Диакон Артемий Сильвестров: «Мы не враги современной музыки» (20.08.15)
Диакон Артемий Сильвестров клирик Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, руководитель Православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии.
Рок-музыка является актуальным и разносторонним явлением современной культуры, культурный язык современной молодежи. Творчество некоторых рок-музыкантов несет позитивный настрой, однако некоторые стили рока имеют явно разрушительное действие.
Достаточно жесткие выступления общественности против концертов в Новосибирске ряда музыкальных коллективов, пропагандирующих своим творчеством сатанизм (человеконенавистничество) и половые извращения, обусловлены четким пониманием нашими согражданами реальной опасности и деструктивности тех «культурных» веяний, которые приходят в нашу действительность под видом «свободы самовыражения». При этом мы, православные христиане, научены растождествлять грех и людей, увлеченных этим грехом. Мне, чисто по-человечески, искренне жаль тех молодых ребят, в чьих душах теплилась надежда посетить концерт любимой группы (пусть их творчество кажется нам омерзительным), но концерт был отменен. Самое же печальное в данной ситуации – непонимание, когда эти молодые ребята не имеют удовлетворительного и исчерпывающего объяснения, чем «насолили» «Behemoth», «Marilyn Manson», «Сanninal Сorpse», «Cradle Of Filth» консервативной части нашего общества. Но еще печальнее, что понять эту другую сторону они даже не пытаются, они воспитаны в алгоритме «я всегда прав».
Однако позволю себе обратиться непосредственно к этим ребятам-металлистам. Дорогие мои, не надо обижаться на нас и судить строго. Вполне может быть, что спустя некоторое время, когда у вас появятся собственные дети, изменятся жизненные обстоятельства и приоритеты, вам от чистой души захочется сказать нам спасибо. Так бывает, что студент в особо сложный период своего обучения в престижном университете с искренней благодарностью вспоминает строгого школьного учителя, хотя в школьные годы его ненавидел. И наоборот – весельчак и балагур, «душа компании», который всем ставил одни пятерки, достоин уже не столь умилительных воспоминаний, как на «вечере выпускников». Мир так устроен, что человек в разные периоды своей жизни оценивает одно и то же событие или один и тот же поступок совершенно по-разному. В молодости человек склонен легко переживать свои ошибки, мол, «да ладно, подумаешь…» Но с годами, когда открывается, что «мир принадлежит не мне» и многие грезы молодой особы превращаются в грозы матери-одиночки, человек каждую свою ошибку переживает очень остро – но вернуть ничего уже нельзя.
Еще один пример. Как-то мой знакомый рассказывал мне такую историю. Его детство прошло в деревне. И он, как водится, с мальчишками лазил в чужой сад и воровал яблоки. Однажды хозяйка сада застукала их за этим делом и схватила черенок от лопаты. Все пацаны успели убежать, но моему менее расторопному знакомому таки засветило по спине деревянным орудием. Спина потом болела сильно и долго, обида была чудовищной. Однако на сегодняшний день мой знакомый, будучи солидным человеком, занимая хорошую должность, благодарен этой суровой женщине. Потому что все те мальчишки, которые ушли «ненаказанными» – все сели – и не в крапиву, а в тюрьму.
Я хочу донести очень важную мысль. Если группа людей, к тому же старше меня, говорит: «Не ходи туда – там опасность», а я этой опасности в упор не вижу, то это совсем не значит, что опасности действительно не существует. Такое «невидение» может быть объяснено отсутствием жизненного опыта. Как ни банально это звучит, все мы знаем: это так. Но, к сожалению, некоторые люди настолько поверхностны, инфантильны и легкомысленны, что даже состоявшийся 40-летний господин, хозяин одной из концертных площадок, в личной беседе на полном серьезе мне заявил, что не верит, что такая музыка растлевает людей и обращает их в сторону сатанизма. При чем здесь вера? Есть просто факты, даже из моего личного опыта. Я сам, будучи на каком-то этапе своей жизни тесно связан со всей этой музыкальной субкультурой, могу свидетельствовать, что те из моих «коллег», которые увлекались подобной бесовщиной (black-metal и сопутствующие музыкальные направления), заканчивали, как правило, очень плохо. Речь идет о тяжелой наркозависимости, психических расстройствах, и, как следствие, – порой полной десоциализации индивидуума (фактически люди становились бомжами), психиатрических клиниках, и очень часто — просто суицидах! Если посчитать всех тех в прошлом моих «коллег», которые ныне покоятся на кладбище (и которых я еще помню цветущими и подающими надежды молодыми людьми), то боюсь, что для данного исчисления не хватит пальцев обеих рук. Здесь есть над чем подумать! Быть может, это прозвучит грубо, но не думаю, чтобы господин хозяин концертной площадки хотел бы подобную жизненную перспективу для своих собственных детей.
Для того чтобы убедиться, что сатанизм некоторых западных музыкальных коллективов не есть просто имидж, не есть только аллегорический образ, метафоричный стиль или иносказание, достаточно приложить труд к изучению т.н. «скандинавской black-metal сцены». На примерах жизни и конкретных поступков участников таких блэк-групп, как «Mayhem», «Burzum», «Dissection», «Gorgoroth», мы найдем всё: изощренные убийства с расчленением тел и глумления над ними, изнасилования, наркоторговлю и педерастию, уничтожение христианских церквей и нападения на христиан, непосредственную связь с «официальными» сатанинскими и фашистскими объединениями. Это просто факты, без всякой тенденциозности и идеологии, и эти факты позволяют сделать вывод о том, что «игра в сатанизм» очень часто не кончается просто «игрой», «проходит» не у всех. И пусть мое предложение покажется кому-то предельно неэтичным и даже жестоким, однако апологетам «черной музыки» от арт-бизнеса стоило бы лично встретиться с родителями тех, кто погиб в результате увлечения этой культурой, и в глаза им сказать: «Мы не верим, что такая музыка растлевает людей и обращает их в сторону сатанизма, доводит до самоубийства. Ваши дети – просто идиоты, а музыка безобидная!»
При этом мне хотелось бы особо подчеркнуть: я не против рок-музыки, я не против тяжелой музыки! В этом направлении есть множество достойных и талантливых представителей (как у нас, так и за рубежом). Совсем не случайно, что инициатором протестов против концертов сатанинских рок-групп в России выступил координатор Совета Союза Православных Братств блаженной памяти Юрий Агещев – сам в прошлом рок-музыкант, известный в «московской системе» по прозвищу «Хэлп». Этот человек, будучи лично знаком со многими звездами «тяжелой сцены»: Кеном Хенсли, Яном Гилланом («Deep Purple»), Тарьей Турунен, Джо Сатриани, Дэйвом Мастэйном («Megadeth») – приложил огромные усилия, чтобы развенчать заскорузлый миф, бытующий в консервативной среде о том, что «весь рок от диавола». Именно миссионерская деятельность Юрия разрешила это мнимое противоречие между православным мировоззрением и увлечением роком и достойно показала, что рок-музыка – это очень весомая часть современной мировой культуры, это культурный язык современной молодежи, вполне достойный и способный нести позитив. И яркий пример тому – отечественная рок-группа «Алиса». В текстах песен и в интервью в симпатиях к христианству признавались музыканты таких западных тяжелых рок-групп, как «Dream Theater», «Megadeth», «Blind Guardian», «Nightwish», «P.O.D.», «Lacrimosa».
Но, когда в текстах песен таких групп, как «Behemoth», произносится хула на Господа, Богородицу, христианские святыни, раздаются призывы к уничтожению христиан, здесь даже миссионеры самых широких взглядов скажут свое жесткое: «Нет! Это мерзость! Это недопустимо». И камень преткновения заключается не в самой музыке, а в ее содержании. Мы не против тяжелого рока – мы против сатанизма, и принципиально не важно, в какую музыкальную форму облечена его проповедь – в black metal или в классическую оперу (ситуация с кулябинским «Тангейзером» доказала это наше утверждение наилучшим образом). В этом отношении можно заметить, что православный миссионер Юрий Агещев постоял за «честь мундира»!
В этом контексте надо бы сказать о непосредственных организаторах концертов сатанинских групп в Новосибирске – концертном агентстве «Сибирские гастроли» и его директоре Викторе Захаренко. Обращаясь к поклонникам тяжелой музыки, хочу поделиться одним наблюдением. Не думаю, что директора целого концертного агентства в большом городе можно заподозрить в слабоумии. И тот факт, что концерт «Marilyn Manson» 29 июля 2014 года в ЛДС «Сибирь» скорее всего не состоится, было понятно любому мыслящему человеку уже в начале июня того же года. Ведь власти отказались предоставить концертному агентству данную государственную площадку на вышеозначенную дату. Хотя г-н Захаренко и директор целого концертного агентства, противостоять решению мэра и врио губернатора вряд ли сможет. С чем же тогда связан тот факт, что вплоть до последних дней директор «Сибирских гастролей» анонсировал концерт и всячески заверял, что таковой состоится? Более того, г-н Захаренко уверял, что на данном концерте исключено присутствие несовершеннолетних, однако на пикете «Новосибирск против концерта Мэрилина Мэнсона» Виктор появился с «группой поддержки» в составе которой (как мы можем предполагать, исходя из фотоматериалов) присутствовали лица, не достигшие даже 16-ти летнего возраста.
Мне лично доводилось общаться с Виктором Захаренко, и в ходе беседы я выразил свое недоумение по поводу того, что он, будучи бизнесменом, занимается систематической организацией концертов таких групп, которые заведомо вызовут бурную негативную реакцию со стороны горожан и властей – и концерты скорее всего не состоятся. Зачем же так рисковать своим бизнесом? Ведь существует достаточное количество музыкальных коллективов тяжелого направления, чья творческая составляющая индифферентна в отношении наших традиционных религиозных и нравственных ценностей, а иной раз участники некоторых тяжелых рок-групп прямо заявляют о принадлежности к христианской вере (список см. выше). Более того, данные музыкальные коллективы намного более популярны и, соответственно, организация их гастролей гораздо предпочтительней в коммерческом отношении, чем концерты маргинальных black-металлистов. Так зачем же директор «Сибирских гастролей» заведомо идет на конфронтацию с достаточно весомой частью общества и с властью, при этом нанося урон деловому имиджу своей компании и неся существенные финансовые убытки? Внятного ответа от г-на Захаренко я не получил.
Но есть одна существенная деталь. На встречу с представителями консервативной части города Новосибирска г-н Захаренко явился в сопровождении представителя несистемной оппозиции Андрея Терехина (соратника скандально известного русофоба Ильи Пономарева). В свете этих событий мнение некоторых общественников Новосибирска о том, что запланированные концерты рок-групп, оскорбляющих традиционные нравственные ценности, – есть проплаченная и спланированная акция по организации «русского майдана», совсем не кажется мне «конспирологическим бредом». Мы ни в коем случае не хотим ни в чем обвинить Виктора Захаренко, но согласитесь, таковая идея снимает очень многие насущные вопросы к арт-бизнесмену. И ведь действительно – должна же быть какая-то реальная выгода, коль игра стоит свеч. В наше тревожное время, когда в таких странах, как США и Польша, антироссийские настроения зашкаливают, именно оттуда приглашаются музыкальные коллективы сатанинского направления, в то время как на свою территорию «господа демократы» запретили въезд даже вполне невинного (в плане творческого содержания) российского исполнителя Иосифа Кобзона.
И напоследок я хотел бы поделиться своим опытом общения с моим давним знакомым, который и по сей день пребывает в статусе «брутального металлюги». Именно отмена ряда концертов сатанистов стала для нас информационным поводом встретится. Он, будучи поклонником более умеренных направлений тяжелой музыки, все же негодовал по поводу действий православной общественности. Но после 3-х часов спора он сказал финальную фразу, которую считаю своим долгом привести здесь. Он сказал примерно так: «Я конечно против действий православных активистов, однако в чем-то я их понимаю. Ведь если бы я сам был православным, и в мой город приехала такая богохульная группа, я приложил бы все усилия, чтобы этот концерт не состоялся!» Это очень важное свидетельство, которое показывает, что очень многие проблемы современной молодежи восходят к тому, что они не научены понимать других, не научены слышать возражения, не научены принимать иную позицию и уважать чужое мнение. Однако если эти молодые люди хотят быть хоть в какой-то степени успешными в этой жизни – всему этому придется учиться. Не хочется – а придется!
И еще пара слов о самой рок-музыке. Конечно, с точки зрения христианской нравственности, рок-музыка скорее зло, чем добро. Более того, XX век свидетельствует о том, что нравственная деградация (в том числе и дехристианизация) западного общества неразрывно связанна с этим видом современного искусства. «Секс, наркотики и рок-н-ролл» — это не только «журналистский штамп», как считает Константин Кинчев, но это достаточно адекватное отражение реалий. Да, рок-музыка не всегда сводится к этому, но достаточно часто соприсутствует с этими пороками и восхваляет их. На сегодняшний день абсурдно запрещать рок-музыку, ибо таковая стала языком современной молодежи, ее совопросником. Увы, но вполне женские попытки «оградить нашу молодежь от тлетворного влияния» не достигнут успеха. Здесь необходимо отметить еще очень важный момент: многие наши сограждане, чья молодость прошла в 80-е, начале 90-х гг. остро ощущали информационный и идеологический вакуум – нечем было жить. Коммунистическая идеология на тот момент расписалась в своей полной несостоятельности, Русская Православная Церковь только восставала из руин. И вот тогда в качестве некоего поводыря для думающей молодежи той эпохи выступила рок-музыка. Конечно, слишком смело назвать русский рок детоводителем ко Христу, но для очень многих именно он помог не уйти с головой в мир оголтелого материализма, в мир спортивных штанов и ларечной идеологии.
Да, предположим, рок-музыка – это плохо. Но наш Господь обладает удивительной способностью: Он умеет обращать зло в добро. Именно так произошло со многими рок-музыкантами (см. выше). В западном мире слово «байкер» – синоним слову «бандит». И, действительно, основная сфера занятий т.н. «большой четверки» (наиболее масштабных и влиятельных мотоклубов США и Европы) – это наркоторговля, торговля оружием, «крышевание» проституции и т.д. Однако на примере российского мотоклуба «Ночные волки» мы сталкиваемся с принципиально иным явлением. Именно по причине обращения их лидера Александра «Хирурга» Залдостанова к православной вере сама деятельность клуба (их цели и задачи) принципиально отличны от деятельности многих их зарубежных коллег. Именно «Ночные волки» сыграли очень важную роль в возвращении России Крымского полуострова. Именно «русские мотоциклисты» являются организаторами масштабных патриотических акций, которые способствуют воспитанию реального патриотического духа нашей молодежи, при этом данные мотомероприятия по-настоящему «креативны», неформальны, т.е. лишены духа государственного официоза.
В этом же контексте нам нужно воспринимать и рок-музыку. Стоит пристально разобраться в этом «молодежном языке» и на примере этой далеко не идеальной формы молодежной культуры постараться выстроить в сознании человека шкалу нравственных ценностей, привить вкус – что такое хорошо и что такое плохо, какая музыка качественная (в том числе и в плане содержательном, нравственном), какая нет. Собственно, вся деятельность новосибирских общественников к этому и сводится. Мы выступаем против сатанизма, а не против тяжелой рок-музыки, пусть даже и не признавая последнюю за какое-то абсолютно положительное явление современности.
Источник: Православие.фм