Протоиерей Олег Трофимов: «Зилоты против колоссальной дипломатической победы Русской Церкви и России» (23.02.16)
Изучая агиографию, историю и догматику периода до и после великого раскола между Восточной и Западной Церквами, мне хотелось четко провести, где грань раскола и ереси. Ведь в географическом ареале поместной Церкви (патриархат или епархия) зачастую разделения происходили совсем не на почве богословия или канонов, и эти расколы были еще более болезненны.
Догматика и каноны только спустя время уже четко выработаны и дают нам на это ответ, кто в лоне спасительной Церкви, а кто вне. Но в жизни все намного сложнее.
Не все знают, что еще до великого разделения Церквей была разница в праздновании Пасхи и Рождества, были различия в обрядах и канонах, и даже внутри Восточной Церкви более, чем в Западной, сильнее царил дух юридизма. То, что сейчас явно догматически разделяет ПЦ и КЦ (примат папы и «филиокве»), оказывается, еще несколько столетий до официального разделения распространялось вместе с проповедью европейским народам, то есть было присуще вероучению в Римском патриархате. Мы были в единой Церкви, в лоне которой распространялась эта ересь, т.е. в единении с еретиками (или еретики в единении с нами) несколько столетий, пока это не было озвучено-осуждено в 1054. Был и период, когда весь Восток, кроме нескольких епископов, впадал в ересь, и только Римские Папы хранили чистоту православия, его отстаивали и заслуженно осуждали восточные патриархаты за ересь. Даже после провозглашения взаимных анафем, когда еще тяжесть и глубина разделений не так явно ощущались, в граничащих епархиях между ПЦ и КЦ встречались случаи еще на протяжении 3-х столетий, когда один епископ в случаи отлучения мог взаимно заменить другого на время его отлучения, или переход, переезд священников с одной стороны на другую совершался как командировка, без чина покаяния, который возник намного позже. Поэтому 1054 г. нельзя считать стартовой точкой разрыва — ереси появились намного раньше, и он не является окончательной датой этого разрыва, поскольку, как свидетельствует история, в приграничных епархиях происходило литургическое общение. Значит, мы все были тогда еретиками?! А ведь в тот период в Церкви были святые, весьма почитаемые и нами канонизированные.
Официально и соответственно канонов во всех поместных ПЦ, как уже 1000 лет после раскола, мы православные признаем совершенные таинства, и переход духовенства в сущем сане хоть католиков, монфизитов, несториан, униатов, старокатоликов и даже англикан (протестанты) в некоторых случаях. Так, например, в Византии, когда духовенство ариан (а арианство — это искажение догмата Троицы, аналог «Свидетелей Иеговы») переходило к нам, их не перерукополагали. А это был период великих святых, таких как Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Василий Великий, Николай Чудотворец и т.д. Никто из них не ставил под сомнение такую практику. Если великие святые не имели антагонистического отношения к «не-Церквям», а практиковали церковную икономию, то, по логике «ревнителей чистоты», «обличителей предательства» во встречи Патриарха с Папой, мы, признавая и принимая их, все еретики?!
Знаменательное событие произошло в 1965 г. — это взаимное снятие анафем (проклятий) 1054г., которые были между двумя патриархатами Римским и Константинопольским и стали причиной великого раскола. В общей декларации заявлено: «чтобы не было препятствий к братским отношениям»,«теперь любой, кто выступит против, будет представлен как противник сближения, как сторонник вражды». Но догматическое православное учение или канон не были затронуты. Это решение и общая декларация впоследствии были приняты всеми существующими поместными ПЦ, в которых мы крещены и причащаемся. Получается, с точки зрения «ревнителей» православия, обличителей «предательства Христа», мы все еретики, а крещение и причастие тоже у нас еретическое?!
Желательно внести максимальную ясность касательно употребляемых терминов, ибо на неясности возникают манипуляции. В частности, речь идет об утверждении, что Католическая Церковь (РКЦ) — это ересь и недопустимо употребление слова «брат» по отношению к католикам. РКЦ — это изначально одна из поместных церквей с апостольским преемством, таинства которые официально признают все поместные ПЦ, а ересь — это категория, говорящая о свойстве искаженного (да, искаженного) вероучения РКЦ. Ереси католицизма мы, православные, осуждаем и категорически не приемлем. Мы НЕ идем на компромиссный экуменизм и свято придерживаемся святоотеческого обличения искажений-ересей. Но запрет на использование слова «брат» по отношению к людям, еще не нашедшим истинной Церкви, не имеет основания в православном учении. Ведь некрещенных и оглашенных также называли братьями в древней Церкви.
Запрещая употреблять слово «брат» по отношению к иноверцам, стоит в первую очередь запретить употреблять всему человечеству слово — «любовь», чтобы не лицемерить. Ибо нет полнокровного и нами полного переживания и употребления этого слова. Ибо если это слово скажет Бог или святой человек — «я люблю человека», то это хоть и будет слово о том же, но качественно будет отличаться от нашего слова и действительности. Слово «брат» употребляется не только потому, что по Адаму мы братья, а еще в полнокровном христианском смысле, как и слово «любовь». Если мы посмотрим официальные документы и правила церковного этикета (поздравления, соболезнования, призвания и т.д.), то слово «брат», «братская» естественно и законно употребляется с момента раскола в переписке с главами других церквей. Альтернатива слова «брат» — «оппоненты», «коллеги», «еретики», — как показала практика, не способствует принятию ими православия и не приводит к тому, чего бы мы как ученики Спасителя желали — к их спасению.
Для большинства простых мирян дать оценку богословским положениям, историческим коллизиям довольно сложно, и даже те факты и богословские нормы, которые были приведены, скорее всего, многих обескуражат. Поэтому для нас остается общая площадка — примеры из жизни наших великих соотечественников, русских святых, авторитет которых безупречен. Настрой во взаимоотношениях с иноверцами нам дает сам Евангельский дух: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мт. 5:16).
Примером светила православия справедливо может выступить святой епископ и богослов, который составил наилучший православный катехизис — святитель Филарет Московский. К слову, лучшим его называют и зарубежные клирики, даже на других континентах. Говоря о католиках, Святитель произнес знаменитые слова: «перегородки, разделяющие нас, не восходят до небес». Более развернуто православный подход к проблеме озвучен в диалоге из его книги «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви».
«В: Так разве я должен почитать истинной, например, и Римскую Церковь?
О: Ты непременно хочешь заставить меня судить. Знай же, что, держась вышеприведенных слов Священного Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной. Христианская Церковь может быть только либо «чисто истинная», исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо «не чисто истинная», примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие».
Известен пример из жизни святого Иоанна Кронштадтского, когда он подарил церковный колокол католическому храму, говоря: «Да славят они Бога». Из жития святителя Николая Японского известно, что он собирал деньги и жертвовал на строительство храма восточных христиан Сиро-халдейской Церкви (монофизиты). Но при этом им ничего не мешало оставаться ревнителями православия и, более того, быть святыми.
Но самыми «страшными еретиками», которые не перестают удивлять своими явлениями до сих пор, являются святой Николай Чудотворец и Матерь Божия. Ведь известно из истории Церкви их неоднократное явление, чудотворение мощей, чудотворение их икон как католических, так и православных, что находятся в лоне РКЦ, коптов и т.д., их помощь, общения и встречи, откровения как духовенству, так и мирянам. Те, кто для нас должны быть примером, показывают на своем примере, как они «независтно» оказывали любовь иноверцам.
Явственно видно, говоря о встрече Московского Патриарха с Папой, что святые «еретики» несравненно его превзошли. Тем более что в общей декларации ни один канон и ни единый догмат православный не был поставлен под сомнение. Но реально страшно то, что под крики бесноватого кликушества, на основании надуманного предлога, под крики о нарушении канонов, без суда, происходит обвинение законного Патриарха в ереси. «Обличая» канонического Первоиерарха без реального основания (конкретных пунктов из канонического права, а не сектантских штампов), такие люди сами становятся раскольниками и еретиками. Уже звучат призывы о прекращении литургического поминания Предстоятеля — ангела Церкви. А ведь страшный грех раскола не смывается даже мученическою кровью.
Но откуда берется этот запал обличения, псевдоревнование о «чистоте», упреки в «предательстве», какова природа этих явлений? Дело в том, что духовные категории как «чистота», осуждения предательства — это, в первую очередь, глубоко внутренние процессы души — борьба с грехом, возможность которых осуществляется путем внутреннего аскетического труда. Но когда нет этого духовного подвига, тогда весь «праведный» гнев и труд вместо усилия воли в недрах души переносится на внешние объекты и «раздражители». Тогда появляется постоянная потребность поиска внешнего врага (постоянная и патологическая потребность «антихриста»), которого без каких-либо усилий и риска можно атаковать и обличать. И это, конечно же, значительно легче тяжелейшего труда внутренней аскезы. Вот на этом основании и появляются разные внутренние псевдоправославные движения, которые, как магические панацеи, решают вместо нас все наши проблемы. Такие, как ересь царебожия (я не подвергаю сомнению святость), вместо нас и для нас царь решит все проблемы, или почитание некоторых псевдосвятых, которые почитателям обеспечат особое место в раю без особых духовных трудов, или осуждение иерархии. Человек приобретает чувство собственной праведности и «возвышение» над осужденным им, но не за счет святости, а за счет одного из главных грехов! Это — классическое состояние прелести, как его описывают святые отцы.
Если бы обличители «предательства» и ревнители «чистоты», не варясь в собственном соку, попробовали поучаствовать в благом труде миссии в западной среде (католичества, протестантства, в мире безбожного западного либерализма), то поняли бы, какое продвижение и успех православию дал победоносный поход православного Патриарха.
Папство на Западе — это непререкаемый авторитет, которому никто не смеет указывать или диктовать условия, он «викарий Христа», он повелитель жизней миллионов. В западном менталитете, и не только в лоне КЦ, где царит дух юридизма и прагматизма, понтифик — символ власти и силы. Это не только глава многомиллионной паствы в мире, но и сильный политик — монарх государства. В самой богословской католической среде довольно сильные позиции консерваторов, что утверждены на своем святоотеческом предании в вопросе нерушимости примата папства.
И вот теперь представьте себе, ему, монарху-политику и главе самой большой в мире Церкви с тысячелетней историей догматизированного титула непогрешимого папы, вопреки этому всему — вдруг, представитель другой веры (в прошлом называли еретиками), Патриарх одной из поместных Православных Церквей диктует условия встречи! И Папа не только согласился, но и исполнил неслыханные и непредставимые ранее условия — осуждение униатства — без встречных условий!
Сам этот факт встречи под диктовку православного Патриарха — сильный удар по институту папства как по политическому феномену, так и в экклезилогичном аспекте в лоне РКЦ. Вы не найдете в тысячелетней истории после раскола такого прецедента, когда Папы шли на продиктованный ультиматум православного Патриарха! Это победа! Это чудо!!!
Осуждение практики униатства, а это и запрет деятельности униатской церкви на канонической территории РПЦ, означает конец униатской экспансии и прозелитизму. Это уже действующий запрет на деятельность в РФ УГКЦ, на что в своих комментариях о декларации жалуется глава этой церкви. Но осуждение практики униатства — это вопрос не только Украины, благодаря чему каноническая УПЦ МП имеет серьезные аргументы в свою защиту, но и 23 униатских церквей Востока, имеющих многомиллионную паству. Некоторые из них имеют в некоторых странах более значимый вес, чем православные. Это победа, которую принес наш Патриарх, не только для РПЦ, но и для всех поместных Церквей!
Наверное, не стоит никому пояснять действительную пользу от содержащегося в декларации совместного осуждения антинравственных либеральных «ценностей» в мире, и защиты христиан Востока (хоть инициатива шла от Патриарха, мы тем не менее выражаем искреннее уважение Папе за это). Но для противников встречи в Декларации есть неприятный привкус… Ведь эта встреча совершается в атмосфере всеобщей русофобии и антипутинизма. Всем известно, что Президент РФ ясно и открыто заявил о традиционных семейный ценностях, защищая их в мире. А на Востоке (в Сирии ) в это время успехи ВКС РФ — спасение тысяч и миллионов христиан. Папа не поддался влиянию антирусской истерии и поддержал нас. Такая декларация есть несомненная победа РПЦ и РФ!
В политическом плане, кто из глав Европы открыто, прямо, без русофобских заявлений осудил конфликт на Украине и признал как гражданский? Кто в этом вопросе поддерживает ДНР, ЛНР и Россию? Когда даже со стороны некоторых иерархов канонической УПЦ МП идут заявления об агрессии РФ (не говоря уже о раскольниках и радикалах). Когда, например, сумской епископ (УПЦ) пишет открытое письмо, выражающее беспокойство «агрессорами» Путина и Патриарха. А тут — Папа осудил конфликт, и не как агрессию России (совершенно правильно), а как внутренний конфликт. Вы представляете, что значит пойти против всех в ЕС и США, и в той же Украине? От Папы не дождались радикалы «благословения» на братоубийство. Раскольники осуждены, а Понтифик тем самым поддержал Русский Мир. А это однозначно есть колоссальная дипломатическая победа РПЦ и РФ!
Анализируя итог исторической встречи, можно видеть, что факты говорят о явных и очевидных успехах. К сожалению, ослепленные зилоты-ревнители и обличители «предательства» их не видят. Нет никакого альтернативного варианта в «обличителей» представленного и реализованного, который бы дал столь блистательные результаты в плане возвышения Православия в мире, в миссионерском аспекте. Известно, что в канун этой встречи в США 60 приходов вместе с епископом приняли Православие и вошли в состав РПЦЗ. Стоит напомнить, что для всех нас, православных христиан, начинают сбываться слова богоносных старцев, преп. Филофея, монаха Авеля, преп. Серафима Саровского и других о возвышении и победе Третьего Рима — и мы становимся очевидцами события этих истинных пророчеств.
Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
Источник: Русская Народная Линия