Дмитрий Воронов: «Новосибирск: город-общий или город Кузина и Терешковой?» (24.06.15)
В мае 2015 г. в мэрии г. Новосибирска прошел форум с многообещающим названием «Город-общий». Этот форум был организован неким «общественным оргкомитетом» при поддержке мэрии. На мероприятии обсуждались вопросы, по которым (как отмечают организаторы) на сегодняшний день отсутствует общественный консенсус, а именно – проведение (а точнее отмена) т. н. монстрации, отмена некоторых т. н. культурных мероприятий и т. д.
«…это город наш с тобою» строчка из известной песни
Также было отмечено, что в ходе форума была обсуждена проблематика «ущемления чувств верующих». В преамбуле документов данного мероприятия, в частности, было сказано о том, что вдохновители и организаторы оного желают сместить «вектор дискуссии с взаимных упреков, поиска виновных и разбора мотивов действий сторон конфликта на обсуждение возможных конструктивных решений». На первый взгляд данное предложение кажется очень мудрым и своевременным. Но удивляет в первую очередь тот факт, что среди участников данного форума напрочь отсутствовали сами верующие, а точнее, представители традиционных религий для нашего региона. Если вдохновители и организаторы форума полагают, что тему «ущемления чувств верующих» можно обсуждать без самих верующих, то думаю, что название форума «Город-общий» мягко говоря, не соответствует его подлинному содержанию, целям, задачам и фактическому результату. Если учесть, что среди участников все того же форума начисто отсутствовали представители той самой общественности, которая была возмущена проведением сатанинских концертов и кощунственными мероприятиями министерства культуры Новосибирской области, то полагаю, абсурдно говорить об искренности заявлений организаторов форума, что якобы их желанием является найти некое конструктивное решение по всем этим вопросам.
О каком консенсусе или «солидарном решении общественности и власти» может идти речь, когда группа либеральных чиновников (в лице министра культуры НСО В. И. Кузина и начальника департамента культуры г. Новосибирска А. В. Терешковой), политических деятелей оппозиционного толка (в лице активистов партии «Яблоко» О. Вальгер и С. Каверзиной), журналистов и представителей арт-бизнеса в своем узком кругу, приняли удобное для них самих решение по всем будоражащим общество вопросам и опубликовали таковое в качестве неких «согласованных решений»? А где глас народа? А где демократия? Если это решение именуется «согласованным», то появляется вопрос – с кем именно оно согласовано? С православными верующими, с мусульманами, с представителями патриотических организаций? Почему-то таковые не были приглашены и не присутствовали на форуме «Город-общий». Так город общий или он принадлежит исключительно Кузину, Терешковой и их единомышленникам?
Олеся Вальгер в США на встрече с Хилари Клинтон (via) С кем из представителей новосибирской общественности участники форума согласовали решение, что 1 мая 2016 г. колонна т. н. Монстрации будет проходить по Красному проспекту и что подобное сомнительное мероприятие будет включено в план мероприятий мэрии? Были ли выслушаны мнения Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона и других почетных жителей города? Нет. Почему? Не потому ли, что вдохновители и организаторы форума «Город-общий» не считают вышеназванных лиц «уважаемыми жителями Новосибирска»? Так город-то все-таки общий или город Кузина и Терешковой? 25 мая сего года на гражданском форуме «Действуем месте», который проходил в Экспоцентре мэр города поспешил заявить, что Монстрация будет включена в план городских мероприятий 2016 г., как арт-шествие молодежи. Правда при этом Анатолий Евгеньевич, очевидно, не учел, что в следующем 2016 году на 1 мая (день традиционного проведения Монстрации) выпадает празднования Православной Пасхи. В заявлении подчеркивается, что администрация города не вправе корректировать содержание плакатов Монстрации. А ведь некоторые плакаты монстрантов волне могут содержать оскорбительные высказывания в адрес Церкви, Православной веры, наших традиций. Приведет ли это к эскалации общественной напряженности? Несомненно. Ввиду этого возникает вполне закономерный вопрос: такое решение чиновников есть досадное недоразумение, недоработка или все это делается специально?
Монстрация. Источник фото: novosib-room.ru Повторюсь, безусловно, создание т. н. «Согласительного совета» в том виде, о котором речь идет в резолюции форума – предложение весьма сомнительное, хотя по-своему своевременное и актуальное. Но одно дело идея или предложение, совсем другое – как эта идея или предложение будут реализованы в практическом отношении. На сегодняшний день мы видим, как идея «общественного совета» откровенно профанируется чиновниками от культуры нашего города, когда форум «Город-общий» представлен лицами, имеющими исключительно одинаковые убеждения в вопросах, касающихся культуры и границ свободы. Не ждет ли подобная однобокая и претенциозная участь некий будущий «согласовательный комитет», в котором никто ни с кем ничего на самом деле согласовывать не будет.
Не буду утверждать, но рискну предположить, что наши чиновники от культуры создают некую «общественную ширму» с той целью, чтобы, когда в очередной раз очередное культурное заведение нашего города (в процессе очередной «прогрессивной» постановки) войдет в конфликт с Законом (в частности ст. 148 УК РФ, п. 2) вовремя «прикрыть» нарушение Закона этим самым фиктивным «общественным советом», — мол, «у нас люди так считают». Случайно ли, что в документации форума «Город-общий» жестко дискредитируются любые попытки общественности апеллировать к Закону? Это касается и общественных выступлений (митингов, пикетов) в рамках Конституции РФ, это же касается и обращения в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру) и суд. В документах форума данные действия, присущие гражданскому обществу, именуются «деструктивным противостоянием». Впервые, как нам кажется, такие действия, когда человек, видя правонарушение, обращается в правоохранительные органы, именуются «деструктивными». Более того, в этих документах мы читаем: «Если результатом работы такого органа (некого – «Согласительного совета») будет один не проведенный митинг и не поданное заявление в прокуратуру, совет оправдает свое существование». А нам кажется, чтобы облегчить работу сотрудников прокуратуры надо не «советы» создавать и не дискуссии вести, а НЕ НАДО НАРУШАТЬ ЗАКОН! И все будет хорошо!
Более того, в ходе своих рассуждений касательно оскорбления чувств верующих участники форума «Город-общий» вошли в откровенное противоречие с действующим законодательством –Уголовным кодексом. В частности, в резолюции говорится нечто об организации работы по формированию законодательных предложений в отношении статей об оскорблении чувств верующих. Поражает безграмотность составителя этой «резолюции». Речь идет не о статьях в интернет издании «Сноб», а о статье 148 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), которая устанавливает уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих. А почему участники форума не предложили организацию работы по формированию законодательных предложений в отношении статьей 105 (убийство), 131 (изнасилование), 158 (кража) УК РФ? Ну, или как минимум в отношении статьи 275 (Государственная измена) УК РФ? Это действующие нормы права, которые не нуждаются в комментариях на уровне некоего «совета»!
Положение законодательства Российской Федерации об оскорблении религиозных чувств верующих (ст. 148 УК РФ) следует исполнять, а не дополнять, потому что кто-то исполнять его не хочет. Мало ли кому какая статья в Уголовном кодексе не нравится… У разных людей присутствуют разные наклонности – кто-то склонен воровать, у кого-то какие-то иные своеобразные склонности. Закон не должен подстраиваться под это, весь мир не для тебя одного создан. Какие-то дискуссии, обсуждения, предложения допустимы на момент подготовки соответствующего законопроекта, но на момент закрепления того или иного положения в Конституции или той или иной статьи в Уголовном кодексе некие «предложения», исходящие от каких-то «согласовательных советов» совершенно неуместны и абсурдны. В Российской Федерации правом законодательной инициативы наделены Президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации.
И еще пара слов о нарушении Закона. В связи с постановкой кощунственного Тангейзера местная пресса взорвалась разговорами о некоем «конфликте между Театром и Церковью». А ведь здесь действительно присутствует конфликт, только его участники определены не совсем точно. Речь идет о конфликте между Театром и Законом! Удивительно и то, что «желание конструктивно решить стоящие на повестке дня сложные вопросы», необходимость некоей дискуссии (на примере Б. М. Мездрича) просыпается в чиновниках от культуры только тогда, когда они уже совершили провокативное действия и получили некоторые проблемы с Законом. Поэтому и общественность весьма недвусмысленно выражает свое негодование касательно их «культурных» действий. А кто собственно мешал тому же Кулябину или Мездричу начать дискуссию о возможной оскорбительной составляющей их спектакля на момент задумки такового? Ведь в качестве одного из центральных персонажей в их спектакле фигурирует не Зевс, не Наполеон, не Винни-Пух, а Бог христианский – Иисус Христос! В этой ситуации было бы очень уместно обратиться к православному священнику с вопросами: «А можно ли такое ставить? А не оскорбит ли такая трактовка жизни Иисуса Христа православных верующих? А допустим ли подобный контекст?». Однако, таких вопросов, увы, не поступало. А уже после скандала, когда возмутилась общественность и к ситуации проявили пристальный интерес прокуратура и Министерство культуры Российской Федерации, то господа театралы вдруг заговорили о необходимости некоей «дискуссии». Мездрич даже не попытался извиниться перед верующими, не допустил возможности нечто изменить в содержании самого спектакля (на чем настаивало Министерство культуры). О чем же тогда дискутировать? Зачем нужна такая дискуссия?
Предположим, если в общественном транспорте вам наступили человеку на ногу и извинились – то это укладывается в нормы общественного поведения. Однако если наступивший не только не извинился, но и потребует «развернутой дискуссии» по этому эпизоду, то такое поведение именуется хулиганством. Подобное поведение наступившего свидетельствует о том, что сей поступок он совершил преднамеренно. Такие действия «трамвайного хама» вполне сопоставимы с поведением Мездрича, который не только не извинился перед верующими, но защищал свою позицию даже тогда, когда министр культуры Российской Федерации сделал ему довольно таки жесткое замечание.
Все вышесказанное (как и то, что мы вынуждены наблюдать в области общественной жизни) позволяет усомниться в искренности чиновников от культуры (в лице В. И. Кузина и А. В. Терешковой) касательно их планов по созданию некой объективной дискуссионной площадки. Скорее всего, как и планируется, «сильной рукой» будет создан «Согласительный совет», состоящий (как это и позиционируется) из 12-15 человек. Не случайно ли, что в форуме «Город-общий» участвовало 14? Скорее всего, эти люди (характеризующиеся принципиально ультра-либеральными, антиклерикальными взглядами) и составят этот «Согласительный совет». С кем они будут соглашаться? Сами с собой? Очень вероятно. Хочется подчеркнуть, что почти все сии дамы и господа в социальной сети вКонтакте входили в группу «защитников Тангейзера». Когда же критики данной постановки пытались в данной группе объяснить своим оппонентам в чем именно спектакль оскорбляет верующих, то администрация данной группы тут же помещала их в «черный список». В который раз приходится задавать один и тот же вопрос – вы еще верите, что «защитники Тангейзера» и наши чиновники от культуры желают узнать мнение своих оппонентов?
Поборники «свободы творчества», кощунственной постановки «Тангейзера», а также местные журналисты наперебой кричали, что отмена т. н. «культурных» мероприятий отрицательно сказывается на имидже города, превращая Новосибирск в «царство мракобесия». Видимо господам либералам, которые прямо таки настаивают на том, что Россия должна идти по пути, который нам указывает Запад, стоит напомнить, что на сценах классических театров столиц европейских государств (таких как Teatro alla Scala) ставятся классические постановки спектаклей в их классическом варианте. Один мой знакомый, будучи в Милане целую неделю не мог достать билет ни на один спектакль в La Scala, т. к. все билеты раскупаются за месяц. Неужели в Европе совсем нет разврата и кощунства? Есть, сколько угодно. Но все подобное «гадкое-прогрессивное» ставится в «частных лавочках» в «частных театрах», которые даже своим фасадом более напоминают бордели, нежели культурные заведения. И, если бы на сцене государственного Teatro alla Scala некие «умельцы» посмели бы поставить нечто в духе Кулябина или Мездрича, то это было бы немедленно запрещено властями страны! И никаких митингов и противостояний, никакой возмущенной общественности. И ни в коем случае нельзя сказать, что подобная позиция отрицательно сказывается на имидже Милана! С какой поры (вдруг) наличие публичных домов в городе (в глазах культурной общественности) оценивается, как положительный дивиденд в его имидже? И я осмелюсь предположить, что именно кощунственный «Тангейзер», Монстрация и подобные им «культурные» мероприятия порочат наш город, представляя его (в том числе и в глазах иностранцев), как город «дикой» демократии, пошлой вседозволенности. Подобная базарная «всеядность» только дискредитирует столицу Сибири. И, напротив, факт того, что широкая общественность встала на защиту наших традиционных духовных и нравственных ценностей характеризует Новосибирск, как сильный, жизнеспособный, по-настоящему культурный и цивилизованный город!
В этом же контексте очень важно следующее. Говорят, что процессы общественных выступлений против концертов Мэнсона, против кощунственной постановки Тангейзера отворачивают наших сограждан от Церкви, марганализуют само православное сообщество. Однако время показало, что это не так. Так проамериканский сайт ngs.ru в своей язвительной статейке «Боженька спустился» не без печали отмечает, что «число верующих, которые приняли участие в ночных празднованиях Пасхи в Новосибирске, резко выросло — с 32 тыс. человек в 2014 году до почти 40 тыс. в нынешнем». Согласно данным МВД участников Общегородского Крестного Хода 24 мая 2015 года было на 40% больше, нежели в прошлом году! И это при условии, что в результате гражданской позиции общественности именно Новосибирская митрополия Русской Православной Церкви подвергалась изощренной гиперкритике со стороны «карманных» прозападных СМИ и разного рода комментариям в социальных сетях в духе «Да я в вашу церковь больше ни ногой». Однако люди не поверили СМИ, люди видят, за кем правда, она – за Церковью. Именно такого содержания комментарий под новостным сюжетом о Крестном ходе не пропустили модераторы пресловутого ngs.ru.
Сразу вспоминается фраза одного, конечно же, неоднозначного героя неоднозначного фильма нашего талантливейшего режиссера А. Балабанова – «Вот скажи мне, американец, в чем сила?» А ведь это есть аллюзия на высказывание святого благоверного князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде». В этом отношении чиновникам от культуры города Новосибирска можно посоветовать перестать играть в «местечковую демократию», прекратить строить «общественные ширмы» для обхода Федеральных Законов, Уголовного кодекса. И, наконец, понять, что выступление общественников не есть что-то «нецивилизованное» и «мракобесное», а есть общественное выражение той реалии, что независимость России есть фактор не только политический, но и нравственный, культурный и религиозный.
Источник: Правосавие.фм