Диакон Артемий Сильвестров: «Только христианство может представить объективные аргументы своей истинности» (18.06.17)
Убедившись в том, что именно религиозный путь является объективным и основательным с точки зрения мировоззренческого выбора мы, однако не решили всех вопросов, т. к. религия в этом мире не одна, их много. Традиционно говорят о четырех мировых религиях, это: христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Все же прочие являются либо наследием каких-то языческих верований (т. е. естественных религий) либо продуктом синтеза всех вышеназванных религиозных течений. Какая же религия истинна?
Пожалуй, стоит сразу и вполне категорично обозначить нашу позицию — только христианство может предоставить целый ряд объективных аргументов свидетельствующих о нем, как об истинной религии. В данном случае под объективными аргументами понимаются утверждения, не сводимые исключительно к личным переживаниям и индивидуальной уверенности последователей той или иной веры, но напротив, имеющие своим содержанием беспристрастные исторические факты. Об одном из них мы только что говорили. Это факт беспрецедентного мученичества.
Напомним, что такого свидетельства не имеет ни одна религия мира. Переживание Бога, как величайшего блага, в сравнении с которым все земное (включая смерть), оказывается ничтожным, свидетельствует ни о чем ином, как о присутствии Истинного Бога в жизни этих людей. Только Истинный (и доступный для общения) Бог способен дать такие силы и мужество миллионам христиан претерпеть все те бесчеловечные муки, которые являются ярким фактом общечеловеческой истории. Вождь и Начальник (см. Евр. 2:10; 12, 2) христианской веры Господь наш Иисус Христос был жестоко убит – распят на Кресте, все Его ближайшие ученики (кроме святого апостола Иоанна Богослова) повторили Его участь. В последующие три века само положение и существование христиан было вне закона (христианство в Римской Империи — religio illicita – недозволенная религия, т. е. противозаконная). Квинтэссенцию этих беспрецедентных многолетних гонений можно выразить в лозунге «христиан ко львам».
Согласно с вполне объективными социологическими представлениями о существовании тех или иных организаций в нашем мире позволительно утверждать, что изначально небольшая христианская община (состоящая преимущественно из незнатных людей) под давлением беспрецедентного государственного террора должна была быть уничтожена в течение нескольких лет. Т. е. одно поколение (поколение апостолов) согласно логике нашей естественной жизни должно было венчать (т. е. закончить) историю христианства. Однако в реальной исторической ретроспективе мы видим диаметрально противоположное: триста лет кровавых гонений на христианскую веру знаменовалось небывалым распространением христианства и, в конечном итоге, – признанием оного дозволенной религией в Римской Империи, а чуть позже и государственной. Христианство победило языческую Империю!
Истории других религий не знают ничего подобного! Одни насаждали свою веру «огнем и мечом», другие вполне мирным, но длительным прозелитизмом (в плане географическом весьма ограниченным). И только вера Христова, находясь под тягчайшим прессом государственного террора вопреки всем законом жизни человеческого общества, прошла путь от небольшой общины в глухой провинции Римской Империи до статуса самой многочисленной культурообразующей религии государства. Кстати, XX век, когда в России к власти пришли атеисты показал столь же беспрецедентный случай мученичества миллионов христиан за свою веру и в конечном итоге небывалое Торжество возрождения Русской Церкви из-под гнета семидесятилетнего воинствующего безбожия.
Вероучительные аргументы. Христианство предлагает такое уникальное учение о Боге-Троице, такое учение о Второй Ипостаси Бога – Богочеловеке Иисусе Христе, такое учение о самом человеке и о его спасении, которого во всю дохристианскую эпоху существования человечества ни в одной религии и ни в одной религиозно-философской системе не было. Казалось бы – новая религия – новое учение, что здесь удивительного? Удивляет, прежде всего, тот факт, что родоначальник этого учения Господь Иисус Христос в социологическом отношении не имел никакого (профессионального «философского» или «богословского» – говоря нашим языком) образования. Его ученики – апостолы были обычными рыбаками, «людьми некнижными и простыми» (см. Деян. 4: 13). И нам предлагается поверить, что обычные плотники и рыбаки в рамках их естественного богоискательства способны предложить столь беспрецедентное понимание Бога-Троицы (как Единого по Существу, но Троичного в Лицах) и такое удивительное учение о Боговоплощении (когда две природы Божественная и человеческая соединены во Иисусе Христе неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно)? Здесь мы вправе ответствовать легендарной фразой К. С. Станиславского «Не верю!».
Христианские догматы никак логически не следуют из иудейских или языческих философских и религиозных представлений и не повторяют их: ни догмат о Боге-Троице, ни догмат о Боговоплощении, ни догмат о спасении через Крест и страдания, ни догмат о соединении во Христе двух природ Божественной и человеческой, ни догмат о Воскресении. Можно сказать, что христианское вероучение является воистину уникальным и беспрецедентным в истории всей истории религиозной и религиозно-философской мысли.
Показательна была реакция современников (философов и богословов той эпохи) на христианское учение – когда Апостол Павел в Ареопаге заговорил о воскресении из мертвых, ему прямо сказали: «послушаем тебя в другое время» (Деян. 17, 32). Много позже непримиримый критик христианской веры Ф. Энгельс в процессе своих исследований вынуждено признавал, что христианство в своем вероучении встало в резкое противоречие со всеми существующими до него философскими и религиозными концепциями.
Стоит упомянуть также этический аргумент. Люди, очень далекие от христианства часто сознаются в том, что более совершенного образа в истории, нежели образ Евангельского Иисуса они не встречали нигде. Это совершенный образ совершенного Человека. Таков христианский Идеал, т. е. Тот на Кого христиане ориентируются всегда и везде. Христианская религия удивляет тем, что против учения таковой ничего нельзя сказать дурного по-существу (здесь речь идет о подлинно христианском вероучении, а не о пародиях и карикатурах на него). Как оно уже осуществляло себя в конкретных людях – тут мы видим разное: в исполнителях – до потрясающих вершин святости и любви, в отпавших – до иуд и им подобных. Сама же христианская вера действительно удивляет своим нравственным величием каждого, кто бесстрастно начинает знакомиться с ней, а кто живет по вере – удивляется духовному преображению уже своей личности.
Откуда же возникло это христианство? Неужели такое уникальное и потрясающее учение, которым изумлялись все философы мира, есть не что иное, как плод естественных религиозно-философских поисков полуграмотных плотников и рыбаков? Каким образом в течение трехсот лет вся репрессивная, философская и пропагандистская мощь Римской Империи не могла положить конец небольшой общине христиан, но, напротив – с величайшим почтением приняла эту общину и фактически подчинилась ей (точнее сказать – вошла в нее)? Все эти вопросы рискуют остаться без каких-либо вразумительных ответов, если мы не признаем, что христианская вера является сверхъестественной религией, а Христос – Истинный Бог наш! Ни одна другая религия не имеет столь значимых объективных аргументов, подтверждающих ее истинность.
Православие и другие христианские конфессии. Этот выбор (с той или иной остротой) неминуемо становится перед человеком, который ищет истинную веру. Современное светское сознание очень часто ошибочно представляет, что Православие, римо-католицизм и протестантизм являются (в известной степени) равнозначными разновидностями христианства, а факт их институциональной суверенности объясняется какими-то культурными, национальными или политическими аспектами. На самом же деле детальное изучение всех особенностей этих трех христианских конфессий позволяет утверждать, что таковые являются буквально разными религиями по очень многим аспектам. Для человека мыслящего исторически знакомство с западным христианством вполне засвидетельствует то глубочайшее отступление последнего от исторического христианства – от Православия, которое имело место быть в первые века. Для человека мыслящего предметно знакомство с инославными конфессиями явит такую редукцию христианства, такое приспособление «христианства» к нашему ветхому, т. е. плотскому человеку (к воле кожаных риз), при котором евангельские заповеди нисколько не мешают такому христианину жить и наслаждаться вполне греховной жизнью, а, соответственно, нравственно деградировать.
Такое редуцированное «христианство» носит по-сути бездуховный, т. е. мирской, языческий характер. Даже в сфере повседневной бытовой жизни христианские нравственные принципы по-существу игнорируются, и христианство превращается в исключительно внешний чисто эстетический придаток жизни. Собственно говоря, та катастрофическая моральная и духовная деградация, являющаяся безусловным фактором жизни современного Западного общества, имеет своей глубинной причиной именно деградацию западных ветвей христианства (как следствие отпадения от Православных принципов жизни), искажение или вообще исключение духовного импульса и содержания из самой веры, когда религиозность исключается даже из бытовой сферы жизни людей и становится неким эстетическим придатком.
Чем же характеризуется Православие в отличие от этих направлений христианства? В Православии еще сохраняется правильное понимание того – что совершил Христос, что должны сделать мы, чтобы воспользоваться тем, что сделано Им для нас. Первое и основное, на чем стоит Православие – это Священное Предание Церкви. Истинное Богопознание и правильная христианская жизнь осуществлена теми, кого мы называем святыми. Святоотеческий голос (творения святых отцов) и тот путь жизни, который они нам оставили, составляет самое ядро и суть того, что еще сохраняет Православие православным. Только опыт святых подводит нас к тому, чтобы мы увидели себя такими, какими являемся на самом деле – гордыми, похотливыми, расслабленными, т. е. глубоко больными и погибающими. Именно это видение способно побудить нас к искреннему покаянию, к обращению к Богу, как к Спасителю с молитвою «Спаси меня!». Ибо христианин – это тот, кто видит себя нравственно и духовно погибающим и, осознавая всю катастрофичность своего положения, ищет Спасителя и от всего сердца взывает к Иисусу Христу: «Помилуй меня, грешного!», а не довольный и кичащийся своей внешней «правильностью» и исполнением неких внешних предписаний (заповедей) человек. Здоровому и безмятежному «верующему» Врач и Спасатель не нужен. Только погибающий нуждается в Спасителе, только смертельно больной зовет Великого Врача! В этом суть христианства. Здесь открывается человеку великая область духовной жизни и тех духовных благ, которые именуются простым, величественным и теплым словом – Православие.