Светлана Вохмянина: «Подводные камни проекта федерального закона О культуре РФ» (13.12.15)
Содержание нового законопроекта «О культуре» вызывает глубокую обеспокоенность в российском обществе и дает все основания полагать, что в случае его принятия культурный суверенитет России будет полностью утрачен.
На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 617570-5 «О культуре в РФ», внесенный депутатами Государственной Думы Г.П.Ивлиевым, Е.Г.Драпеко и мн.др. депутатами.
С 2011 года по проекту уже дважды выносилось решение Правительством перенести рассмотрение закона (для доработки), а с лета 2015 года проект вынесен на общественное обсуждение.
При последнем нулевом рассмотрении проекта в октябре 2015 года председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин рекомендовал доработать нынешний федеральный закон «О культуре», улучшив его правоприменительную практику, чем вносить новые законодательные инициативы и это не случайно.
Данный законопроект подрывает базовые культурные ценности нашего общества, делает его безнравственным и лишает духовной основы.
В проекте закона исчезло понятие «духовные ценности», протекционизм государства по отношению к национальной культуре, искусству и литературе, удалена статья «О культурном суверенитете России».
Мы серьезно рискуем потерять те ценности, которые складывались ав нашем государстве тысячилетиями. Эта система навеяна России, как всегда, Западом» — так прокомментировала новый законопроект Ольга Леткова, директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности.
Согласно статье 2 (п.2) законопроекта в разряд культурных ценностей попадает любое произведение культуры и искусства независимо от его качественного содержания, а лишь по формальному признаку, что нивелирует само понятие художественной и культурной ценности, которой теперь будет обладать любое произведение.
Среди культурных ценностей, защищаемых государством, числятся также «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения». При этом закон не предусматривает никакой содержательной, качественной оценки этих идеалов и норм.
Провозглашается свобода выбора нравственных, эстетических и других ценностей, которые также отнесены к культурным ценностям.
Так, статья 13 законопроекта устанавливает: «Каждый человек и каждая этническая, социально-демографическая общность имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». Таким образом, безнравственность узаконивается и становится лишь одной из разновидностей нравственного поведения, имеющей свою культурную ценность.
Более того, в законопроекте обещается государственная защита подобных, самостоятельно определяемых ценностей не только гражданам, но и культурным общностям, не предъявляя к ним никаких формальных требований, что может быть использовано для защиты самобытности любых деструктивных направлений.
Таким образом, безнравственность узаконивается и становится лишь одной из разновидностей нравственного поведения, имеющей свою культурную ценность, что станет пусковым механизмом для роста социальных болезней и преступности.
При этом статья 8 законопроекта устанавливает приоритет прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей. Статья 10 (п.3) говорит о том, что государство создает систему гарантий реализации права…на поддержку всех форм творческой самореализации, поощряет к созданию культурных ценностей (в том числе созданием новых нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения). Статья 18 говорит о том, что каждый имеет право создавать организации, занимающиеся производством и распространением культурных ценностей.
То есть, законопроект полностью нивелирует общепринятые нормы морали и нравственности, национальные духовные ценности, которые составляют основу православного вероучения и иных традиционных конфессий, и ставит под сомнение возможность публичных призывов о соблюдении традиционных духовно-нравственных норм.
По данному законопроекту творчество трактуется как сугубо личное дело каждого. Общество не должно вмешиваться в творческий процесс. Так, в статье 4 среди задач законодательства в области культуры провозглашаются гарантии невмешательства государства в творческую деятельность. Справедливости ради следует сказать, что в последнем проекте в статье 9 вносятся ограничение творческой деятельности, действующие при нарушении законодательства, прав и свобод других лиц.
Исчезло понятие достоинство культур народов, предполагающее признание их ценности и уважение к ним, понятие «духовные ценности», протекционизм (покровительство, обязанность государства по обеспечению приоритетных условий ) государства по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности, озвученных в нынешнем законе о культуре (в ст. 2; ст. 34).
Сфера культурного наследия — всё, что составляет культурный код нации и требует особых (государственных) усилий по сохранению. Храмы оцениваются с точки зрения их культурной значимости (историческо-эстетической ценности). Было бы любопытно попытаться включить туда все храмы (так как храм — площадка, где воспроизводится национальный культурный код). Это будет косвенным признанием культурообразующей роли Православия. Но, думаю, не пройдет…
Субъект культуры в проекте — этнические (прежде всего, потом социально-демографические) общности.
Наоборот, в новом проекте ФЗ (ст. 69) введены приоритеты международного сотрудничества в сфере культуры, так в:
п.1 — озвучивается «повышение конкурентоспособности творческих работников…их подготовка и стажировка, совместное производство культурных ценностей и культурных благ (услуг), создание и внедрение новых технологий…обмен образовательными программами, методическими материалами и учебно-научной литературой»;
п.2 — «приоритет расширения международного сотрудничества РФ в сфере культуры учитывается в государственных программах в сфере культуры, федеральных, региональных и муниципальных целевых программах».
Вместо обеспечения приоритетных условий для сохранения, укрепления и развития отечественного национального достояния, классической русской литературы, русского языка у нас повсеместно наоборот сокращаются образовательные часы, отведенные на их изучение, уменьшается объем методического материала и при этом вводится преподавание двух иностранных языков.
Так, в комплексной программе повышение качества жизни населения Свердловской области на период до 2018 года «Новое качество жизни уральцев» не внесли предложения нашей межкомиссионной рабочей группы по защите традиционных ценностей при ОП Свердловской области. В частности мы предлагали в качестве задачи программы внести предложение по сохранению и восстановлению традиционной народной культуры в современных условиях, в важнейший целевой показатель программы внести показатель доли граждан, вовлеченных в программы по сохранению и восстановлению традиционной народной культуры Свердловской области. Программа по развитию Свердловской области невозможна без опоры на духовно-нравственные ценности и без обращения к культурно-историческим корням.
Предложение к общей резолюции:
1.Предусмотреть в нынешнем законе «О культуре» или будущем новом законопроекте «О культуре в РФ» в качестве нравственного ориентира верховенство общенациональных базовых ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация всего нашего общества (принятых на пятнадцатом Всемирном Русском Народном Соборе в мае 2011 года и признанных всеми традиционными религиозными конфессиями и всеми политическими партиями, представленными в ГД РФ, а так же включенных в недавно принятую Правительством и утвержденную президентом «Стратегию воспитания до 20 25 года».
2. Включить традиционные духовные ценности в качестве наиважнейшей составляющей понятия культурного наследия РФ (как это предусмотрено в действующем законодательстве).
3. Предусмотреть правовые механизмы обеспечения и координации усилий всех государственных органов, общественных объединений и организаций, традиционных религиозных объединений в освоении культурного и исторического наследия, формирование духовно – сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культуры через усвоение молодежью высоких духовно – нравственных и моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе традиционных культурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие, преемственность, непрерывность и единство культур народов России.
Вохмянина Светлана Арнольдовна
Участники круглого стола в составе более ста представителей работников культуры, в том числе от Министерства культуры, образования, промышленности, ученых, мастеров народного творчества, ремесленников, представителей от Общественной Палаты Свердловской области (межкомиссионых рабочих групп по духовно – нравственной безопасности и защите семьи), общественных организаций, бизнеса, СМИ, Центра развития туризма Свердловской области, культурологов, психологов, казачества, студентов по теме «Пути сохранения традиционной народной культуры в Свердловской области», прошедшем на Фестивале «Народные традиции» 10 декабря 2015 года в Горном Университете г Екатеринбурга