Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: «Церковь и Общество» (15.06.15)
15 июня 2015 года, под председательством Митрополита Тихона, Председателя Новосибирской Региональной Общественной Организации «Всемирный Русский Народный Собор», состоялось заседание Президиума Организации, в котором приняли участие его члены: В.Ф. Городецкий, И.Г. Мороз, Епископ Искитимский Лука, Ю.Ф. Петухов, Н.Н. Шалабаева, Б.В. Титов, Л.Г. Панин, Е.Ф. Овчинников, Л.П. Талышева, А.И. Симанова, А.В. Красов.
С актуальным материалом для дискуссии «Церковь и Общество» на заседании Президиума выступил Председатель НРОО «ВРНС» Митрополит Тихон. Тема предложенная для дискуссии весьма актуальна для общественного обсуждения и вызвала интерес у членов Президиума Организации.
Кроме того, на заседании Президиума НРОО «ВРНС» была заслушана краткая информация о деятельности организации и перспективных планах работы, а также обсужден вопрос создания при НРОО «Всемирный Русский Народный Собор» Совета по культуре.
В ходе обсуждения вопросов Повестки дня Заседания Президиума НРОО «ВРНС» активное участие приняли Председатель Организации Владыка Тихон, а также члены Президиума: В.Ф. Городецкий, Губернатор Новосибирской области; Л.Г. Панин, декан гуманитарного факультета НГУ и А.В. Красов, Руководитель секретариата НРОО «ВРНС».
Обращаясь к членам Президиума, В.Ф. Городецкий и Митрополит Тихон отметили важность и насущную потребность диалога Государства и Общества, организации конструктивного диалога и обсуждения вопрос, вызывающих в обществе резонанс, для принятия правильных решений и достижения общественного согласия.
Доклад Митрополита Тихона, Председателя Новосибирской Региональной Общественной Организации «Всемирный Русский Народный Собор»
«ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО»
(Материалы для дискуссии)
Русская Православная Церковь в своих обращениях к обществу всегда говорит о недопустимости подмены религиозности идеологией и политиканством.
Для дальнейшего рассуждения, нам необходимо определить понятие «Церковь». Согласно принятого юбилейным Архиерейским собором 2000 года одного из базовых документов «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — «Церковь есть собрание верующих во Христа», то есть общность людей, многие из которых, являясь православными верующими людьми, в то же время являются членами различных политических партий и занимают различные должности в государственных и муниципальных органах власти, трудятся на производстве и на земле.
Православных журналистов пастыри призывают в ходе сетевых баталий с миссионерской целью переносить рассматриваемые вопросы из горячности политического дискурса в область нравственную и духовную. И это верно!
Однако на сегодняшний день есть насущная необходимость сказать слово в защиту чистоты политики и, в частности, в защиту тех православных христиан, которые несут свое служение в этой сложной и опасной сфере!
Последнее время приходится слышать достаточно странные суждения касательно участия православных христиан (мирян) в политической жизни. Речь идет о тех ситуациях, когда общественные выступления (пикеты, митинги, стояния) «в защиту нравственных ценностей» так или иначе имеют в своей содержательной части те или иные аспекты насущной политики, в том числе и в оценочных категориях.
Высказывается мнение, что такого рода деятельность «православных активистов», (термин введен некоторыми либеральными СМИ и представителями власти, не осознающими или не желающими осознать сути их деятельности. Мы же будем говорить о православной общественности), не должна переходить в политическую плоскость ибо таковой тенденцией якобы подменяется подлинное содержание христианской проповеди и создается некий соблазн для людей, которые очень бы хотели видеть Церковь вне политики.
В качестве подтверждения подобной позиции приводятся слова Апостола Павла – «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6,12), а так же указывается, что Христос не делил людей на друзей и врагов по политическому признаку. Так поступают и православные люди.
Однако, противники Церкви поспешили объявить православных общественников, выступающих в защиту традиционных нравственных ценностей, «экстремистами» и «радикалами».
Другие видят в действиях православных общественников признаки зарождающегося (наконец-то) гражданского общества, определившего для себя традиционные нравственные ценности, способные объединить все общество, как жизненные приоритеты, а их защиту и сохранение народных святынь, как национальную идею. По словам академика Д.С. Лихачева «культура – это святыня нации». Для России культурообразующей религией является Православие (что и закреплено законодательно!).
В настоящее время, по статистике, не менее 71% жителей России считают себя Православными. Так что национальная идея совпадает с базовыми нравственными ценностями Православной Церкви.
До 1917 года в России Церковь и Общество составляли одно целое. Быть Русским означало быть Православным. Гонения за веру разделили народ на верующих и неверующих. В постсоветское время идет осознание русским народом своей идентичности.
Может быть развернувшаяся борьба с нравственными ценностями, которые дает людям Православная Церковь, связана с тем, что безбожников немного и народ их поддерживает неохотно. Поэтому, убирая воцерковленных православных верующих людей из политики и общественной жизни, они автоматически хотят получить перевес.
Безусловно, в таких рассуждениях есть логика. Более того, из нашей жизни мы знаем, что такие понятия как «политика» и «порядочность» редко соседствуют друг с другом, а манипулятивные технологии столь распространены, а их пользователи столь циничны, что у циников существуют все основания для тревоги по поводу участия православной общественности в акциях, имеющих в той или иной степени политическую окраску! В данном контексте совсем не лишним звучит вопрос – «А не используют ли нас?»
Принципиально не согласен с теми, кто полагает, что православная общественность должна быть вне общественной жизни и политики!
Политика – это составляющая жизни народа. Православных из нее хотят вычеркнуть?
В официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в частности, читаем: «Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством». Все мы сегодня оказываемся заложниками политического дискурса, в том числе и православные верующие и Церковь естественным образом оказываются вовлеченными в политическую жизнь страны. И здесь важно подчеркнуть – не церковные люди лезут в политику, но политика является неминуемой зоной отстаивания интересов любого общественного института, включая и Церковь в плане ее земного бытия! Уйти из этого поля автоматически означает выключить себя из общественной жизни, отказаться от любой активной деятельности, умертвить себя.
А нужно ли это церковным людям?
Совершенно справедливо замечание о том, что необходимо быть крайне осторожным в политической сфере, мудро определять приоритеты сотрудничества, однако из-за мнимой чистоты покидать зону сосредоточения любой общественной активности видится мне крайне нецелесообразным.
Да, «грязной» политикой заниматься вредно, как и вдыхание угарного газа не идет на пользу организму. Однако православный священник вдыхает его, когда едет на другой конец города чтобы причастить больного или
умирающего!
Верующие люди – полноправные граждане страны: платят налоги, служат в армии, создают материальные ценности.
Почему же руководить государством должны только атеисты?
Увы, но в наши дни «совсем беспартийным» может быть только бомж, а даже простому человеку невозможно быть полностью аполитичным…
Что уж тут говорить о сообществе верующих людей, которое, отстаивая свои насущные интересы, не может не коснуться политических реалий?
Церковь всегда была со своим народом!
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорится так: «В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви (т.е. православного народа) в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти».
Конечно, современная Россия не ведет открытой войны с каким-либо агрессором, однако мы ясно видим, что внутри нашей страны имеются определенные политические силы (чаще ультра-либерального толка), которые выказывают свое, по большей части, резко негативное отношение к Церкви (не только Православной).
В свою очередь, для Церкви абсурдно искать в такого рода политических движениях какую-то «альтернативную правду» или «нравственную истину»! Мы все видим к чему привела «борьба с коррупцией» на Украине, мы видим, как в странах Западной Европы провозглашаются в качестве нормы всевозможные виды нравственных извращений, наркомания, эвтаназия. Более того, этим нормам фактически присваивается элитарный статус и основы подобной «морали» в обязательном порядке внедряются в программу общеобразовательных школ и даже в систему дошкольного образования!
Сложно себе представить, чтобы православные верующие люди радовались подобным политическим тенденциям в нашей стране.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом сказано очень резко: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Для Церкви разумней сотрудничать с той властью, которая пусть далеко не идеальна, но все же (иной раз и декларативно) разделяет нравственные положения христианской веры и выражает Церкви свое доверие и поддержку! Абсурдно утверждать, что подобными жесткими, но правильными заявлениями о защите своих сограждан от скверны Церковь подменяет подлинное содержание христианской проповеди некоей политической идеологией. Что же касается «соблазнившихся», то это плохо характеризует только их интеллект и образовательный уровень.
Стыдно верить в то, что в XXI веке некая масштабная организация может быть полностью аполитична (о чем и говорилось выше). Еще глупее полагать, что наличие какого-то политического содержания может изменить главную ценность Церкви, которой уже 2000 лет и которая достойно пережила все политические модели и идеологические системы, бывшие за этот период на Планете.
И надо, конечно же, сказать о Христе… О том, что Он не делил людей по политическому признаку, оперировал с точки зрения Священного Писания понятиями «хорошо — плохо», а не «враги – друзья», «наши — не наши»…
Вроде бы и мы, православные христиане, должны поступать так же, то есть находиться вне политического дискурса! Однако, позволю себе не совсем согласиться с данным заявлением.
Дело в том, что в онтологическом плане у Христа действительно не было врагов на земле, Он пришел спасти всех людей, но в плане историческом и ситуативном и друзья (т. е. доброжелатели) и враги (соответственно недоброжелатели) у Христа имелись. Одни приняли (прим. Его благую весть) и пошли за Ним, другие оклеветали и казнили по ложному политическому приговору, как Царя Иудейского.
И необходимо отметить, что Сам Христос отнюдь не игнорировал исходящую от кого бы то ни было опасность или наоборот благожелательное отношение. Всякий раз Господь поступал сообразно ситуации!
Так, в самом начале Нового Завета Святое Семейство бежит из Палестины в Египет – от Ирода, который хотел убить Богомладенца… И вся последующая новозаветная история рисует нам врагов (недоброжелателей Христа), которые искали Его убить и друзей (доброжелателей) в домах которых Господь находил отдохновение. Вплоть до Своей Крестной смерти Иисус Христос дифференцирует то или иное отношение к Нему и всякий раз поступает сообразно ситуации. И вся последующая история Церкви следует именно данной модели поведения – Церковь не занимается практической политикой, но естественным образом она симпатизирует тем политическим силам, которые в той или иной степени разделяют ее вероучительные или нравственные принципы. Она не препятствует верующим заниматься политикой, занимать административные должности. Но не разделяет людей на политические партии, не поддерживает политическую агитацию и не участвует в политической борьбе, считая, что последователь любой партии может быть чадом Церкви.
Хотелось бы отметить, что политическая активность православных верующих подразумевает, прежде всего, деятельность мирян, а не священнослужителей.
Да, безусловная обязанность священнослужителя давать духовную оценку тому или иному, в том числе и политическому, событию, но мирянин может давать и оценку политическую, особенно в том случае, если он является профессиональным политиком. Апостол Павел говорит так: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7:20, 24). И, действительно, христианство, внося в мир человека удивительные нравственные принципы, однако не отменяет дисциплину жизни. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорят так: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе».
Однако! По благословению Священноначалия «православные миряне могут полноценно участвовать в политической деятельности, выдвигаться и избираться на любые посты, создавать политические партии или особые группы в рамках партий».
Документом, принятым 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» определяется, что, в исключительных случаях возможно «избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти может быть вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью». В каждом подобном случае Священный Синод определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение.
В молитве Святому Духу мы говорим о Боге «Иже везде сый и вся исполняяй»! Бог Своей благодатью наполняет любую достойную деятельность человека, к которой, вне всякого сомнения, относится и политическая деятельность, ибо без таковой невозможно функционирование государственной системы, которая, в свою очередь, своей целью имеет заботу о людях, в этом государстве живущих. И когда мы слышим от православных людей о том, что «Церковь должна быть вне политики», то это сильно печалит. Ибо это невозможно! Это утопия! Если православные люди будут вне политики, они окажутся в гетто!
Удивительно, что таковые люди хотя и называют себя православными, однако разделяют взгляды большевиков в 20-е гг. – которые хотели чтобы верующие люди заперлись в церковной ограде, а служение Церкви сводилось исключительно к богослужебной деятельности!
Однако подлинная традиция Церкви не такая.
Церковные люди – истинные патриоты – не раз в истории нашего Отечества возвышали свой голос в той или иной сложной политической ситуации. Примеры тому – преподобный Сергий Радонежский, священномученик Ермоген, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Патриархи Тихон, Сергий, Алексий и другие. И хотя, преимущественно, их призывы сводились к патриотизму и миру, однако оценивать их позиции, как политически индифферентные, полагаю, будет не верно.
Православные люди в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют полное право выражать свое суждение (в том числе и осуждение) в отношение того или иного политического явления (будь то
партия или принятие какого-либо закона), того или иного политического события. А если эти православные христиане занимаются практической политикой, то это не только их право, но и прямая обязанность!
Политика – должна быть делом , которым занимаются люди с добрым сердцем и чистыми руками, патриоты своего Отечества, преданные своему народу и заботящиеся о его благе.
Приход в политику высоконравственных, совестливых и ответственных людей и ознаменует создание в России гражданского общества.
Приложение:
Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний.
Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах [1]
Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Церковь в лице своих полномочных представителей может взаимодействовать с политическими партиями и отдельными политиками.
Однако существует ясная грань между таким сотрудничеством и политической поддержкой в ходе предвыборных кампаний и в целом в контексте политической борьбы. Священнослужители и монашествующие, а также миряне, являющиеся руководителями синодальных и епархиальных учреждений, в силу их добровольного согласия на следование церковной дисциплине не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации, даже если их кандидатуры выдвигаются общественными организациями или предлагаются органами власти на местах. Кроме того, иерархам и духовенству не следует занимать должности в органах исполнительной и судебной власти, за исключением несения пастырских обязанностей в этих учреждениях.
Необходимо повсеместное осуществление решений Архиерейских Соборов и Священного Синода, согласно которым иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней (наднациональные, общегосударственные, региональные, местные) [2].
Недопустимо участие лиц в священном сане и монашествующих в предвыборной агитации и их членство в политических организациях. Лица в священном сане и монашествующих, занимая определенную политическую позицию, выражают ее свободным тайным голосованием. Православные миряне могут полноценно участвовать в политической деятельности, выдвигаться и избираться на любые посты, создавать свои политические
партии или особые группы в рамках партий. Миряне, работающие в общецерковных учреждениях, не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах и участвовать в деятельности политических партий без благословения Патриарха и Священного Синода, а миряне, работающие в епархиальных учреждениях, и учащиеся духовных школ — без благословения епархиального архиерея.
Церковные контакты с политическими организациями или отдельными политиками должны служить благу человека и народа, помогать людям созидать мир и согласие в обществе. Священнослужители и онашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера. Священнослужителю, монашествующему или мирянину, выражающему собственные политические убеждения, следует говорить только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви. Недопустимо излагать личные политические взгляды с церковного амвона, а также предоставлять для политических мероприятий церковные помещения.
Отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как ее самоустранение от происходящего в стране и мире. Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или
общественной жизни, о пропаганде греха, о нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, о деградации или разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей, о воспитании подрастающего поколения, заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях. Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний.
В контексте избирательной кампании уместно призывать граждан к осмысленному участию в голосовании, а политиков — к проведению честных выборов, к снижению накала политических страстей, к заботе о мире, солидарности и согласии в обществе. Подтверждается актуальность позиции Церкви, подробно изложенной в V главе «Церковь и политика» Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.
[1]
•
Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества в период с 29.01.2010 по 01.10.2010.
•
16.12.2010 проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии.
•
Проект был переработан редакционной комиссией под председательством Патриарха в ее заседаниях 25-27.01.2011 с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии.
•
Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29.01.2011 под председательством Патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.
•
Священный Синод в своем заседании от 31.01.2011 определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора.
•
02.02.2011 Освященный Архиерейский Собор принял документ.
[2] Исключения из этого правила могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью. В каждом подобном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии.
Источник: сайт Новосибирской региональной общественной организации «ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР»