Вахтанг Кипшидзе: «Пасха – это не праздник созерцания, это праздник действия, соучастия с Христом в его делах, насколько это возможно по мере сил каждого из нас.» (21.04.22)

Вахтанг Кипшидзе – зампред Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, автор тг-канала @angry_opposum специально для Друида @wisedruidd

Праздник Воскресения Христова, который в этом году отмечается 24 апреля, не был полностью искоренён и во времена воинствующего безбожия. Разумеется, в условиях пропаганды атеизма он был редуцирован до домашних «ритуалов» покраски яиц и, где это было возможно, освящения куличей в храмах. Эти традиции сами не свидетельствовали, конечно, о глубокой вере и просвещённости в христианстве, но были неким временным вместилищем народной памяти о Православии. Памяти, которая позволила нам за последние годы во многом вернуться к своим духовным корням. Да, конечно, многим ещё предстоит пойти дальше пасхальных народных традиций.

Пасха – это праздник, который напоминает нам о победе над смертью. Но делая это он напоминает и о самой смерти. Современный мир более пронизан страхом смерти, чем во времена Христа. Но этот страх сильно закамуфлирован. Смерть слишком плохо вписывается в идею комфортного и безопасного мира, к которому мы все привыкли стремиться. И наше ожидания постоянно поддерживаются новостями о росте продолжительности жизни, новых достижениях науки, которая одерживает «всё более решительные» победы над болезнями. Публичное пространство полно оптимистичными сведениями, что не сегодня-завтра земное бессмертие станет реальностью. Но это иное бессмертие, чем то, о котором свидетельствует нам праздник Пасхи. Это бессмертие без смерти, без переживания несовершенства мира и тех страданий, которые в нём есть.

Если мы стремимся к бессмертию без смерти – мы отвергаем искупительную жертву Христа, его крестные страдания, принесённые ради человечества. Апостол Павел говорит нам, что если «мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6.8). Хотим ли мы умереть со Христом? Или хотя бы стремиться к переживанию его крестной смерти? Этот вопрос особенно актуален в наши дни, когда мы видим военные действия и дыхание смерти совсем рядом с собой. Когда принимают смерть наши воины, отстаивая свободу нашего народа, «отдавая душу свою за друзей своих».

Праздник Пасхи – это праздник победы, а победы не может быть там, где есть страх и ложь. В непростые времена нам негде искать уверенности и правды, кроме как в православной вере: там, где их находили наши предки. Пасха – это не праздник созерцания, это праздник действия, соучастия с Христом в его делах, насколько это возможно по мере сил каждого из нас.

Источник: https://t.me/wisedruidd/3195