Протоиерей Андрей Ткачёв: «Что происходит на Украине?» (05.12.15)
…Ещё недавно в страшном сне не могло присниться то, что происходит сегодня на Украине…
Снова и снова задаём мы себе вопрос: как такое могло случиться? Почти у каждого живущего в России есть или родственники, или друзья, или просто хорошие знакомые в соседней республике. А сколько украинцев в поисках лучшей доли трудится на просторах нашей страны! Что должно было произойти, чтобы братский народ оказался массово поражён ненавистью к «старшему брату», стал лёгкой добычей злодейских манипуляций и очевидного обмана внешних и внутренних сил?
Можно бесчисленное множество раз задавать себе этот вопрос — «почему», но лучше поговорить об этом с человеком, который видел, прочувствовал, проанализировал ситуацию изнутри. Это священник Андрей Ткачёв, ещё недавно служивший в одном из храмов Киева, а сегодня клирик московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Вместе с ним постараемся найти ответы на мучающие нас вопросы…
— Итак, как такое могло случиться, что братский нам народ стал нашим врагом? В чём глубинные причины нынешнего противостояния украинцев России? Украинцы и русские — это один народ или уже совсем разные? Или, может быть, сама Украина слишком разнородна?
— Народ единый, безусловно, я в этом не сомневаюсь. Но, как сербы и хорваты, которые при одном языке, при одном генотипе, при общей исторической базе были разделены религиозно и впоследствии оказались разделены, очевидно, уже навсегда, так и здесь…
Что происходит на Украине?
Генератор разделения — униатские области, исповедующие грекокатолическую религию — католицизм восточного обряда. В современной Украине униаты сами назвали себя «хранителями исторической памяти», локомотивом процесса «добычи» независимости. И они вышли за пределы Галичины и распространили свою идеологию по просторам Украины, главным образом, сначала в Киев её занесли, в столичный город, и на других территориях активно внедряют. До недавнего времени это было малозаметно, но в Киеве это уже было заметно; во власти, в политике всё больше усиливался именно западно-украинский элемент.
В этом причина. Униатские области — носители совершенно особой психологии, совершенно особого сознания. Они, повторяю, генераторы разделительных процессов на Украине.
— А какую роль сыграл филаретовский раскол?
— Появление филаретовского раскола спровоцировано именно наличием униатства. Когда униаты в начале девяностых заявили свои претензии и начали захватывать и отбирать православные храмы, на Украине часть «самостийных» церковников сказали, что и Православие отдавать не хотим, но и с Москвой оставаться не хотим, нам нужна своя Православная Церковь. Это и дало почву для возникновения УАПЦ — автокефальной Православной Церкви Украины, и «Церкви» Киевского Патриархата — двух ветвей. Если бы не униаты, этого не было бы. Всё упирается в униатство.
— Но почему же им удалось переломить остальную Украину?
Что происходит на Украине?
— По нескольким причинам. Во-первых, они очень энергичны, активны, как всякий грешник, который хочет утвердиться под солнцем и доказать, что он «нормальный», «хороший». Вот нормальные мужчины и женщины ведь не устраивают демонстрации на улицах городов, а зачем проявляют такую активность люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией? Откуда их энергия? Это энергия греха, которая выплёскивается наружу с тем, чтобы доказать: я такой же, как и вы, я не хуже вас, а может быть, даже лучше. Грешник всегда болезненно энергичен. Обычный человек, без претензий, сидит себе спокойно, а грешник активничает.
— Бесы подталкивают?
— Бесы — ясно, без них никакой грех не обходится, но дело здесь не столько в них, сколько в людях. Сами люди имеют внутри себя такую чёрную энергию, чёрную активность. Униаты очень активны, для них такая болезненная активность характерна. А остальная Украина оказалась «никакой». В украинцах, не западенцах, очень слабо выражена нормальная активная жилка. И стоит появиться какому-то «городскому сумасшедшему», как он может перебаламутить огромное число простых людей.
— Всё же трудно назвать украинцев неактивными: они такие работящие, трудолюбивые…
— Да, работящие, но это иная форма активности. Стоять с мотыгой с утра до вечера на огороде, конечно, похвально, но, повторяю, этого мало! Придёт какой-нибудь диктатор и прокламатор и поменяет такому человеку мозги полностью! Вроде был хороший, трудолюбивый, а взял и с ума сошёл! И что толку тогда от его трудолюбия? Трудолюбие — не абсолютная добродетель; если ума нет, трудолюбие не спасёт.
Что происходит на Украине?
Украина, надо это признать, оказалась бесцветной, бесхребетной, безвкусной по части личных талантов, по части личностных человеческих характеристик. И она, как «глупая баба», стала способной идти за любым проходимцем…
— Но ведь Украина была встроена в Русский мир? Сколько у нас в России людей с украинскими корнями; сколько известных, талантливых украинцев прославили в Советском Союзе свои имена…
— Это уже другой вопрос. Единство с великороссами позволяло украинцам реализоваться в административной деятельности, в науке, искусстве, в военном строительстве — в любых областях. Везде мы можем встретить имена с украинскими фамилиями — Русский мир органичен для них, и они находили применение своим талантам. Великорусская нация отличается тем, что может создать систему, в которой православному славянину есть возможность найти себя и применить свои таланты. Мы бы вообще не знали, кто такие украинцы, если бы не Русский мир…
— В советское время Украина жила хорошо, гораздо лучше России. Откуда же сегодня у неё такая ненависть к России? В чём корни национализма?
— Корни национализма — в неумершем язычестве. Любой национализм в своём пределе упирается в местное язычество.
Украина сегодня совершает откат к языческим временам. Киев из «матери городов русских» превращается в «матерь мерзостей земных», возвращается в языческое, довладимирово, прошлое. Владимир им не нужен! Националистам не нужен Христос как «еврейский Мессия», не нужен святой Владимир, заставивший креститься. Не нужны им преподобные печерские, которые умерщвляли свою плоть, вместо того чтобы этой плоти служить. Не нужны им все те святые, которые или уходили на Русь, или с Руси приходили, как Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский… Все они были с Русью связаны; сейчас это никому не нужно на Украине. Они совершают бессознательный, но фактический откат ко временам до Крещения Руси. А до Крещения Киев и был «матерью мерзостей земных», это был центр славянского язычества. И Киев сегодня превращается в центр славянского язычества…
— Это при том, что люди могут в церковь ходить, считать себя христианами…
— Да что толку! Вопрос ведь в том, чтобы люди верили сердцем и умом. Не нужны эти интуитивные «благие порывы», слёзы время от времени — при совершенно языческом образе жизни! Степень воцерковлённости на Украине сегодня — нижайшая! Даже в цветниках, столпах, казалось бы, твердынях Православия, обителях, монастырях степень церковности очень низкая.
— Откуда такая ненависть к русским?
— От дьявола, от кого же ещё! Русские нужны украинцам для того, чтобы от чего-то отталкиваться. Им нужен кто-то, с кем надо воевать, кого нужно ненавидеть. Им нужно оправдать своё существование ненавистью к кому-то, и ничего «лучшего» они придумать не смогли, как выбрать объектом такой ненависти Россию. Не умея жить созиданием и творчеством, они избрали для себя путь существования через ненависть, через отталкивание от кого-то. И решили, что смысл их бытия — это война с Россией. Сначала война бытовая, мелкая, а при возможности — и горячая, вооружённая. Мечты о том, чтобы «по Кремлю из пушки пострелять», там очень многие вынашивают…
— Ещё недавно они как бы в шутку писали на разных сувенирных майках: «Дякую Боговi, що я не москаль», — а оказалась «шутка» правдой…
— Никаких шуточек давно уже нет: это жестокие безумцы… Эта зараза униатская добралась и до Центральной Украины, и скоро люди там будут такие же злые и бесноватые, как и на западе.
— Ладно, пусть униатство — причина агрессии. Но как люди, обычные люди, даже ещё жившие в советское время, которые помнят войну с фашизмом или у которых дедушки и бабушки эту войну пережили, могут сегодня поддерживать фашистские, бандеровские лозунги?
Что происходит на Украине?
— Это у них спросить надо! Значит, что-то происходит в человеке такое; я не могу за них отвечать, каким образом они массово сходят с ума. Для меня это тоже загадка. Играет, конечно, свою роль и телевидение, и массовое общественное сознание. Но в любом случае человек остаётся виноватым, если он допускает внутри себя какую-то злодейскую идеологию.
— Так что повода для оптимизма сегодня нет…
— Какой оптимизм! Там уже крови по колено пролито, а будет ещё больше. Тешить себя иллюзиями, что всё будет хорошо, — преступно. Будет только хуже. Ничего они не поймут. Будут только ещё больше озлобляться. И чем хуже им будет, тем больше будут ненавидеть и обвинять во всех своих бедах Россию… Вся Украина поражена сегодня этой болезнью; процент людей, оставшихся здоровыми, — 15–20, а то и меньше.
История разберётся, почему так происходит. Вообще, сегодня нам нужно другие задачи решать. Вопрос в том, что России делать, как русским людям поступать, о чём думать, к чему стремиться. России объявлена война, и нужно решать задачи, направленные на внутреннее укрепление сознания русского народа. Именно сознания; пушки пушками, ракеты ракетами, но важнее всего вопрос укрепления сознания — государственного сознания, христианского сознания русского народа. Над этим нужно работать.
А Украину пусть судит Бог. Мы ещё будем свидетелями, как вся эта нечисть будет поганой метлой выметаться…
Источник: Православная беседа