Лев Пирогов «Бессмертная Россия»
Девятое мая, вечер. Праздник закончился. Через вентиляцию слышу, как в соседней квартире какой-то мужчина громко поёт сам для себя «День Победы». Совсем рядом. Испытал острое желание ему подпеть. Вообразил, как здорово это будет. Особенно, если и другие соседи подключатся. Всей нашей панелькой…
Уверен, многие в этот вечер испытывали похожее чувство. Зря я засмущался и не попробовал. В этот день у нас бы обязательно получилось.
А начался этот день со звонка в дверь. Две благообразные городские старушки с елейными лицами.
— Здравствуйте! Как вы думаете, сегодня праздник радости или праздник печали?
С утра они ещё на что-то надеялись. Думали – будем как обычно нудить, нудить и занудим всё на свете. Даже термин к празднику такой появился — «рассуждизм» . Это когда всякие «аналитики» «предлагают задуматься». «Let’s talk about it», — как любят говорить те, кто составляет им методички. Например, над «ценой победы». Или вот:
— Как вы думаете, сегодня праздник радости или праздник печали?
Я бы, мгновение честно подумав, сказал, что радости – и тем самым поддался бы искушению «деньпобедного рассуждизма». Но моя жена — она соображает не в пример быстрее меня.
— Мы православные, — отрезала она и закрыла дверь.
Тьфу, и точно. Это ж сектанты. Ишь, как они спелись, нашли друг друга – любители «поговорить о Библии» и о том, «нужен ли нам Парад, а может, лучше эти денежки раздать ветеранам».
Кстати, а почему они у нас-то об этом спрашивают?
Я у ветерана спросил – у последней в нашем роду, кто войну видел, — прабабушки наших детей. Хотела бы она, чтобы государство выдало ей вместо парада пятьсот тысяч рублей и сделало ремонт в доме?
Она махнула рукой:
— Не такое терпели… Мне, наоборот, пусть лучше они (правнук и правнучка) помнят, как мы воевали. Как же без Парада… Дед Тима бы как радовался – на танки новые посмотреть…
Дед Тима, командир «Тридцатьчетвёрки», девятого мая 1945 года ещё воевал – в Праге.
Теперь мы знаем: они (правнук и правнучка) будут об этом помнить. Как помним мы. И не чем дальше, тем слабее («война жива до смерти последнего ветерана» — лопотали рассуждисты), а наоборот. Чем дальше – тем сильнее. Тем больше.
Тут ведь что получилось. Раньше наше поколение – тех, кто шёл вчера по улицам «Бессмертным Полком», находилось в тени – за спинами ветеранов. Это они – помнили, а мы зевали в пионерском строю. Слова «никто не забыт, ничто не забыто» ничем не выделялись в ряду других правильных, красивых и важных слов, на которые было так щедро наше советское детство.
Увидеть вчера, как эти слова оживают, понять, что они всегда были настоящими, и более того – что мы сами и были этими словами, — это сродни потрясению.
Это не слова ожили. Это ожили – и стали помнить – мы сами. Потому что пришла наша очередь. Только и всего.
Нет, не Бессмертный Полк шагал 9 мая по нашим улицам. Не дивизия. Не корпус. 12 миллионов? Нет такого войскового соединения. Это шагала нация. Это шёл бессмертный русский народ.
Никуда ничего не делось. Не кануло в торгово-развлекательных центрах, не растворилось на курсах «американского английского». Мы есть. Вчера мы это увидели.
И пусть молодые повязывают ленточки на модные рюкзачки. Пусть, как на карнавал, разрисовывают машины. Живы люди – жива и радость. Праздник – жив.
С сединою на висках…
С нашей теперь уже.
А помните звоночки? С разных сторон и всегда неожиданные: «Восемь-восемь-восемь» и Стояние к Поясу Богородицы. Ошеломительный успех неприметной с виду книжки «Несвятые святые» и обкарканная, но не испорченная Олимпиада. Русская Весна – и как испуганно притихли в те дни все каркальщики… Вчера они тоже прикусили язык. Сработал инстинкт самосохранения.
«Что на самом деле должно быть 9 мая?», — самонадеянно рассуждает продвинутый модный сайт. Я читать не стал. Мне всё равно, что они думают. Я знаю, что должно быть.
То, что было вчера.
http://svpressa.ru/society/article/121347/