Лев Пирогов: «Граждане, нас обманывают! Лев Пирогов об официальной российской идеологии»
У России, как известно, нет идеологии. У неё есть «идеологическое многообразие». Дословно:
Конституция РФ, Статья 13
- В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
- Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
С одной стороны, это и хорошо. Никто не будет гнать тебя с утра на политинформацию (на полчаса раньше вставать — шутки?) и разбирать на собрании твой моральный облик. Ну, нарушил, и ладно. Есть Высший Суд, наперсники разврата. Он ждёт.
А с другой стороны, ведь это неправда, что у нас нет господствующей идеологии. Она есть. И выглядит — точь-в-точь, как при социализме, помните? Хочешь по телевизору мультики посмотреть, а там Брежнев выступает. Пленум у них… Ну, так и сейчас то же самое. Поставишь ребёнку мультфильм (только вместо телевизора сейчас интернет), а там реклама: «Допустим, вы финансовый аналитик»…
Допустим. Но в мультике-то!.. А не важно. Пусть молокосос привыкает.
Как у советской официальной идеологии главным выразительным средством была фальшь (все эти кирпичные кулаки и устремлённые за горизонт орлиные взоры), так и у нынешней рекламы — фальшивая аффектация: слишком громкие и возбуждённые голоса, противоестественная скороговорка, вытаращенные глаза и перекошенные лица взъерошенных чудаков, сражённых наповал открытием торгового центра и началом сезона скидок.
Реклама формирует образ идеальной действительности, идеальной жизни, к которой нужно стремиться. И никто ведь при этом не говорит, что она не права? Разве не так? Если сталинистов компенсируют ельцинисты, атеистов — верующие, а болельщиков «Спартака» — болельщики ЦСКА, то с рекламой никто не спорит, не соревнуется. Никто не опровергает утверждаемых ею ценностей.
Понятно, что жить надо хорошо. А хорошо — это как? А вот так: есть, пить, мазаться кремом. Стремиться к успеху и ни в чём себе не отказывать. В идеале — быть финансовым аналитиком (хотя бы в воображении), но можно и полуодетой женщиной с полуоткрытым ртом и полусползшим с плеча бельём. Этакие рабочий и колхозница наших дней. Что ещё? Отдыхать надо побольше. А если работать, то глядя в экран ноутбука и бормоча в телефон. А всякие там поезда пускай лохи водят. Да что я рассказываю, сами прекрасно знаете.
Если в двух словах, то идеальный образ жизни, согласно рекламе, это стремление к благоденствию, к удовольствию. Нет в этой жизни места ни подвигу, ни рутинному труду, ни самопожертвованию. «Если ты пожертвуешь собой, то кто же всё это у нас купит?»
Я не знаю, кто может этой картине мира (а её не только реклама транслирует, но и шоу-бизнес) противостоять. Школа? Не знаю… Помню, мы уже в первом классе читали про мальчика, который лез на заводскую трубу революционный флаг устанавливать, ему было страшно, но он предолел себя, сделал. Сейчас (мы со старшим уже во втором) нет ничего такого. Шутливые стишки, стишки про осень, про зиму… В крайнем случае, про то, что надо читать и делать уборку. На этом всё. Да и как же лезть на заводскую трубу, если школа — то же самое государство, а государственной идеологии у нас нет и быть не может?
Вот добрые люди сняли анимационный ролик о подвиге лётчика Талалихина, так мой сын его уже раз пять посмотрел, мы с ним этот ролик по косточкам разобрали. Непривычно ему, ново, а потому интересно. В мультиках-то ничего похожего не показывают. (Кстати, у ролика возрастная маркировка 12+. Знать, моего восьмилетку он развращает.)
Понятно, что когда вокруг один только подвиг, как у нас в детстве было, смысл его тоже стирается, и начинает хотеться чего-то обыденного. На этой безальтернативности советская идеология и погорела. Променяли мы её на «сто сортов колбасы». А сейчас всё ровно наоборот: сто сортов вот они (и так же, как коммунистические ценности, отчуждены от реального человека: хорошо, если из этих ста хотя бы два-три укупишь), а подвига, героизма, честности, трудолюбия — шиш.
Недавно ФСБ и МВД совместными усилиями подсчитали, сколько граждан России уже воюют в рядах одной запрещённой у нас ближневосточной террористической организации. Ну, там Ислам, чуть-чуть другая история. Но всё-таки есть у вербовщиков и другая приманка: возможность «хату покинуть, пойти воевать» за великие и условно высокие цели. Может какое-нибудь западное, условно христианское общество противопоставить этим высоким целям свои высокие?
Да откуда. Максимум — оно может отправить воевать согласно контракту или призыву, а мобилизовать, вдохновить может только на покупку новой модели гаджета. И если даже люди сами зашевелятся (как было с Новороссией), государство постарается не смотреть в эту сторону. В лучшем случае…
Ну, это ладно. Главное, что я хотел сказать, — 13-я статья Конституции у нас нарушается, государство соврамши. Есть у него господствующая идеология! А значит, будут и диссиденты, готовьтесь.
http://svpressa.ru/blogs/article/132601/