Диакон Артемий Сильвестров: «Почему интимная жизнь до брака — это грех»
Для любого человека проблемы, связанные с его плотью, в том числе и его плотскими желаниями (а если выражаться языком православной аскетики – плотскими похотениями), всегда были вопросами чрезвычайной важности. Особенно это актуально в наши дни, когда молодые люди, приходящие в Церковь, становятся перед фактом 7-й заповеди, которая запрещает т. н. «свободные отношения» и сексуальную связь до вступления в брак.
Последнее в современном мире, увы, является нормой и, в определенной степени, даже некоторым «достоинством» молодых людей, предметом хвастовства и залогом некоей успешности и уважения. В связи с этим, перед нами, православными апологетами стоит очень серьезная задача со всей очевидностью раскрыть этот вопрос и показать, что грех против 7-й заповеди – есть именно грех, т. е. рана, наносимая человеку самому себе и терзающая его.
К сожалению, по сей день «православные психологи» (среди которых преобладают женщины пожилого возраста, как правило, не имеющие никаких богословских знаний) в менторской тональности настаивают, мол, «нельзя», «грязь», «Бог не велит», при этом не стараясь даже для себя как-то разъяснить этот вопрос. Казалось бы – да что тут разъяснять – в Библии написано «Не прелюбодействуй» — все, ясно. Какие могут быть вопросы? Сказано – исполняй. Однако, с такой псевдопедагогической позицией мы согласиться не можем. Очень важное условие именно православной духовности (в отличие от марксистско-ленинской теорий) – она немыслима без дара рассуждения. Принятие именно православной веры по-настоящему невозможно без глубокого понимания (которое может быть обращено и в проекцию, т. е. желания понять) всех истин православного вероучения. Если же какой-то аспект православного вероучения человеку неясен (при этом данная неясность рождает некоторое смущение), то со стороны православных миссионеров этот аспект требует детальнейшего разбора и разъяснения! Повторюсь — качественное (а не формальное) принятие Православной веры возможно только при глубоком и серьезном отношении со стороны принимающего. Такое принятие христианства и качественное воспитание в основах христианской веры дает залог того, что молодой человек или девушка после окончания православной гимназии, достигнув возраста 16-лет, не уйдут «на страну далече» из которой вернутся или нет – неизвестно.
Первое что нужно отметить, «тело» и «плоть» с точки зрения православной антропологии – не одно и то же (хотя в Священном Писании оба эти термина не всегда, но периодически употребляются, как синонимы, что всякий раз требует обращения к оригинальному языку написания Священных книг). Под «телом» понимается физическая материальная оболочка человека, т. е. собственно тело. А плоть – это некая грань или часть тела и одновременно это сфера души (не путать с духом) или сердца, в смысле источника всех вожделений, эмоций, чувств, настроений, устремлений! Можно сказать, что плоть – это пограничная зона между телом и душой. Отсюда и термин – «плотские грехи».
При этом нужно подчеркнуть, что человек, принимающий православное вероисповедание, должен принимать и понимать тот факт, что одним из последствий греха Адама и Евы стала поврежденная, искаженная природа всех их потомков, т. е. всех людей. Это повреждение, в частности, являет себя в том, что составляющие человеческой природы (согласно традиционно христианским представлениям) дух, душа и тело имеют как бы «автономную» волю и «автономное» действие. Они не существуют в гармонии, они не действуют согласованно. Но, одновременно с этим, сии три реалии тесно связаны друг с другом, они неотделимы друг от друга и даже, более того – имеют смежные области действий и взаимно влияют друг на друга.
Каждый из нас внимательно наблюдая за собой, может отметить, что все внешние впечатления – все, чего прикасаются наши руки или наш взгляд тем или иным образом отражаются в нашем сознании (уме, памяти, подсознании, хотя последнее не столь очевидно). И, наоборот – любое движение моей души (мысль или воспоминание) может почти на автоматическом уровне давать команду телу проявлять себя соответствующим образом. Как пример – когда человек вспоминает некоторый неприятный случай из его жизни, сопряженный с конфликтом, то его «кровь вскипает», дыхание учащается, мышцы напрягаются, человек готов отражать нападение. Вот эта раздробленность составляющих человеческой природы с одной стороны и их глубокая взаимосвязь с другой – есть непреложный факт нашей жизни нами наблюдаемый! Все это я говорю к тому, чтобы высветить один очень важный тезис – невозможно телесно соединяясь с грязью (в нравственном смысле) сохранять душу в чистоте. И наоборот – грязные мысли в душе выражаются и в телесной сфере человека – в том числе и в образе его действий.
Но есть нечто третье, что стоит над душой и телом. В христианской традиции это третье именуется духом (т. е. высшей сферой ума – «разум» «рассуждение»). Онтологически это третье (разум, рассуждение) призвано к контролю над человеком (и составными частями его природы – души и тела), подавая команду воле к прекращению некоторых действий или, наоборот – к осуществлению таковых. Однако, не стоит забывать, что дух (разум, рассуждение) – это тоже часть человека, такая же, как тело и душа, т. е. имеющая такую же степень поврежденности. Более того, будучи самой сложной сферой человеческого естества дух (разум, рассуждение) требует и особого воспитания и особого содержания. Это содержание именуется духовностью, и именно оно определяет понимание конечной цели жизни конкретного человека. Наличие этого содержания (духовного и рассудительного чувства) обусловливает мощный нравственный «стержень», наличествующий в человеке, однако отсутствие духовного содержания делает дух (разум) беспомощным, инфантильным и неспособным осуществлять те контрольные функции, которые на него возложены. Более того, орудием тех или иных человеческих действий (включая и факторы внутренних перемен) является воля. И это орудие (воля) может быть пораженным.
Теперь поговорим о грязи. Существует глубоко еретическая, даже нехристианская мысль о том, что сами по себе супружеские отношения (в смысле сексуальные отношения) есть нечто недолжное, грязное и греховное. Это не так. В Священном Писании мы читаем: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. I: 28). Абсолютно несостоятельны измышления некоторых ригористов, что сам «процесс размножения» у первозданных людей происходил неким духовным образом! Ни в Священном Писании, ни в сочинения отцов мы не находим никаких оснований так считать. Нужно признать, что в физическом смысле та самая сфера сексуальных отношений (выражаясь современным медицинским языком) имела место у мужа и жены до грехопадения.
Что это значит? Все что создал Бог – «добро зело» (весьма хорошо), Бог не создавал зла в мире, Бог не создавал зла в человеке! В первозданном Адаме – все добро зело. В онтологическом смысле зло не имеет начала в мире, зло есть нечто вторичное по отношению к Божьему творению, и нечто, несоответствующее первозданному совершенству. Зло (или грех) – это болезнь, это отклонение от первозданной чистоты, это извращение Божественной любви! В этом отношении все то, с чем создан человек (совокупность всех функций и качеств) – благо есть. Это касается и разума и чувственно-эмоциональной сферы. Это касается областей познавательной, эстетической и творческой! Это касается духовного и религиозного начала в человеке. Это же касается и сексуальной сферы человека (вижу уместным и целесообразным использование этого медицинского термина).
51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушаетсябраком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина. Это очень важное свидетельство Церкви и абсурдно предполагать, что под «браком» здесь имеется в виду какой-то «духовный союз»! Нет, под браком здесь понимаются все аспекты супружеской жизни, в том числе и те, которые могут привести к деторождению. Монашеский путь – это путь особый, путь сверхъестественный, это тот самый подвиг воздержания, а не гнушение браком! Брачный союз установлен Богом, монашество – человеческое установление, как некое благочестивое дерзновение быть выше, чем просто «человек»!
Из всего вышенаписанного мы видим, что не какая-то данность человека греховна, а греховным является неверное ее употребление (злоупотребление). Святые отцы (прп. Максим Исповедник в частности) говорят о «святом гневе» и о «святой ненависти», как об орудиях, которыми человек должен отражать греховные помыслы и бесовские наваждения. Оказывается, гнев и ненависть – богозданные качества человека, другое дело что человек использует их не по назначению – вместо того чтобы обрушивать гнев на свои грехи он ненавидит своих ближних. Именно это называется грехом! В виду этого грязью является не сама сфера сексуальной жизни человека (в законном супружестве осуществляемая), но неправильное, искаженное, извращенное использование этой сферы – злоупотребление! Но, в этом отношении грязь половой жизни не в большей степени омерзительная, чем грязь духовная или религиозная!
Но вернемся к нашему главному вопросу – почему христианство настаивает на абсолютной моногамии как на эталоне отношений мужчины и женщины? Для молодого человека, воспитанного безрелигиозной либеральной эпохой, сложно понять – какой уж такой грех увидели христиане (и «их Бог», соответственно) в сексуальных отношениях, которые, может, совсем не подразумевают брачного союза до конца дней своих? Ведь этим не совершается (как видится молодому человеку) какого-то явного злодеяния — это не убийство (намеренное лишение жизни), не воровство (намеренное лишение имущества), не оскорбление! Те негативные последствия от «случайных связей», о которых постоянно кричат доброхоты от секспросвета, вполне преодолимы теми средствами, которые эти доброхоты активно навязывают! Так в чем же тогда грех?
Дело в том, что в понимании христианства грехом является не только тот явный ущерб, который мы нанесли своими действиями окружающим, но (и даже в первую очередь!) тот урон нашей душе, который последовал в результате совершения какого-то поступка или даже допущения какой-то мысли. Выше мы говорили о наличии в человеческом естестве трех составляющих: духа, души и тела – их волевой автономности и их обоюдной зависимости друг от друга. Никто из разумных не будет отрицать тот тезис, что настоящим человеком может быть назван только тот, кто способен контролировать свои желания, эмоции и вожделения. Если же человек не способен осуществлять этот контроль, и безропотно ведом чувственными, вожделительными сферами, то сущность такого человек ближе к животному состоянию! Животным быть никто не хочет, отсюда мы делаем вывод, что принцип осуществления контроля разума над эмоциональной сферой – есть очень важный и непреложный принцип. Условия (насколько это возможно) гармоничного сосуществования духа-души и тела называется целомудрием (целость мудрости). Все то, что способно разрушить его должно отторгаться!
Любой грех разрушает человека. Но сфера полового влечения – есть очень мощная чувственная сила. Это функция именно плоти (как совокупности вожделительных качеств души и тела). Такая вожделительная сила присутствует, возможно, и с той целью, чтобы люди продолжали исполнять первую заповедь Божию («плодитесь и размножайтесь»), в то время как, в результате грехопадения, рождение ребенка на свет сопряжено с величайшими муками женщины. Но очевидно самое важное – сфера полового влечения (и связанные с ней желания, эмоции и вожделения) в меньшей степени поддается контролю и обузданию со стороны разума и духа! Выйдя из-под контроля, данная сфера может превратиться в бешеную страсть, которая лишает человека способности думать и оценивать ситуацию даже на текущий момент! Искажение сексуальной сферы человека приобрело особо разрушительный характер. Всякий человек, который внимательно наблюдал за собой – знает эту подводную мину в самом себе! Даже в плане чисто практичном (житейском) мы видим, как умнейшие (в светском отношении) люди, увлекаемые страстью любодеяния, совершали безумнейшие поступки, приводящие, в конечном итоге, к катастрофе.
Задача человека – сохранить целомудрие (т. е. гармоничное соотношение духа-души и тела). Сфера полового влечения может очень легко и быстро разрушить эту драгоценность! И Богом благословенный моногамный брак минимизирует этот риск, хотя и не исключает его. Поэтому церковная дисциплина (чередование постов) предполагает дни и периоды, когда супруги по обоюдному согласию воздерживаются от супружеского ложа, чтобы воспитать в себе это чувство, чтобы хороший пес (в смысле инстинкт) знал свое место! Богом благословенный брак позволяет сохранить целомудрие, не волочиться на поводу желаний, эмоций и вожделений. В нравственном же плане брак, который, ко всему прочему, своим следствием имеет и рождение детей, научает жертвенности и терпению, которые сами по себе отсутствуют, если человек ведет разнузданную половую жизнь!
Нужно обозначить еще один очень важный момент. Мы говорили о том, что дух, душа и тело, будучи автономными, однако же, сопряжены и обоюдно влияют друг на друга! Дело в том, что соединение происходит не только между частями человеческого естества, но и между людьми! Любое физическое соприкосновение с человеком не остается только физическим, оно определенным образом отображается в душе, а иногда и в духе. Даже столкнувшись с человеком взглядом, мы соединяемся с ним душевно, рукопожатие рождает определенное душевное соединение. Интимные отношения в этом смысле есть самое теснейшее соединение между двумя взрослыми людьми в плане физическом, которое, соответственно, рождают беспрецедентную онтологическую близость и в плане душевном и даже – в плане духовном.
А теперь представим, что это теснейшее телесно-духовное соединение произошло по причине сентиментальной подростковой влюбленности или в результате какой-то сомнительной интрижки и люди, участвующие в этом «соединении», совсем не ставят в качестве цели вечный союз мужа и жены. В таком случае – разрыв неизбежен. Но разрыв – это не сказать «Пока», расставание подразумевает именно разрыв этой теснейшей душевной связи, что, несомненно, наносит колоссальную рану душе человека! Здесь я говорю даже не об эмоциональных переживаниях («Он меня бросил») – происходит разрыв онтологического единства. Из опыта материального мира мы знаем, что если с некоей материей (допустим с платком) обойтись очень грубо (сильно дернуть) – она порвется и восстановить былую целостность будет не так просто. Если ее рвать постоянно – то зашить будет уже невозможно и материя потеряет свое первоначальную функциональность (и использовать платок можно будет только в качестве половой тряпки). Именно это и происходит с людьми, вступающими в интимные отношения вне Богом установленного брака.
Блуд потому и называется тяжким грехом, что человек, совершающий данный поступок тратит Богом дарованный талант любви, нежности, заботы, иных природных свойств, т. е. совокупности всех тех духовно-душевных качеств, которые неразрывно связаны с телесными действиями человека не по назначению! Когда человек ведет блудный образ жизни (т. е. регулярно вступает в интимные связи), то он приобретает соответствующий «греховный навык» – опыт доминирования своих эмоций, чувств и вожделений над духовным и умным началом. Последнее погружается в такой глубокий сон, что разбудить его стоит больших трудов. Если человек постоянно «рвет» свою душу непрерывными соединениями/разрывами, то его живая душа атрофируется и становится невосприимчива к чему-то живому — она бесчувственна, груба, она не знает любви! И, наконец, блудящий человек приобретает опыт отношения к лицам противоположенного пола исключительно потребительский.
В молодежной среде принято хвастаться своими блудными «победами» и «опытом» в этой сфере. Однако из приведенного выше материала со всей очевидностью мы видим, что блудник – это калека, инвалид. Это человек, по-настоящему не способный создать полноценную семью. Во-первых, он развращен, т. е. вожделения (помноженные на «богатый опыт») влачат за собой разум и волю, во-вторых, он не способен по-настоящему любить и ценить свою вторую половину и радоваться ей: все сожжено. В-третьих, этот человек не умеет терпеть и жертвовать – он привык только пользоваться!
Церковная практика знает, что преодоление этого нравственного разрушения, произошедшего вследствие блудной жизни, восстановление целомудрия – это путь очень долгий и очень тяжелый. Преподобная Мария Египетская, подвизаясь в пустыне, спала на голой земле, но не могла отделаться от ощущения, что нежится в мягких постелях Александрийских богатых домов, она пила горькую воду, а ей вспоминался вкус вина. В этом отношении свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и незаконно, в одно тело: по этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди его, при непременном условии, чтоб покаявшийся оставил его, но очищение и истрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами, насадившиеся в сердце, заразившие душу, изветшались и уничтожились» (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 288).
Из всего вышеизложенного хорошо видно, что 7-я заповедь, повелевающая не вступать в близкие отношения, находясь вне брака, не есть просто «прихоть церковников», не есть даже в светском понимании мораль или сфера общественных нравов. Господь Бог, имеющий великую любовь к людям, предупреждает каждого из нас – не растрачивай Богом данные дары любви, нежности, заботы впустую! Не развращай свою душу, не убивай чувств, не разбрасывайся собой во все стороны. Но сохрани этот драгоценный сосуд для той единственной (или того единственного), с кем твоя жизнь будет настоящей дорогой в Царствие Небесное!
Источник: Образование и Православие