Александр Нотин: «Судороги предвыборного ожидания» (15.08.16)
Если попытаться кратко определить текущее состояние общественно-политической жизни в России, то лучше всего подойдёт слово «скука».
После горячечных девяностых, когда опьяненная веселящими газами свободомыслия страна ночи напролет проводила у телевизора, наслаждаясь разноголосицей политических крикунов, каждые новые выборы становились всё более «организованными», уравновешенными и предсказуемыми. Нынешние в этом смысле – рекордны. Такого серого однообразия, когда все партии говорят как бы о разном, но по сути об одном и том же, и каждая сама себя цензурирует, оглядываясь на всевидящее око Кремля, — такого еще не было.
С другой стороны, нетрудно заметить, как старательно все 16 участников гонки обходят вопрос о том, какую, собственно, общественную модель они собираются строить с помощью своих законодателей. Здесь кремлевское табу ощущается буквально кожей. Идеология – ни-ни. Болтайте о чем угодно: о казнокрадстве, ЖКХ, о разногласиях во власти, об Украине, об Олимпиаде, о подлом Западе… Но только не о том, что запрещено 13 статьей Конституции… Сиречь – не об идее развития. А это скверно, потому что назвать успешным нынешний курс России – а это всё равно курс, даже, если нам говорят о его отсутствии, — не дерзнет ни правящая партия, ни ее оппоненты.
Сметливый избиратель без малейшего труда сообразит, что в этом пункте «предвыборного побоища» что-то неладно, какое-то тут лукавство, если не надувательство. Как бы власть ни напрягало голосовые связки, распевая мантры о неуязвимости перед лицом санкций, об успехах в хозяйственном строительстве и на внешних фронтах, мы-то, рядовое постсоветское население, не утратившее пока еще, слава Богу, способность понимать между строк, прекрасно отдаем себе отчет, что страна сползает вниз. С коррупцией и вообще всякого рода продажностью никто всерьез не борется. Внутренний голос подсказывает, что при нынешней системе олигархического всевластия и кланово-командного управления экономикой этого зверя не усмирить и в клетку не посадить. Отдельные посадки губернаторов, увы, это не про зверя и не про клетку! Пока сажают одного, гнилостная плесень коррупции поражает десятерых. И вообще, такие вещи, как коррупция, равнодушие, некомпетентность, космополитизм, это болезни духовного плана. И лечить их можно только соответствующими средствами. Ни спецслужбы, ни строгие законы, ни даже казни здесь не помогут, что блестяще подтверждает пример Китая.
Второй аспект скучности выборов связан с явкой избирателей. Интересно, в чью мудрую голову нагрянула идея объявить выборы в самый что ни на есть бархатный сезон, когда люди подводят итоги дачно-огородного года и меньше всего озабочены личностями будущих думцев? Или это такая хитрость – дескать, пипл схавает, проглотит и переварит пустые, ни к чему не обязывающие, хотя и звонкие программы набивших оскомину партий, добредет до урн (хватит и каждого десятого) и послушно-покорно сформирует очередной, который по счету, безликий парламент, чуткий ко всякому звуку, доносящемуся из-за кремлевской стены.
Остается только один вопрос – о чем думает, чем дышит и в какую сторону смотрит молчаливо-безразличное меньшинство, которое давно уже предпочитает собственный урожай любым политическим самобранкам. Вопрос этот непраздный. Больше того, он вполне грозен. Сердитый вопрос.
Русское сердце невозможно долго держать в состоянии бесхребетности и потребительского самодовольства. Ему потребна высота, полет, запредельные жертвенные подвиги. Как воздух, нужна ему та самая идея развития, которую старательно обходит нынешняя политическая знать, оберегая свою кормушку и угождая западным партнерам. А многие вообще шарахаются от собственной тени.
В конечном счете, не имеет значения, какая из перечисленных причин придает наступающим выборам столь пресный привкус. Громадное молчаливое большинство вовсе не так безвольно, как кажется. Оно молчит, но молча сосредотачивается. Разрыв между верхами, увлеченными собственными играми, и низами, вынужденными расхлебывать их последствия, неумолимо нарастает. Опасная пропасть, если принять во внимание ту «неиссякаемую заботу», которую проявляет Запад к России, разжигая по ее границам вооруженные конфликты, объявляя санкции, молниеносно подпитывая деньгами и идеями любую мало-мальски активную группировку, готовую стать пушечным мясом в очередной цветной революции. Не об этом ли впору подумать ушлым политтехнологам Кремля, если таковые еще найдутся?
Источник: Переправа