное деление жизни Николая II с богословской точки зрения?

Всеволод ЧАПЛИН. С богословской точки зрения такое деление достаточно неумело. Да, царь Николай был причислен к лику святых не как государственный деятель, а как страстотерпец, однако разделять жизнь святого, даже если в этой жизни были ошибки и грехи, от его святости — это неправильно, потому что вся его жизнь является путём его вхождения в Царство Небесное, путем к святости. И отделить канонизацию от жизни человека нельзя.

«ЗАВТРА». Иначе говоря, мы имеем дело с очередным подлогом, шулерством «деятелей искусств».

Всеволод ЧАПЛИН. Это так. Но скажу больше: «Матильда» — это политический проект. Русофобская пропаганда. Прежде всего, этот фильм направлен против российской государственности. Он направлен против одного из глав нашего государства, к сожалению, преданного самым близким своим окружением, ставшего жертвой заговора. Фильм направлен на изображение нашего святого как человека, руководствовавшегося в своих поступках не верой, а непонятно чем, чуть ли не такой вот неуёмной сексуальной энергией. Точно также императрица Александра, тоже причисленная к лику святых, показана как человек, по сути, не православный, едва ли не колдунья. Иначе говоря, фильм направлен на принижение тех ценностей, на которых России нужно строить своё будущее, а также на праздное развлечение западной публики, которая пытается выставить Россию страной очень недалёких, примитивно мыслящих и примитивно живущих людей.

«ЗАВТРА». Кроме того, фильм символизирует еще одно ритуальное цареубийство.

Всеволод ЧАПЛИН. Абсолютно нетерпимое для нашей страны. В том случае, конечно, если в ней главным является всё-таки народ, а не узкая элитная тусовочка, которая, к сожалению, умеет взять за горло наших государственных деятелей, включая первое лицо, и благодаря этому чувствовать — по крайней мере до недавнего прошлого -— свою полную безнаказанность. Сейчас эта безнаказанность поколеблена, потому как был отстранён от власти господин Капков, который и распределял средства между деятелями «современного искусства», а иных ставил на руководящие должности — в частности, господина Серебренникова, — душил традиционные российские театры через выдавливание их из зданий центра Москвы на самые дальние окраины. При этом огромные деньги и огромные политические преференции получали такие господа как Серебренников.

«ЗАВТРА». Тандем Капков-Серебренников актуален вне всяких сомнений, но хотелось бы уточнить те ценности, на которых, как вы говорите, строится будущее и которые оскверняет г-н Учитель.

Всеволод ЧАПЛИН. Будущее России немыслимо без монархической идеи. В идеале — должно состояться восстановление монархии, по меньшей мере — должно быть твердое понимание того, что России нужна сильная персонифицированная центральная власть. Когда носитель этой власти подвергается публичному осмеянию, оскорблению, лжи — это всегда работа на разрушение России, это подрыв самой основы иерархического строя жизни страны. Фильм «Матильда» — это еще одна попытка лишить народ способности выстроить свою жизнь так, как ему на роду написано, осквернить ценности, связанные не с прошлым, а с будущим. Россия может твёрдо стоять на ногах тогда, когда у неё есть герои, когда у неё есть люди, за которыми хочется идти, когда есть вот это имперское, монархическое самосознание. Если всего этого нет, страна раскалывается, теряет, извините за такое уже не относящееся к этому ряду слово, — драйв. Теряет энергетику, теряет способность к подвигам, парализуется воля. Именно ради этого фильм и создавался, и все скандалы сегодня не вокруг фильма «Матильда», а вокруг будущего России. Попрание ценностей в чудовищном объёме и с чудовищной степенью беспардонности осуществлялось в 90-е годы, это делается и сейчас. И такую тенденцию нужно остановить. Вот эту всю волну духовного, символического разрушения России, волну символических цареубийств, символических ценностных геноцидов, нужно остановить. Власти надо решить, наконец, с кем она: с народом, с нашей историей или с очень маленькой, но назойливой и кислотной околокультурной тусовкой, которая хочет за государственный счёт, за деньги нашего народа, постоянно плевать ему в душу, гадить на храмы, памятники, славные исторические фигуры.

«ЗАВТРА». Еще один краеугольный камень — экспертиза фильма «Матильда». В настоящее время есть две экспертизы. Первая — по инициативе Натальи Поклонской — сделана экспертами-профессионалами, развернута, аргументирована, указаны имена, статус экспертов. Вторая — по инициативе ООО «Творческо-Производственное Объединение «Рок», возможно — адвоката Алексея Учителя, известного тем еще, что в должности замглавы Комитета по конституционному законодательству СФ предложил не впадать в «бородатое и дремучее гееборчество». Теряешься, что сказать, читая столь формальную отписку. Неизвестны ни имена экспертов, ни род их специализации. Указано лишь: выполнена в Центре экспертиз СПбГУ, директор Центра — З.В. Мыскова. Хотела бы предложить и вам познакомиться.

Всеволод ЧАПЛИН. Да… такие формальные вопросы-ответы: да-да, нет-да, нет-нет… Эксперты провели, что очевидно, какую-то работу, но суть работы в таком изложении неясна. «Не представляет… не нарушает.. не выявлены признаки, пропагандирующие порнографию… намеренная фальсификация не выявлена»… Определённая аргументация прослеживается. Хорошо. Если авторы фильма согласны с такой экспертизой, если эксперты отрицают тот факт, что фильм исторический или биографический, то какие проблемы? Что мешает им отказаться от имени Николая II, и назвать героя фильма… скажем, Дмитрий Ефимович Чубайс? Вот так назвать. Идейная конструкция отнесения фильма к неисторическому, небиографическому никак не пострадает. И еще не поздно это сделать, время до конца октября есть.

«ЗАВТРА». Вопроса не возникнет: метафора или аллюзия — летящая во время коронации с головы Николая II корона.

Всеволод ЧАПЛИН. Приходится повторить ещё раз: если вы придумываете некую свою версию истории, то не надо её связывать с именами, которые никакого отношения к вашей воображаемой истории не имели. Содержание фильма никак не пострадает, если он будет рассказывать о лав-стори Дмитрия Ефимовича Чубайса и Дуни Собчак.

«ЗАВТРА». Или… о сексуальных приключениях Лили Брик с верхушкой ЧК. Странно всё-таки, почему г-н Учитель и иже с ним с каким-то маниакальным упорством разжигают общественные конфликты, в кровь раздирают едва-едва затянувшиеся раны истории, почему прут напролом, лезут на территории, в русском самосознании табуированные?

Всеволод ЧАПЛИН. Не то что лезут, плюют просто. Конечно, в этой всей истории с «Матильдой» есть элемент русофобии, очень свойственный тому кругу деятелей искусств или псевдоискусств, в который входит господин Учитель. Эти люди могут быть самого разного этнического происхождения, в том числе вполне себе этническими русскими. Но русофобия и заточенность на то, чтобы порадовать западных русофобов, в этом кругу деятелей искусств, конечно, всегда присутствовала и присутствует сегодня.

«ЗАВТРА». Порадовать и сорвать куш.

Всеволод ЧАПЛИН. Получить бонусы — политические или финансовые, в том числе призы на разного рода фестивалях, где политическая составляющая процесса и политическая предвзятость, особенно по отношению к России, сегодня становится всё более заметной.

«ЗАВТРА». Почему же нет адекватного ответа?

Всеволод ЧАПЛИН. Слишком благодушествуем. В нашем православном характере есть одна не самая хорошая черта — мы не готовы воинствовать в духовном и волевом смысле, и в политическом смысле за наши ценности и святыни. Вот к такому воинствованию нужно привыкать, приучать себя делать всё, чтобы никакой новый кошмар октября 17-го года или августа 91-го был бы невозможен в стране.

«ЗАВТРА». Поразительно, но в случае с «Матильдой» — не фильмом, подчеркну, а — проектом, противостоит рискам, в сущности, один человек. Наталья Поклонская. Принимает ушаты оскорблений, насмешек, угроз, издевательств. Тогда как ответственность — на каждом из нас. На каждом, кому дорога Россия, её ценности, символы, падения и взлёты.

Всеволод ЧАПЛИН. Мы все ответственны за то, что создание фильма «Матильда» стало возможным, и ответственность с себя перекладывать не надо. Фильм — не дело только Мединского, только Учителя, только сетей кинотеатров, это — дело каждого из нас, и ответственность будет нести весь народ. Точно также, как он понёс ответственность, очень тяжёлую ответственность, за само цареубийство.

«ЗАВТРА». Где наше огненное Православие? — хотелось бы спросить. Где слово-набат иерархов Русской православной церкви?

Всеволод ЧАПЛИН. Вот оно-то и нужно. Тогда как у нас сегодня огненное Православие часто подменяется глянцевым, теплохладным, комфортным, политкорректным, а это — самоубийство Церкви и самоубийство России. Если мы будем бояться говорить людям о единственном пути к истинному Богу и спасению (есть только один путь, остальные ложные), если мы не будем говорить людям о грехе и о том, что только Господь Иисус от этого греха спасает, мы этим людей погубим. Если мы будем стараться понравиться вот этой псевдокультурной тусовке, мы убьём себя. Тот, кто дружит с ней, убивает Россию. Тот, кто подстраивается под её вкусы — убивает христианство. Именно поэтому на эти темы нужно прямо говорить. Именно поэтому нужно полностью исключить определяющее влияние этой тусовки на нашу культуру, а тем более на политику и на общественные дебаты.

«ЗАВТРА». Отец Всеволод, ваша репутация связана с эпатажными выступлениями.

Всеволод ЧАПЛИН. Ни одного эпатажного заявления никогда не сделал. Говорил то, что является настоящим христианством в духе Евангелия, в духе Писания и Предания. Бог наказывает, в том числе наказывает смертью. Бог говорит нам, что есть только одна истина, а всё остальное — ложь, даже если во лжи 99% формальной правды. Вот так сегодня нужно говорить. Когда мы превращаем Церковь в пиар-контору, в политическую партию или рекламное агентство, которые хотят любой ценой привлечь покупателей, избирателей или клиентов, мы убиваем христианство. Мы забываем одну очень важную вещь, которую в своё время сказал Господь Иисус Христос: «Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо»…

«ЗАВТРА». Вы не боитесь, что в очередной раз вызовете поток хулы и негодований?

Всеволод ЧАПЛИН. Я к этому привык и абсолютно этого не боюсь. Давно ничего не ищу и ничего не боюсь.

Источник: Завтра