Обращение митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора к пастве Смоленской епархии по поводу фильма Алексея Учителя «Матильда» (19.08.17)
http://smoleparh.ru/poslaniya/2017/08/obrashhenie-mitropolita-isidora-po-povodu-filma-alekseya-uchitelya-matilda/
Обращение митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора к пастве Смоленской епархии по поводу фильма Алексея Учителя «Матильда»
Всечестные отцы, матушки-игумении, монашествующие, дорогие братья и сестры!
В дни Успенского поста – время сугубой молитвы, хранения мира и целомудрия в сердцах наших, воздержания от раздоров и осуждения – мы вынужденно вовлечены в полемику вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда».
Дискуссии о фильме, выход на экраны которого намечен на октябрь, начались еще весной этого года, а в эти дни разгорелись с новой силой.
10 августа фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. И почему-то это событие, по мнению журналистов, настолько важно для россиян, что о нем сообщалась в самых разных средствах массовой информации, в том числе на федеральных новостных каналах. Ежегодно в России выходят в прокат десятки картин, но многие ли знают даты выдачи прокатных удостоверений?
Очевидно, что возникшая ситуация – это часть одного, очень тревожного явления нашей жизни, когда нас целенаправленно убеждают в существовании якобы раздоров, якобы жестких разногласий, якобы непримиримых позиций между определенными социальными группами, частью общественности, творческой интеллигенцией и Русской Православной Церковью. К примеру, вспомним о полемике вокруг передачи Иссакиевского собора, вокруг строительства новых храмов и иных инициатив Русской Православной Церкви, которые вызывают раздражение у определенной части общества. Мы должны понимать, что ни одна традиционная религиозная конфессия не будет оставаться в стороне, когда попираются её святыни, когда фальсифицируется история Отечества, когда деятели искусства, призванные взращивать души, забывают о нравственной ответственности, ссылаясь на право «художественного вымысла». Почему в этих ситуациях любой комментарий Священноначалия Русской Православной Церкви рассматривается буквально под лупой, отдельные слова вырываются из контекста и в итоге мы слышим в адрес Церкви обвинения в неуважении демократических свобод и гражданских прав?
Давайте задумаемся над тем, что эти события происходят в непростой для всех год столетия русских революций, в год, когда мы с особым вниманием должны вновь и вновь давать себе труд честного осмысления трагических событий, должны вместе, в единстве сохранить согласие и мир, которые защищали ценой своей жизни наши предки.
Возвращаясь к полемике вокруг фильма Алексея Учителя, порассуждаем о том, как мы должны относиться к этому фильму, которого даже не видели.
Да, не видели, но всё ли мы должны изучать на собственном опыте? Господь в Своих поучениях через Святое Евангелие призывает верных избегать греха. Святые отцы рекомендуют нам в дни принятия важных решений, в моменты трудностей и сомнений опираться на мнение опытных духовных наставников, доверять этому мнению, быть уверенными в том, что их мнение есть забота о нас, о сохранении и возрастании наших душ, о предупреждении искушений, сомнений, мыслей и чувств, отравляющих душу.
И в этом сложном вопросе мы должны опираться, прежде всего, на мнение Священноначалия Церкви. Это мнение тех, кому мы доверяем, кто, высказывая свое отношение, заботится, прежде всего, о сохранении у нас христианского отношения к происходящему, о сохранении целомудрия и чистоты наших сердец. Обращаю ваше внимание на интервью главы Патриаршего совета по культуре епископа Егорьевского Тихона и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. Их суждения без труда можно найти в сети Интернет.
Формируя свое отношение к фильму, будем помнить следующее.
Господь несет Свое Слово и Свою благодать через Свою Святую Церковь, святых угодников Божиих, которые молятся о нас. В сонм таких угодников Божиих Русская Православная Церковь возвела царскую семью, которая должна восприниматься нами уже не через биографию, но через житие: через исповедничество, страдание и смерть.
Святые царственные страстотерпцы во главе с помазанником Божиим царем Николаем II совершили свой христианский подвиг подобно мученикам Борису и Глебу, подобно князьям русским, уходящим ради Отечества своего в Орду, чтобы через смерть свою спасти Родину. Со смирением они приняли терновый венец, возложенный на них безбожной властью, безропотно согласились стать жертвой этой власти.
И всегда празднуя память святых царственных страстотерпцев, мы возносим молитвы об их ходатайстве за нас перед Господом нашим Иисусом Христом.
Честно ответим себе, вправе ли мы смотреть на фантазии, неправдоподобные образы, переживания, касающиеся личной жизни святых царственных страстотерпцев? Можем ли мы осмеливаться вступать в рассуждения о жизни святых, основываясь не на их подвиге, и даже не на исторических, документально подтвержденных фактах биографии, а на таких вымыслах? Достойны ли мы будем подвига наших святых предшественников, завещавших нам хранить Святую Русь с ее многовековыми религиозными и культурными традициями, сможем ли называть себя продолжателями славной истории нашей великой страны? Выполним ли мы свой отеческий долг, если допустим, чтобы эти вымыслы стали доступны нашему подрастающему поколению?
Вот о чем мы должны помнить, когда будем делать свой личный свободный выбор: смотреть или нет этот фильм.
Взирая на шумную, намеренно разжигаемую дискуссию вокруг фильма «Матильда», призываю вас помнить, что главный ответ христиан на возникающие угрозы – это подражание Христу в любви, великодушии и терпении ко всякому, творящему неправду. Именно так и первые христиане, и новомученики Церкви Русской одержали победу перед гонителями христианства.
Пусть Господь наш Иисус Христос молитвами святых угодников Божиих, святых царственных страстоперпцев дарует мир, единство нашему народу и не допустит раздоров между нами.
Благословение Господне да пребывает со всеми вами!
ИСИДОР, митрополит Смоленский и Дорогобужский