Владимир Анищенков: «Две эпохи — одна армия» продолжение 3 (23.05.15)
Академия Генерального штаба РККА была главной «кузницей» высших военных кадров Красной армии. Большинство полководцев Великой Отечественной обучались военному искусству в стенах Академии. АГШ сохраняла и творчески перерабатывала весь опыт русского воинства и в первую очередь военных действий I Мировой войны. Почти все её руководители были офицерами и генералами Императорской армии.
Академия Генерального штаба была восстановлена 7 октября 1918 года. Её первым начальником стал генерал-майор А.К. Климочич, выпускник этой же Академии (тогда она именовалась Николаевской), участник ещё русско-японской войны. В 1919 году АГШ возглавил выдающийся военный теоретик А.Е. Снесарев, генерал Царской армии. Тоже выпускник Николаевской Академии и, между прочим, командующий Царицынским фронтом (членом военного совета которого был И.В. Сталин). В 1930 году он был арестован, но Сталин вычеркнул его из расстрельного списка.
Для обучения и научных исследований в Академию были приглашены лучшие военные теоретики и педагоги: генерал А.А. Свечин, подполковник Д.М. Карбышев, В.К. Мордвинов. Кстати В.К. Мордвинов (штабс-капитан Императорской армии, генерал-лейтенант Советской) возглавлял АГШ в 1940-1941 годах. Во время Отечественной ему было поручено формирование новых воинских подразделений. До него Академию возглавляли, упомянутые выше И.Т. Шлёмин и Ф.И. Кузнецов.
В 1936 году начальником Академии был назначен комдив Д.А. Кучинский (прапорщик «старой» армии), но на следующий год он был арестован, а ещё через год расстрелян. В том же году был расстрелян выдающийся теоретик военной стратегии А.А. Свечин. И всё же, несмотря на репресии, Академия Генерального штаба оставалась высочайшей школой военного искусства, воспитавшей выдающихся полководцев, победителей в самой масштабной войне нашего Отечества.
Самой калоритной личностью из выпускников Академии можно назвать С.М. Будённого. В русско-японскую он служил в Донском казачьем полку. Как лучший наездник был направлен он в Петербург в офицерскую кавалерийскую школу. В I Мировую был награждён за храбрость Георгиевскими крестами (солдатский «Егорий») четырёх степеней и 4 георгиевскими медалями(«полный бант»). Георгиевский крест 1-й степени, за то, что с четырьмя товарищами привёл из вылазки в тыл врага 7 турецких солдат. О С.М. Будённом — командарме Первой конной армии в годы Гражданской войны известно довольно много, а вот о маршале Великой Отечественной значительно меньше. В начальный период он входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы, командовал группой войск армий резерва Ставки, затем главком войск Юго-Западного направления, командующим Северо-Кавказского фронта. По рекомендации Будённого были сформированы новые кавалерийские дивизии. В январе 1943 года С.М. Будённый возглавил кавалерию Красной Армии. По мнению некоторых историков кавалеристы в этой сверхтехнологической войне внесли заметный вклад в нашу Победу.
На фотографии Александр Андреевич Свечин, генерал-майор Императорской армии, преподаватель Академии Генерального штаба в советское время.
Продолжение следует.
Источник: Национальный Медиа Союз