XIX Всемирный русский народный собор

Русская Планета: Всемирный русский народный собор. Как это было 

Почему площадка храма Христа Спасителя стала местом формирования новых русских смыслов
Геноцид русского народа, фальсификация истории, единый образовательный стандарт и «толерантные» западные угрозы — пожалуй, ни одна из острых тем современности не осталась вне внимания 19-го Всемирного русского народного собора (ВРНС), прошедшего в Москве в храме Христа Спасителя.

«Собор становится местом, способным формулировать новые мировоззренческие ориентиры и давать ответы на вопросы», — сказал святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Почему это так — выясняла «Русская планета».

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIX Всемирного русского народного собора
Строительство нации

«Уважаемый муфтий, я не понял. Вы сожалеете, что князь Владимир не принял мусульманство? Или о том, что это вы не перешли в православие?» — сказал вслед уходящему с трибуны муфтию Владимир Жириновский.

Всемирный русский собор, который начался с обычных приветствий, набирал остроту с каждым оратором. Жириновский, рубя ладонью воздух, заявлял о необходимости защищать русских и христиан за рубежом: «России не хватает силы русского духа». Депутат от «Единой России» Ирина Яровая говорила о недопустимости вариативного образования. «Хочешь уничтожить врага, воспитай его детей», — сказала Яровая, завершив свое выступление словами: «Нужно, чтобы свет и святость русского народа и России были сохранены именно как свет и святость и были знакомы нашим будущим поколениям». Справедливорос Сергей Миронов настаивал на принятии закона «о русских как о системообразующем народе».

Россия встает на путь строительства нации, сказал РП Александр Ручьев, участник ВРНС, президент ГК «Мортон». «Задача у нас, как и во все времена, одна — выжить. И такие мероприятия, как Русский собор, способствуют этому», — добавил Ручьев.

Участник Всемирного русского народного собора, президент ГК «Мортон» Александр Ручьев
«Если раньше мы жили в мире полутонов и недосказанности и не совсем представляли, с кем имеем дело, то теперь это прекрасно видно. Все маски сброшены, против России выступает очевидное зло, и сейчас не время стесняться. Напротив — время заявлять о том, что Русский мир имеет право на свой цивилизационный проект, и где как не площадке Собора формировать его», — говорит Андрей Кормухин, координатор православного движения «Сорок сороков». Участники этого объединения в нынешнем году прошли настоящую войну с храмоборцами, защищая от их посягательств строящиеся в столице православные храмы.

«Те смыслы, которые проникли в Россию в 90-е годы, сформировали культ потребления и теплохладности среди молодежи. Всемирный русский собор — это та самая уникальная площадка, которая заполнит образовавшийся вакуум: здесь формулируют исконно русские смыслы», — сказал Кормухин.

Сила в единстве

Народ, несмотря на агрессивное воздействие внешней среды, не потерял своего единства, говорит РП митрополит Истринский Арсений, первый викарий святейшего патриарха Московского и всея Руси: «Посмотрите на акцию «Бессмертный полк» — кто думал, что это станет таким мощным общероссийским движением? Мы смотрим на него и понимаем: наш народ — это монолит, айсберг, от него невозможно отколоть какую-то часть».

За последние два десятка лет слова «Россия», «Отчизна», «Отечество» заменили нейтральной формулировкой «эта страна», сокрушается митрополит. Собор помогает вернуть исконные значения, а вместе с Собором за это выступает и Православная церковь.

Представители Русской православной церкви Митрополит Истринский Арсений, Митрополит Читинский Владимир и Протоиерей Лев Семенов на Всемирном русском народном соборе
«Церковь всегда старалась найти площадку диалога, площадку, способную примирить и направить в созидающее русло противоборствующие стороны. Так было и в 93-м году, когда Россия стояла на пороге гражданской войны: святейший патриарх Алексий II и нынешний патриарх, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл приложили все силы, чтобы найти эту площадку. Употребили все силы и даже вынесли народу на поклонение чудотворную Владимирскую икону из Третьяковской галереи. Елоховский собор, куда ее тогда принесли, был полон, и стало ясно: мы будем едины, как бы нас ни трепали и ни пытались облить грязями. Это только удобрит нас и закалит», — продолжил митрополит Арсений.

Священник Андрей Туров из Томска руководит епархиальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества. «Сложность сегодняшнего исторического момента в том, что под видом подлинных ценностей, которые могут стать фундаментом для созидания, для познания, нам пытаются дать ценности альтернативные — те, которые можно взять в кавычки. Собор в этих условиях выполняет функцию консолидации людей. Здесь много раз говорят и не устают повторять: отечество — это не просто страна, где все мы живем. Но это родина, любимая страна», — объясняет священник значение Собора.

«Мы стали свидетелями поистине исторического события. В то время, когда весь Русский мир сталкивается с вызовами, которые заставляют мобилизоваться и собрать силы и дух на решение задач, Собор показывает единство русского народа», — делится своими впечатлениями от происходящего протоиерей Лев Семенов, руководитель духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

«Если душа человека не наполнена высшим смыслом, человек живет будто механически, бездушно выполняет какие-то действия. И этот высший смысл был блестяще задан на Соборе, ибо смысл этот — о нас, о наших буднях, будущем, задачах и целях», — заключает священник.