Олеся Николаева: «Борьба ангелов»
Почти закончила книжку о Грузии, главы из которой и решила напечатать в фейсбуке. Может быть, не в том порядке, в каком они будут в окончательном варианте. Но вот – одна из них, для начала…
БОРЬБА АНГЕЛОВ
В книге пророка Даниила есть поразительное откровение о соперничестве между собой двух ангелов у Престола Божьего. Один ангел назван «князем персидским», другой – «князем греческим». Возвестил ему о том сам архангел Гавриил. Явился он Даниилу после «трех седмиц» строгого поста и «сетования» в виде мужа, облеченного в льняную одежду и опоясанного золотом из Уфаза. «Тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и голос его – как голос множества людей». (Дан. 10:6)
Толкователи Священного Писания поясняют, что Небесная Церковь соучаствует в Божественном Промысле о народах мира, что каждой стране, народу и племени даны ангелы-хранители, а символическая тяжба и даже борьба ангелов – это их попечения и молитвы о своих народах. В данном библейском рассказе небесный покровитель иудейского народа Гавриил молился об окончании Вавилонского плена и возвращении иудейского народа на родину для восстановления Иерусалимского храма. Но Ангел-покровитель народа персидского просил, напротив, о продлении плена, чтобы персы через плененных ими иудеев пришли к вере во Единого Бога. Оба ревновали о славе Божьей и радели о спасении людей, но каждый видел пути этого спасения по-своему. Поэтому такая борьба ангелов может быть названа благочестивой, ибо через нее проявляется их любовь к Богу и к людям, которые им поручены. Хранительницей Грузией считается сама Царица Небесная – по Преданию, Иверия – это апостольский жребий Матери Божьей. После Вознесения Христова, когда апостолы собрались в Сионской Горнице, чтобы решить, в какую страну идти каждому из них, Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди и собралась в далекую страну Иверийскую. Но Господь велел ей оставаться в Иерусалиме и обещал, что жребий ее не останется всуе: апостолы Андрей и Симон, которым она вручила Свой нерукотворный образ для благословения Грузии, отправив их в путь. И тем не менее, в русских и грузинских летописях Иверия называется Уделом Пресвятой Богородицы.
Апостол Андрей Первозванный проповедовал Евангелие в Иверии, Колхиде, на Северном Кавказе, в Тавриде и Скифии, а закончил свой путь в греческом городе Патры, где был распят.Проповедовал в Грузии и апостол Симон Канонит, могила его находится в Анакопии, и апостол Варфоломей, обошедший со Словом Божьим юго-восточную часть. Был там и апостол Матфий, избранный в число апостолов по жребию на место Иуды Искариота: его путь лежал в Сванетию, где он многих обратил в христианство, в том числе и царицу сванов Диодору. Вернувшись же в Иерусалим, он принял ту же смерть, что и первомученик Стефан: синедрион приговорил его к побиению камнями.
Но первой по времени именно грузинской святой стала блаженная Сидония, еврейка из Мцхеты, сестра раввина. Она лишь услышала о Нем, как сразу уверовала как в Мессию и Спасителя. И когда ее брат раввин Элиоз отправился в Иерусалим (это было как раз накануне крестной смерти Иисуса Христа), она просила привезти ей какую-нибудь Его вещицу, которую она бы хранила как благословение и святыню. Элиоз был у Голгофы при распятии Господа и купил Его хитон у одного из воинов, которые поделили меж собой ризы Спасителя.
Святая Сидония, приняв хитон как величайшее сокровище и крепко прижав его к груди, как только услышала от брата о Голгофских мучениях и смерти Иисуса Христа, от великой скорби упала бездыханная и умерла. Царь Амазаер, услышав о хитоне, захотел забрать его себе, однако никакая сила не могла разжать руки Сидонии, сжавшей его так крепко, что пришлось ее похоронить вместе с этой святыней. На этом месте вырос могучий кедр, который простоял здесь три столетия. Жители Мцхета, однако, стали замечать, что больные птицы, прилетая к кедру и садясь на его ветви, клевали листья и выздоравливали, а дикие звери приходили к нему и поедали опавшую листву. Получали исцеления и недугующие люди, столь велика была благодатная сила, исходившая от хитона Господня, глубоко в земле обвившего корни огромного древа.
История о том, как хитон был перевезен в Россию, а потом вернулся в храм Светицховели, который по праву считается «сердцем Грузии», пронизывает века, в течение которых Грузию завоевывали то язычники, то мусульмане, пока Господь не посылал ей избавителей в лице ее царей, цариц и полководцев. Сохранился рассказ о том, как жена султана велела раскопать могилу Сидонии и похитить Хитон. Но пламя вырвалось из-под земли, опалив рабов, а сама жена султана ослепла.
Итак, Сидония стала первой грузинской святой. Существует народное предание, по которому во время Второго Пришествия Христа Сидония выйдет к Нему навстречу, держа в руках Хитон как свидетельство своей вечной любви, от которой никто и никто не может отлучить человека, любящего Бога.
Вот я и отправились в паломничество во Мцхета, где была погребена вместе с хитоном Господним святая Сидония, где жила святая Нино в какой-то бедной хижине, сплетенной из ветвей деревьев, или, как называет ее свят. Димитрий Ростовский, палатке. Теперь это место, где молилась просветительница Грузии, окружает женский монастырь.
Когда читаешь ее житие, свидетельствующее, что она непрестанно была руководима Матерью Божьей и святыми ангелами: они говорили с ней, благословляли, хранили и поддерживали на путях ее служения, отходит на задний план каждодневный труд – кровь и пот этого подвига. Но если представить, что она совсем юной девушкой оставила родной дом, а жила она в Каппадокии в весьма знатной семье, и есть свидетельства, что была она родственницей святого Георгия Победоносца, дочерью римского воеводы и племянницей Иерусалимского патриарха, и отправилась в далекий Иверийский край, к язычникам-идолопоклонникам, чтобы поклониться Хитону Господнему и принести туда Слово Божье, то это кажется невозможным предприятием и неисполнимой задачей. Но в жизни христианина не путь невозможен, но сама невозможность есть этот путь.
Еще в дороге святую Нину ожидали страшные испытания: она направлялась в Иверию с духовными сестрами – пятьюдесятью тремя девами и царевной Рипсимией, бежавшими из Рима от гонений Диоклетиана. Но в Армении на них напали язычники и зверски убили всех ее спутниц – Нине чудом удалось скрыться, и дальнейший путь до Мцхета – через горы с дикими зверями, через ущелья со змеями – она проделала одна.
Много чудес сотворил Господь через свою избранницу – по молитвам ее были сокрушены идолы, исцелялись бесноватые и больные, но главное состояло в том, что царь Картли, царица и даже первосвященник карталинских евреев Авиафар, а с ними и множество народа приняли Христову веру. В бурных водах Арагви, как в купели, было совершено крещение Грузии: первыми в эти воды вошли цари и вельможи, а затем и остальной народ. Освященные воды смыли с ее лица кровь идольских жертвенников. Иверия стала христианской страной.
Есть предание о том, что крест, с которым отправилась святая в далекие земли, был дан ей еще в Иерусалиме самой Царицей Небесной – две виноградные лозы, сложенные крест-накрест.
Как написано у пророка Ездры: «Из всех растений Господь избрал себе виноградную лозу» А пророк Иеремия говорит: «Я насадил тебя как благородную лозу – самое чистое семя» (Иер. 2: 21). Лоза – образ Евангельского учения. В Грузии оно связано со святой равноапостольной Ниной, которая символически связала и переплела две лозы своими волосами.
Этот святой крест и поныне хранится в кафедральном Соборе Сиони.
И еще один символ, сразу возникающий в голове, но от этого не менее непреложный: лоза – побеги – виноград – вино. Россия – поля пшеницы – зерно – мука – хлеб. Грузия – вино, Россия – хлеб.
Россия и Грузия – хлеб и вино, за Божественной евхаристией претворяемые в Тело и Кровь Христову…
Святые ангелы Божьи – «князь» России и «князь» Грузии, молите Бога у Его Престола, как вы молитесь о «соединении святых Божьих Церквей», о взаимной любви христианских народов наших!..
АНГЕЛЫ
Я знаю тончайших, незримых,
и вытянутых в небеса…
Но мощные ангелы Рима!
Их мускулы, их телеса!
Литой гладиаторской статью
и крепким мечом у ноги
они верховодят над ратью
трусливой земной мелюзги.
Чеканной и мраморной силой,
округлостью яблок глазных
они поднимают унылых
и мягкими делают злых.
И воины кесаря, право,
пред ними – всё сброд и пурга.
Мир – Риму, а Господу – слава,
А ересиарху – в бега!