Протоиерей Олег Трофимов: «За кем Первенство Руси?» (08.09.15)

Протоиерей Олег Трофимов — доктор богословья, магистр религиоведения.

Говоря о Руси, речь будет идти о двух понятиях: Русь как племя и его ареал, и Русь – географическая территория проживания русских. Так за кем первенство этих наименований? Поэтому важно и определиться с терминологией-именованиями предмета нашего разговора, которые употреблялись в разных эпохах и сферах. Поднятый вопрос однозначно затрагивает тему генеалоги славян. Ведь много путаницы из-за созвучия или целенаправленной идеологической фальсификации терминов и исторических фактов, или лингвистического мифотворчества. Данная тема освящается как раз из летописи, хроники, древняя корреспонденция, труды глобальных ученых-славянистов таких как М. Бора, Й. Шавли, И. Томажича П.В. Тулаева, будут нам в помощь, а, в частности, к сожалению, забытого ученого-энциклопедиста, писателя и поэта, доктора медицины и философии Ивана Семеновича Орлая (1770 — 1829).

Переходим к наименованию племен, которое древнее, чем наименование территории их проживания, ибо это наименование уже походные от проживающих на ней племен. Итак, мы в истории находим наименования, которые относятся к одному и тому же народу (во всяком случаи к славянам) и тех народов, которые ассимилировались в русском ареале. Оросы, поруссы, ретты, руги, рос, россы – такие мы находим наименования в римских и греческих, угорских хрониках, летописях, древней корреспонденции, приписываемые к наименованиям славянских племен или вместе сними смешанных, или праотцовских. Руськие, россы, русские, русичи, руссы, русины и рутины, русня, руснаки, карпато-россы, малороссы, российский народ – эти наименования мы встречаем на протяжении веков в широком пространстве славянских источников и западных и восточных, а также в пограничных народах, свидетельствующих о них.

К сожалению, закрепилось устойчивое ошибочное мнение, что Русь ассоциируется только с понятием триединства славянского народа и территории их проживания Русских, Белорусов и Малороссов с центром Киев и это мнение суживает ареал как научных терминов, понятий, так и исторических, территориальных и этнографических границ. Следует исторически справедливо заметить, что Русь и славяне это не всегда исходные или синонимические понятия, хотя впоследствии так и стало восприниматься. В плане наименования территорий проживания русских на протяжении веков на много шире: Варяжская Русь, Королевство Русское, Дунайская или Моравская Русь, Червоная, Красная или Галицкая Русь, Киевская Русь, Московская Русь, Сиверская Русь, Поморская Русь, Белая Русь, Черная Русь, Пудкарпадская (Закарпатская) Русь, Чермнороссия, Великороссия, окраинская Малороссия, Новороссия и т.д. И тут, конечно же, пересекается целый комплекс наук и их тем: истории, археологии, культуры, этнографии и т.д., что достойно не одной многотомной диссертации. Но нас конкретно интересует более узкий вопрос первенства — за кем, когда и где раннее всего закрепились наименование русский и Русь? Тему этимологии слова я не подымаю.

Итак, вопрос генеалогии славян, а именно русских.

В силу библейского повествования славяне происходят от колена Иафета сына Ноя спасшегося от всемирного потопа. Славянские разнородные племена размножились и заселили довольно широкое пространство Европейского континента от земель современной Германии до Уральских гор, от Северного моря и Прибалтики до Черного моря, от Балканского полуострова до устья реки Волги, конечно же не цельным монолитом, где локально небольшим поселением, а где и широким географическим этническим ареалом. С появлением греко-римской цивилизации. А именно письменности мы находим в их записях возможные упоминания, касающиеся славянских племен. Это конечно не означает, что их существования связано только с упоминанием в конкретном времени и географическом контексте, но это единственное на что мы можем основательно посылаться.

Как свидетельствует исследователь-ученый И.С. Орлай, наши давние предки Русы (русь, россы, руги, роги) были одним из самых известных племен Европы со времен античности. А в летописи Нестора о расселении народов после потопа, Русь стоит в одном ряду со Свевами, Готами, Англами, Галичанами, Венедами и другими яфетическим племенами. Cловене упоминаются в одном контексте с Иллюриком (иллирийцами) и Лухитией (ляхами). Римляне подчинили Иллирию и, включив в состав империи, разбили на отдельные области: Рецию, Норик, Мезию и Дакию.

Жителей Норика античные авторы связывали историю с восточными племенами тавров. Плиний Секунд (23-79 н.е.), например, утверждает, что «Норийцами прослыли те, которые прежде назывались таврийцими (taurici)». Летописец Нестор упоминает жителей Норика наряду с древними славянами. В самом начале «Повести временных лет», где речь идет о расселении «колена Иафетова», он пишет: «Нарци еже суть Словяне». Славяне пришли на Дунай до кельтов (волохов), болгар, угров, авар, тюрков и др. Именно здесь, в речных долинах Восточных Альп, была одна из прародин наших пращуров, которые прежде назывались другими именами. В этом контексте можно говорить о Праруси и о прарусских заселявшие эти территории. В начале 1 тысячелетия от Р. Х. на территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан (VI в.) относил их к «многолюдному племени венетов». Мавро Орбини, автор знаменитого сочинения о происхождении славян (XVII в.), сам хорват из Далмации, считал, что “вандалы и славяне были одним народом”.

Церковная хроника о первом Вселенском Соборе (325 г.) свидетельствует, что на нем принимали участие скифы, они уже имели епархии и послали в Никею своего епископа, подписавшегося под именем Ros (ρως). Средневековый автор Никита Хонийский (1155 – 1256гг.) пишет о «Руси, которую и Скифами именуют», а Лев Диакон (X в.) о «Тавроскифах, на их языке Росами называемых».

Славяне были известны в Византии с времен ее появления, они начинают часто фигурировать в письменных источниках после V века, когда произошло их вторжение в южную часть Балканского полуострова. В VI веке н. э. под давлением с востока в пределы Византийской империи вторглись племена антов и склавинив в союзе с другими славянами начали колонизацию Балканского п-ва. В ходе пассионарной экспансии к началу VII столетия в северной и средней полосе Балканского полуострова славяне превратились в господствующую силу, ассимилировав местных жителей.

Многие римские полководцы, не говоря уже о солдатах, сами были родом из славянских провинций. Иллирийское происхождение имели императоры Юстиниан и Диоклетиан, император Стилихон был романизированным вандалом, а Одоакр (431-493) – скиром или ругом-русином, как свидетельствует древняя мемориальная доска «король (Rex) русинов (!), гепидов, готов, унгаров, герулов» .

Одновременно славяне продолжали колонизацию Днепра, Двины и верхней Волги. На северо-востоке Европы, где расселялись венеды возник легендарный Славенск, предшественник Великого Новгорода. В «Повести временных лет» пересказывается история о Кие, как одном из первых русских князей, имевших знатный род. На месте нынешнего Киева он вместе с младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрою Лыбедь построил город, который назвали в честь старшего брата. Ученые связывают Кия с реальной личностью V века н. э., но говоря о его национальной идентификации, возникает ряд гипотез и сомнений в славянском происхождении, и точного датированного указания о нем нет, хотя, однозначно, местные жители того времени – славяне.

В «Повести временных лет» летописца Нестора Русь связывается с варягами (Varangr). Этим именем называли не какое-то определенное племя, а военные и торговые дружины, которые приходили в южные земли на своих кораблях с берегов Балтийского моря, т.е. в числе варягов были те же русы. Новгород так же относился к варягам. Согласно летописям Русь пришла «из заморья», откуда прежде «взимала дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей».

Где именно «обитала» до этого Русь? Историк готов Иордан (VI в.), перечисляет среди народов “острова Скандза” (т. е. Скандинавии) имена племен, созвучные Русам: руги, арохи и рании. При переселении на континент руги здесь встретили “ульмеругов”, “островных ругов”, которые здесь обосновались раньше готов. Само по себе островное существование сохраняет более герметично первичную идентификацию племени, чем на пространстве материка при переселении народов. В славянских сказах и легендах до сих пор сохранились сюжеты о дивных островах заморских землях и их обитателей, с которыми они без языкового барьера общались. Название острова Буян очень созвучно с наименованием с полабским-славянским племенем Руян (северная территория современной Германии).

Так или иначе, эти племена участвовали в варварских войнах эпохи крушения Западной Римской империи. Одни жили в районе Подунавья, а затем переместились на Север, а другие – обитали на Балтийском побережье и в Скандинавии. Связи между этими регионами были весьма оживленными. Русь продвигалась по рекам с севера на Юг, по направлению к тёплым морям и торговым путям, а славяне распространяли свою колонизацию с Юга на Север и с Запада на Восток.

В Восточной Европе к VI-VII вв. сложилось несколько государственных образований славян и их соседей (Венгрия, Чехия, Польша, Сербия, Хорватия и другие). Именно к этому периоду относится одно из первых упоминаний о варяжской Руси. В средневековых источниках имеется сообщение о походе русов на Царьград в 626 году, которое в частности подтверждает рукопись на старогрузинском языке “Осада Константинополя скифами, кои суть русские”.

После призвания варягов в 862 г. Русь заявила о себе как о сильной державе. Легендарный Рюрик, основатель русской княжеской династии, был внуком Гостомысла, родом из Поморья, где ныне находится немецкая провинция Мекленбург. Следует заметить, что значительную часть современной Германии в то время заселяли славянские племена – полабы, потом их часть ассимилировалось, а другие мигрировали. Даже сейчас, спустя много веков, сохранились исторические славянские названия — топонимы местности.

Рюрики, утвердившиеся в Новгороде и Киеве, объединили владения восточных славян от Днепра до Волги. Это были те самые земли, которые скандинавские источники прежде именовали “Великой Швецией”, а потом стали называть “Гардарикой” (страной городов). На Великом водном пути, который проходил по Западной Двине, Днепру, Волге и Волхову, через Старую Ладогу, Новгород, Ригу, Смоленск, Киев, возникли сотни городов, 400 из которых упомянуты в летописях. К концу X века Русы прочно укрепились на северном побережье Черного моря (Понта), которое в те времена называли по их имени – Русским морем. А если говорить о названии Варяжское море, то теперь нам приобретается в этом названии русско-славянский смысл варяжской Руси.

Исторически и окончательно наименование как государство и племя, земля закрепилось за Киевской Русью после цивилизационноого религиозного выбора святым и равноапостольным князем Владимиром, крестившим Русь. А с переходом митрополичьей кафедры на север в Москву при святом святителе Петре (с Волыни), Московская Русь стала быть центром – Третий Рим – центром Русской и христианской цивилизации.

Подводим итоги.

Устное предание о существовании самом названии Русь и исходные наименования как племени и земли говорит о начале 1 века, но первое документальное свидетельство находим в 325 г. первого Вселенского Собора подпись сарматского епископа – (рос), но насколько он был русский и те племена т.е принадлежат к славянской идентификации, установить тяжело.

Одоакр (431-493) сын Эдика, как свидетельствует древняя мемориальная доска «король (Rex) РУСИНОВ (!), гепидов, готов, унгаров, герулов». Интересно, что его подвигом гордились казаки Богдана Хмельницкого, как бы себя с ним родственно ассоциируя.

Итак, славянские-русские племена и их земли на протяжении веков по-разному наименовались но их можно однозначно идентифицировать как русские, обладающие одним унифицированным похожим языком и генетическим менталитетом, с которыми многие племена (не славянские), слились и ассимилировались. Следует учитывать и средневековую практику, что из-за правителя, его национальности или названия местности могло переходить название и на все племя. Русью назвали основном те места, где проживали эти славянские племена. Но это не обязательно, ведь были места, где заселили и проживали компактно русские, но Русью или исходным от этого слова не именовалось. Но и была названа Русь Варяжская, куда входили балтские, германские, угро-финские племена, а поэтому нельзя однозначно идентифицировать как славяно-русскую. Происхождение Руси, как наименования земли и ареала проживания русских не связано первоисторически, как мы видим с Киевской Русью, а на много древнее и шире. Если брать историческое заселение с связанным наименование русских племен, и это исторически документально датировано-засвидетельствовано, то первенство нужно отдать (не в обиду великороссам) русинам Закарпатской Руси(!) в том числе русинам Сербии, Чехии, Словакии благодаря мемориальной записи королю руссов Одоакру, но это не означает, что в то же время не было русских и возможно на много раньше в других местах. История Закарпатской Руси довольно интересная и говорит нам о историческом заселении ее русскими 4 раза, а учитывая и послереволюционный период (1918 г.), то можно говорить и о пятой миграции. Но это уже другая тема. Я думаю, что об этом я с вами поделюсь в следующих статьях, как и о том, почему и где географически располагается каждая с названий Руси (Дунайская, Варяжская, Червоная и т.д.).

И уже как отдельное окончательное образовавшееся русское государство принадлежит к периоду Киевской Руси, а дальше Московская Русь как центр Русской цивилизации. В 9 -13 веках в Русь как государство вошли все славянские племена и те, которые были рядом (угро-финские, балтские, тюркские и т.д.) значительно ассимилировались. Русь как земля стала среди путешествующих называться Светлою, а далее и Святою. В истории мы знаем, что эти земли были историческим путем переселения разных народов, это был путь разных воинствующих орд, колонизаторов, оккупантов, на пути которых исчезали народы и государства. Русь могла исчезнуть, но Господь сохранил Ее.

Сейчас государства Россия, Белоруссия, Новороссия, Приднестровье правонаследницы Киевской Руси, не отказались от своих исторических и христианских корней. В силу святости благочестивого народа Русь, как уже метафизическое пространство наполнено сакральным духовным смыслом. Составное географического пространства Руси – современная Россия. Для Нее уготовленное Богом мессианским предназначением в мире это быть Святой Русью, нести народам катарсис, быть мировым «удерживателем» зла – Катехоном.

Я лично предлагаю, вернуть историческое достойное и очень красивое название и теплое для нашей души, Черному морю – Русское море!

Источник: ИА «Русские Новости»