Григорий Шугаев: «Тот ли человек сидит на скамье подсудимых?» (08.07.16)

В Тверском суде Москвы начался процесс против Людмилы Есипенко, обвиняемой в порче богохульных линогравюр Вадима Сидура, выставленных в Манеже

7 июня Тверской суд города Москвы начал слушание дела Людмилы Есипенко по существу. Напомним, летом 2015 года в Манеже проходила выставка «Скульптуры, которых мы не видим». 14 августа лидер движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов, известный как Энтео, со своими единоверцами, среди которых была Людмила Есипенко, посетили экспозицию. Представленные работы православные зрители расценили как «богохульные». Энтео разбил тарелку, на которой находилось кощунственное изображение главы величайшего святого Иоанна Крестителя. Людмила Есипенко сбросила на пол линогравюры Вадима Сидура: возмутила глумливая фиксация автора на половых органах Спасителя.

«Я не понимаю, в чем меня обвиняют, — говорит в своей речи на судебном заседании Людмила Есипенко, реализуя свое процессуальное право выразить отношение к обвинению. — То, что я делала на выставке, — это было всего лишь пресечением длящегося преступления, которое происходило на моих глазах. Я не прошла мимо, а как сознательный гражданин и христианин попыталась воспрепятствовать преступной деятельности, оскорбившей мои чувства как верующей православной христианки. Я защитила святыню от поругания. Это самое правильное, что я до сих пор сделала в моей жизни. Тогда в Манеже я ощутила оскорбление самого дорогого для меня и до сих пор не представляю, как могла бы поступить иначе. Во время трехнедельной экспертизы в больнице имени Алексеева врачи много раз просили вспомнить увиденные мною кощунства на Господа Иисуса Христа, на Пресвятую Богородицу, Иоанна Крестителя. Спустя месяцы эти воспоминания каждый раз заставляли меня рыдать снова и снова».

«Я готова к любому отношению к моему поступку, — обращает особое внимание суда Людмила Есипенко, описывая мотивы своего деяния. — Но я не понимаю и не принимаю того, как можно спокойно пройти мимо недопустимого и непереносимого. Можно ли сделать вид, что ничего не происходит, если рядом с вами убивают ребенка, насилуют женщину или издеваются над беспомощным? Надругательство над тем, что свято, что освящало жизнь поколений людей веками, — это хуже. Безразличие к кощунству — знак солидарности с издевательством над изображением Христа».

Против Энтео было возбуждено только административное дело. А вот Людмила Есипенко попала как под уголовное преследование, так и под гражданский иск. Прокуратурой было выявлено нарушение по ст. 243 УК РФ, которая карает за «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Кроме того, мэрия Москвы направила Людмиле Есипенко иск об уплате 1 млн 169 тыс. 802 рублей 82 копеек за реставрацию кощунственных линогравюр. И если приговору по уголовному делу Есипенко готова подчиниться, то заранее отказывается оплачивать иск, если он будет признан судом.

Уникальность ситуации состоит в том, что обвиняемой придется выбирать: смириться с возможным удовлетворением гражданского иска и заплатить за реставрацию богохульных работ либо отказаться это делать, поскольку в таком случае она совершит грех хулы на Бога и сделает то, против чего сознательно действовала. В своей речи на суде 7 июня Людмила Есипенко отметила: «Для христианки тяжкий грех оплачивать реставрацию богохульства даже одной символической копейкой. Даже если бы богохульные изображения были повреждены, оплачивать восстановление кощунственных изображений в их первозданном виде для меня бы значило перестать быть христианкой. Я никогда не сделаю этого. Если суд хотя бы частично удовлетворит гражданский иск правительства Москвы, у меня не будет иного выбора, кроме как оказать гражданское неповиновение. Так мне повелевают поступить Основы социальной доктрины Русской православной церкви».

Напомним, в главе IV «Основ социальной концепции Русской православной церкви» ясно и однозначно написано: «Неповиновение светским законам и формально законным решениям судов обязательно для православных христиан в соответствии с Основами социальной концепции Церкви для всех случаев, когда послушание угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога».

Источник: Русская Планета